Українська правда

Светлана Рябошапка для "ЭП":
Срочно требуются разрушители мифов

А вот чего у нас, судя по партийной рекламе, нет – так это выбора. К портрету (или – натюрморту?) "Украинский избиратель глазами властей" надо добавить ещё один штрих – полное отсутствие мозгов при полном присутствии желудка.

Неделю назад мой телевизор, вместо того, чтобы показать, что дальше случилось с львиным прайдом на канале Animal Planet, тихо вякнул и превратился в молчащий черный квадрат. Я поначалу очень огорчилась, потому, что люблю смотреть про диких зверей, а ещё – про то, как американцы и англичане спасают обычных городских собак и кошек. И про всякие технические чудеса и диковины я тоже люблю смотреть, но это – уже на Discovery, там, где парочка по-хорошему чокнутых мужиков развлекается и публику развлекает – тем, что берёт самые что ни на есть идиотские басни (к примеру: можно ли погибнуть, влезши ногами во включённую стиральную машину) и опытным путём проверяет их на правдивость. "Разрушители мифов" называется.

Старые выпуски этой программы крутят и некоторые наши телеканалы, но наши предвыборные телеканалы я искренне не смотрю. Потому, что боюсь. А как же не бояться, если включишь ящик, а там Инна Германовна с Коновалюком, Анна Герман с Тарасом, или, того страшнее – депутаты, в бешеном темпе и за большие деньги, готовящиеся к новым выборам, которые при этом ещё и делают вид, что заседают в прошлом парламенте. Андерсен, Андерсен, Ганс-Христиан – ну куда там твоему одинокому "Голому королю"? У нас их давеча под куполом ВР две с половиной сотни собралось – во всей красе.

Страшно то, что предвыборные персонажи – в отличие от диких хищников Африки – подрывают мою простую и бесхитростную веру в человечество. Впрочем, насчёт самих предвыборных персонажей никаких иллюзий нет, как и не было. Тут вопросов не возникает: работают люди, в меру своих умственных и финансовых возможностей, на собственное приятное во всех отношениях будущее. Пугает другое – то, как они представляют себе меня. Своего рядового избирателя, чьего голоса они так настойчиво домогаются: басовито курлычут в телевизорах, страстно токуют в радиоэфире, призывно распускают перья на газетных полосах. И всё это – только ради того, чтобы втолковать мне, не понимающей, в чём моё истинное счастье. Или – на худой конец – материальное благополучие. А я всё продолжаю не понимать. Потому, что тут уж отдыхает не только старый добрый Андерсен, но и Сальватор Дали с его "сюрреализмо!"

Картина "Украинский избиратель", нарисованная по рекламным лозунгам и предвыборным "заманихам", выглядеть должна так: это работающий в бюджетной сфере, абсолютно нищий пенсионер, непрестанно думающий о том, куда бы ему поселиться со своей молодой семьёй, в ожидании третьего ребёнка и счетов за трёхкомнатную квартиру, прибавки жалования, и отмены армейского призыва, от которого она (избиратель) уже третий год скрывается на заработках в Португалии, где он ремонтирует подмосковные дачи. Да, что-то в этом духе…

Понятно, что у нас всё это есть – и несчастные пенсионеры с бедствующими бюджетниками, и бездомные молодожены, и безденежные многодетные мамы. А вот чего у нас, судя по партийной рекламе, нет – так это выбора. Потому, что выбор между добрым дядей, обещающим 50 тысяч (не важно, за что и с какого бодуна) и очень добрым дядей, обещающим по тому же поводу 100 тысяч, это – не выбор. Это издевательство над здравым смыслом. Поэтому к портрету (или – натюрморту?) "Украинский избиратель глазами властей" надо добавить ещё один штрих – полное отсутствие мозгов при полном присутствии желудка. Такому избирателю абсолютно всё равно, куда идёт его страна и где она может оказаться в ближайшем будущем – он ведь без передыху рожает, исключительно для того, чтобы получить материальную помощь. А в какой политической части света, в каком обществе будут жить эти новорожденные, на каком языке говорить, и какие книжки читать – это уж не его, избирателева, ума дело. Такой "избиратель" не ждёт и не желает от властей ничего, кроме подачек, подачек, подачек. Такой избиратель знать не знает, что в истории не было случаев, когда правительство "кормило народ".

