Українська правда

Возможно ли украинское экономическое чудо?

Для Украины, после стольких лет раздрая, десоциализации и экономической деградации, остановить развал и падение, а затем и начать подьем, будет означать настоящее чудо. Но чудес не произойдет, если народ не предъявит духовные чудеса превращения из постоял

Можно утверждать, что фактически ХХІ век для Украины начался на рубеже 2002–2004 гг., которые стали знаковым пунктом в ее истории. Cоциальный заказ на качественно новую идеологему развития страны сформировался уже к 2002 г., хотя потенциально он существует уже несколько лет.

Либо будем еще долго спорить об очередных ошибках в стратегии и тактике власти и возможных потерянных годах, даже десятилетиях, либо надо приступить, как можно быстрее, к модернизации страны, с опережающими темпами развития общества и государства, которые могут быть быстрыми и результативными.

Анализируя современное состояние украинского общества, можно еще надеяться, что создание современного, европейского, социального общества в Украине возможно, но, к сожалению, не неизбежно. Страна задыхается без технологий и инвестиций. Выработаны физические и моральные ресурсы всех основных фондов предприятий, доживает свой век жилищный фонд страны, пришла в негодность практически вся подземная и наземная инфраструктура. Прожорливая на энергоресурсы промышленность не оставляет никаких надежд на конкурентноспособность украинской продукции. Проблемы нарастают как снежный ком.

Наивный лепет с экранов политиков всех цветов и оттенков о предлагаемых сценариях вывода Украины из кризиса, только подчеркивает беспомощность правящего слоя страны.

Для того, чтобы предложить украинскому обществу новую стратегию и программу развития, необходимо последовательно решить задачи, которые позволили бы создать качественно новый продукт – Стратегию нации в первой четверти ХХІ века.

Во-первых, понять, каковы основные мировые тенденции развития, какие из них определяют в решающей степени будущее человечества, наций и государств, то есть определить объективные, магистральные пути развития экономики и общества в нынешних, реальных условиях;

Во-вторых, основываясь на глубоком обьективном анализе (тотальной инвентаризации) украинского государства и общества, определить реальное место Украины, ее перспективу в мире, особенности ее развития, понимая основные проблемы, стоящие сегодня перед страной. Прежде всего, конечно, это адекватная оценка возможностей Украины. Это предполагает, прежде всего, выделение слабых и сильных сторон, свойственных для Украины, использование ею конкурентных преимуществ и ликвидацию наиболее слабых мест.

В-третьих, предложить новый алгоритм государственного развития, то есть собственно программу как совокупность приоритетов, идей, механизмов и способов решения задач.

В-четвертых, как часть государственной стратегии предложить долгосрочную программу социально-экономического развития страны.

Необходимость выбора сценария развития Украины стала в настоящее время уже не просто очевидной, но и безотлагательной. Общество должно сделать принципиальный выбор в пользу того или иного сценария развития. Учитывая ту данность, что в современных условиях невозможно развиваться в изоляционно-национальной "скорлупе", Украина должна определиться в выборе союзников и стать полноправным членом выбранного союза или блока стран. Откладывание такого выбора "на потом" – прямой путь к маргинализации.

Далее, нужно перейти к формированию конкретных политических и экономических средств достижения этих целей. Эта работа не может быть поручена государственным институтам на уровне минфина или минэкономики. Советско-бухгалтерские подходы здесь не помогут.

Процесс формирования стратегии должен стать публичным, с широким привлечением не только отечественных и зарубежных экспертов, но и общественности страны.

Стратегия развития Украины должна стать официальным документом, подводящим итоги общенациональной дискуссии. Именно тогда все институты власти и исполнители, от законодательной и судебной власти до чиновников на местных уровнях, будут ориентированы на идеологию и логику действий власти, решать не только принципиальные, но и частные вопросы, соизмеряя и соотнося их с общим стратегическим планом.

Интересно было бы ознакомиться с подходами к подготовке программы развития Украины иностранной консалтинговой фирмой, которая по заказу Фонда Ахметова берется за такую непосильную для одной фирмы работу. Все-таки написание бизнес-проектов для металлургических или энергетических отраслей несколько отличается от подготовки программ развития страны, где кроме сухих цифр присутствуют еще живые люди.

Тем не менее, надо отметить, что это пока первая и единственная попытка серьезного подхода к такой архисложной теме, как разработка программы развития страны. Поэтому вместо оголтелой критики намерений Ахметова и его Фонда эффективного развития, следует поддержать его инициативу, включиться с ним в работу государственным, научным институтам, общественности. При условии непременного общего руководства процессом Фондом Р.Ахметова. Иначе все будет загублено.

Нет особого украинского пути! Есть единственный путь, путь разумных, ответственных людей, которые примут все лучшее и отвергнут все негативное, что есть в опыте соседей, взамодействуя с ними, поставив великие цели, приобщив к их достижению все лучшие силы народа, опираясь на то, что еще есть под небом Украины.

Должна заработать логика невозможного. Уйти от навязываемых штампов в способах развития. Вскоре после войны кто-то из журналистов бросил фразу: Германия – это куча мусора, в которой копошатся 40 млн. голодных немцев. Меткий образ наглядно характеризовал состояние побежденной страны.

Алекс Родионов
Алекс Родионов, руководитель фирмы Donbass Wirtschaft Kooperation GbR
Как встали с колен немцы? Каким образом преодолели разруху и в короткий срок добились процветания и стабильности? Их спасло "экономическое чудо". Чудо построенное руками, разумом и сердцами немецкого народа. Через 20 лет после катастрофы поражения, Германия ворвалась в группу самых развитых стран мира.

Кстати, в Германии внимательно следят за процессами в Украине. Несмотря на кажущуюся отстраненность от украинских событий высшего руководства страны, в Германии существуют, практически во всех министерствах и ведомствах, отделы, отвечающие за связи с украинскими коллегами. Экономические и политические институты отслеживают, анализируют процессы и готовят рекомендации для министерств и для правительства в целом.

В разговорах с ними часто можно услышать недоуменные вопросы - неужели украинским коллегам не интересны наш опыт и наша помощь? Не с кем обсуждать налаживание совместной работы! Непрофессионализм, частая смена украинских партнеров, причем каждый новый партнер привносит с собой диаметрально противоположные понимание целей и форм сотрудничества.

Что касается намерений фонда Р.Ахметова, то в Германии проявляют к нему не только повышенный интерес, но и готовность участвовать в работе фонда.

Для Украины, после стольких лет раздрая, десоциализации и экономической деградации, остановить развал и падение, а затем и начать подьем, будет означать настоящее чудо. Но чудес не произойдет, если народ не предъявит духовные чудеса превращения из постояльцев Гулага в свободных людей, желающих жить в человеческих условиях, в окружении цивилизованных стран. Выбор за нами.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.