Вакансия: политрук по работе с элитой (Часть І)
Я оптимист. Во всяком случае, я сознательно пытаюсь вырастить свой оптимизм изнутри. Нет народов, априорно недостойных лучшей жизни. Процент дураков во всех странах приблизительно одинаков. Вся разница в социальных привычках, в том, что можно накрыть терм
Три последних месяца сожрали остатки иллюзий по отношению к интеллектуальным способностям нынешней украинской элиты.
И это хорошо. Эта подводная лодка должна лечь на дно прежде чем начать всплывать. Хорошо, что дно уже видно. На нем написано крупными, и, в тот момент, пока мы пишем этот текст, еще не кровавыми буквами, что страной управляет безответственный правящий класс. Начиная от секретарских, верховнорадских и кабминовских деятелей с совпрофсоюзным, комсомольским и бухгалтерским прошлым и заканчивая самым распоследним олигархом или олигархшей.
Вряд ли причина безответственности и абсолютной интеллектуальной непроходимости правящего класса только в его угрюмом советском и профсоюзно-комсомольском прошлом.
В конце концов, каждый устраивался как мог – кто был сам партайгеноссе, кто по-бухгалтерски удачно женился, а кто и, не будем скрывать, удачно вышел замуж за партайгеносского сына, в то время, как остальной советский народ только начинал переходить от первоначального накопления эпохи развитого социализма к торговле носками и турецкими куртками на базарах. Каждый устраивался как мог, но за истекшее с кулечно-носочного и профсоюзно-видеосалонного этапа время можно было бы всему научиться. И способности вырабатывать из первичных "понятий" - правила и следовать им, и способности мыслить не на месяц-год вперед, а стратегически. Можно было бы научиться и тому, что называется noblesse oblige-ответственности перед территорией, временно вверенной им в управление, ответственности, вытекающей просто из факта его, украинского правящего класса, неординарного положения.
К сожалению, ничего этого не произошло. Результаты налицо – Украина как экономический и социальный организм, как мы уже писали здесь, пасет задних по сравнению со странами, стартовавшими проблизительно с той же точки. Триста пятьдесят миллиардов долларов польского ВВП против восьмидесяти украинского, почти триста миллиардов долларов в год абсолютного отставания – вот чистый остаток деятельности кучм, кравчуков, януковичей, тимошенко, ющенко и прочих яценюков, не говоря уже о луценко и сознательно не поминая всуе олигархов, которые наравне с кучмами и ющенками несут ответственность за эти недозаработанные гражданами - и самими олигархами! - миллиарды.
Ничего этого элитарного, высокого, действенного, как, например, в Эстонии, Чехии или хотя бы Польше – не произошло и произойти не могло. И причина, как нам кажется, кроется в самом украинском народе.
Спрос рождает предложение и наоборот
В Украине просто нет спроса на другой правящий класс. Вот он и не появляется. Будущие украинские де Голли, Бисмарки, Блеры, Тетчеры и Рейганы, Рокфеллеры и Биллы Гейтсы проявляют свои таланты в политическом консультировании или маркетинге – в лучшем случае, а в худшем – продолжают торговать в обобщенном смысле все теми же носками на тех же базарах и соревноваться в мелочном и интеллектуально отупляющем налогообхождении с государством.
Украинский народ имеет спрос на образ Верки Сердючки. Из политических и экономических Верок Сердючек украинская элита и состоит. Эта элита ездит в брюссели, москвы и вашингтоны точно так же, как Сердючка съездила в Хельсинки: показать, что Украина еще есть, ще не вмерла, и что она умеет "дуркувати".
Я оптимист. Во всяком случае, я сознательно пытаюсь вырастить свой оптимизм изнутри. Нет народов, априорно недостойных лучшей жизни. Процент дураков во всех странах приблизительно одинаков. Вся разница в социальных привычках, в том, что можно накрыть термином "культура". И привычки эти, образ действий, присущий нациям условно более успешным, можно взрастить так же, как я взращиваю свой оптимизм по отношению к Украине.
Прежде, чем Украина сможет выставить своих лидеров против лидеров все более глобализованного мира, спрос на такую элиту должен появиться у украинского народа. Никакие НАТО, ЕС или ЕЭП или ВТО не вытянут Украину за шиворот из интеллектуального болота (а на это, видимо, и надеются те, кто отстаивает идею вступления страны куда-нибудь, где условно лучше), пока у нее у самой не появится шило в ягодичной области.
Пока у граждан страны не появится то, что французский философ Мишель Фуко называет способностью к критическому государственному мышлению. Пока у украинцев – русско ли язычных или украиноязычных – не зародится и не укоренится навечно вопрос "как не быть управляемым" или, как сам Фуко уточняет – "как не быть управляемым именно так, как управляют тобой сейчас: именно этими способами, во имя этих принципов, как не быть управляемым с этими целями, и пользуясь именно такими процедурами, не так, не для этого и не этими людьми".
Из этого критического подхода обязательно возникнет и обратная, позитивная интеллектуальная волна – "Как управлять этим народом сейчас, как можно убедить его быть управляемым, какие цели, способы приемлемы и эффективны, какие процедуры сейчас работают? Управлять - как, во имя чего и какими именно людьми?" Обратный, позитивный ход мысли со стороны правящего класса невозможен без критического подхода со стороны народа.
И критический подход не может заключаться только в том, какими людьми должна быть управляема Украина. "Кем именно" – гораздо менее важно, чем "как". Под хорошо придуманное "как" люди появятся сами собой.
Почему любая ветвь власти в Украине может простой бумажкой узурпировать власть? Почему три разных чиновника могут приказать одному вооруженному подразделению выполнить три разные задачи? Почему один государственный муж может объявить другого в равной степени государственного мужа не государственным мужем? Может, это и есть оптимальная ситуация для страны? Зачем чиновник имеет больше прав в Украине, чем гражданин, а не меньше, как это следовало бы из здравого смысла? Что такое власть и почему в Украине кажется, что государственной власти одновременно и слишком много, и слишком мало? Где граница между ответственностью человека и ответственностью государства? Почему государственные процедуры соблюдаются в Украине на основе личной преданности и вассальной зависимости? Оптимально ли это для страны? Если оптимально, может, это нужно записать в конституции, чтобы не было путаницы? Как сделать так, чтобы вор имел меньше, а не больше возможности воровать в государственном учреждении, чем карманник в трамвае?
Украинцам пора попробовать выдумать новую Украину. Сейчас самое время, пока страна опять не закристаллизовалась на несколько апатичных и отупляющих лет. Достаточно, если этим займется хотя бы один процент дееспособного населения страны – двести-триста тысяч человек, десятая доля из которых сейчас читает эту страничку.
Выдумывать Украину нужно заново. И делать это побыстрее, потому что пока Украина слюнит пальцы и пересчитывает свои газовые и металлургические деньги, возможности маневра у нее стремительно исчерпываются по демографическим причинам. Если страна не совершит невероятный экономический прыжок, для которого у нее есть сейчас демографические и макроэкономические возможности, в течение ближайших пяти-семи лет, она потеряет эту возможность навсегда. Три года назад, в 2004, у нее было на это еще около десяти лет.
Нужно отвечать на вопрос – "как", а не "кто". Выдумывать нужно институции, которые способствуют этому необходимому для страны социально-экономическому прыжку. Заново, с чистого листа.
Друга частина статті "Биржа как признак импотенции правящего класса"