Зато известны случаи, когда правительство делало удачные реформы (читатель, вы ещё помните это слово?) – и через некоторое время народ начинал кормить себя сам, да ещё и правительству на харчи зарабатывал. Но этого "украинский избиратель", охмуряемый и окучиваемый политиками, тоже, по их мнению, не знает. Даже Юлечка, умница-красавица наша, презентовала было "Украинский прорыв" как пакет реформ, но не выдержала и вместо сети для ловли рыбы принялась обещать народу раздачу готовой ухи. А что делать, если Янукович с Азаровым уже громко раздают нуждающимся по мешочку рыбьих костей – из государственных закромов, разумеется? Юрочке Луценко, ему-то хорошо: НУ-НС при любом раскладе – в парламенте, и почти при любом раскладе – в коалиции, даже особо "кормить избирателя" не надо…

Умные головы придумали, что вопросы стратегии развития страны "раскалывают народ". Да, раскалывают – но это, с точки зрения выборов, ещё полбеды, а совсем беда – это то, что определённость в вопросах стратегии обрезает голоса у конкретных партий. Сказала, например, партия N, что она хочет идти всей страной в Европу – потеряла голоса тех, кто всем организмом в Азии. Или, не дай Бог, партия NN заикнулась, что неплохо бы присоединиться к цивилизованному миру – для начала хотя бы через НАТО. И немедленно понесла большие электоральные потери – в лице тех, кто до сих пор смотрит страшные сны про "грязный натовский сапог" что-то там топчущий и "военщину", чем-то привычно бряцающую…

Что ж, в своих опасениях по поводу раскола умные головы были абсолютно правы. Но это им не помогло – у оппонентов уже проклюнулась, и обещает заколоситься, заплесневевшая было идейка с референдумом "по языку и НАТО". Впрочем, это – так, вспомогательный манёвр. Чтобы принципиально-одноязычный избиратель не забывал, кто готов всю страну положить, но его интересы отстоять. Главная фишка нынче выбрана другая: чтобы "покрыть" максимум избирателей, им обещают деньги. Без стратегических подробностей – просто деньги: тысячи, пенсии, вклады, льготы, прибавки. Подозревают ли умные головы, что тут "спрятан" самый жестокий раскол – раскол между голодными и беспомощными "потребителями" и относительно сытыми и энергичными потребителями – мне не ведомо.

Светлана Рябошапка
Светлана Рябошапка
И тут самое время вернуться к объявленным в самом начале страхам. Сразу скажу – вот такого "голодного избирателя", на которого делают ставку на этих выборах главные игроки, и чьим портретом мы только что любовались, я и боюсь на самом деле. Потому, что если этот избиратель – не миф, а реальная сила, которая в итоге решит судьбу страны, то у страны нет будущего. ("Будущее страны, судьба страны" - это одновременно и высокие слова и низкие штампы, автор в курсе). Как бы это жёстко не звучало: у страны нет будущего, если его определяют голодные и обездоленные. Равно – как и зажравшиеся и равнодушные. А ведь нынешняя предвыборная кампания фактически оставила за скобками тех, кого интересуют перспективы. Не перспективы получить лишнюю (НЕ лишнюю!) сотню гривен, и не перспективы наварить лишний миллиард, а перспективы человеческого существования в обществе человеков.

На сегодня мы получили систему из двух взаимоисключающих, абсолютно несовместимых, мифов. Миф первый: большинство населения Украины в том состоянии, когда не интересует ничего, кроме выживания, его можно купить на подачки с барского стола, и продолжать покупать в том же духе – пока не закончится население. Миф второй – Украина в перспективе может стать страной, в которой работают демократические институты – страной благополучной и бюргерской. Один из этих мифов неминуемо будет разрушен. Быть может – даже раньше, чем предполагают умные головы…

P.S. А телевизор я непременно починю. Сразу после выборов.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.