Макропрогноз-2016: правительство теряется в оценках
8 июля Кабмин рассмотрит проект прогноза экономического и социального развития Украины на 2016 год и основных макропоказателей экономического и социального развития на 2017-2019 годы.
Каким бы он ни оказался, не следует воспринимать цифры правительства как верное предсказание.
Медиумы из Минэкономики никогда не пытались предвидеть, какой же окажется работа экономики. Из года в год макропоказатели выполняли другую функцию.
Они нужны были для того, чтобы составить госбюджет с нужными цифрами.
Для примера возьмем прогноз на 2015-2017 годы, который был утвержден в 2014 году постановлением №404 от 27 августа 2014 года.
На тот момент Крым уже отошел России, а на Донбассе вовсю шла война.
Бюджет хронически не выполнялся. За два дня до утверждения документа новый президент распустил старый парламент, а Нацбанк принялся тратить резервы на предвыборную стабилизацию курса гривны. Предвидеть девальвацию, которая произойдет после формирования новой Верховной Рады, было несложно.
Одним словом, поводов для оптимизма не было. Тем не менее, в Кабмине Арсения Яценюка каким-то загадочным образом увидели возможности для роста экономики в 2015 году.
Было это предвыборной пропагандой или нет, неважно. Скорее, правительству нужно было составить прогноз пооптимистичнее, чтобы заложить более высокие показатели наполнения бюджета.
После выборов, в декабре 2014 года, в постановление №404 были внесены изменения, согласно которым рост реального ВВП на 0,3-2% был заменен на падение в пределах 2-4,7%.
А в феврале 2015 года прогноз опять пересмотрели. В этот раз были определены сразу три возможных сценария развития, которые предполагали падение реального ВВП от 5,5% до 11,9%.
При таком резком колебании собственных мнений всерьез называть документ прогнозом не приходится. Дело не только в ВВП. По остальным показателям Кабмин иногда ошибался в разы от того, что получилось на самом деле.
Текст документа (pdf): часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5 |
Проект прогноза на 2016-2019 годы, представленный на заседании правительства, опять зиждется на осторожном оптимизме. На этот раз для него тоже нет оснований. Позитивные цифры покажут другое: в 2015 году экономика рухнула до самого дна, и глубже опускаться уже некуда.
Кабмин предполагает, что реальный ВВП в 2016 году может либо сократиться на 0,3%, либо пойти в рост на 2%. Эти расчеты опираются на сокращение ВВП по итогам 2015 года на 8,9% - хотя, например, НБУ дает оценку сокращения ВВП в 2015 году на 9,5%.
Прогноз роста не означает рост. Он означает остановку падения и временную стабилизацию. Если не произойдет эскалация напряжения в Донбассе, а новая власть не придумает новую "гениальность", то в 2017 году экономика сможет оттолкнуться от достигнутого уровня, чтобы пойти вверх.
Возникает подозрение, что правительство теряется в собственных прогнозах. Это видно из предсказываемого роста экономики на ближайшие четыре года.
Совсем недавно прозвучала фраза Михаила Саакашвили о том, что украинская экономика сможет вернуться к тому уровню, какой она имела при Викторе Януковиче, через 20 лет, если будет расти по 4% в год.
Кабмин предполагает рост на 2%. То есть возврат к уровню 2013 года откладывается до второй половины 21-го века. Это при наличии рядом огромного рынка сбыта ЕС, и преимуществ от соглашения об ассоциации, которые Яценюк, находясь в оппозиции, расписывал как манну небесную.
Тарифные условия поставок, в принципе, вполне приемлемы, а вот по поводу нетарифных - квот и технических барьеров - правительство Яценюка никакой работы не ведет. За полтора года деятельности двух правительств мало что сделано для продвижения украинских товаров на европейский рынок.
Авторы правительственного прогноза пишут о своих надеждах на "увеличение доли высокотехнологической продукции в структуре экспорта в ЕС". На чем основываются такие надежды, не сообщается.
Министр экономики Айварас Абромавичус. Фото УП |
Удивительно, но планируемый в Украине рост экономики меньше, чем прогнозируемый среднемировой. И это после огромного обвала.
При таком развитии событий Украина имеет более чем призрачные шансы присоединиться к Европейскому Союзу. Предоставлять безвизовый режим стране с нищими гражданами никто из европейцев тоже не будет.
Почти революционная новация - правительственный прогноз обменного курса гривны на следующие годы. Исходя из приведенной таблицы, к концу 2015 года он должен составить 23,5 грн за доллар США.
К слову, сейчас на улице 7-8 июля, а в обменках Киева уже можно сдать доллар по 23,6 грн. Сумеет ли власть выдержать собственные прогнозы? Или это стремление выдать желаемое за действительное?
Ожидая в 2015 году почти 50-процентную инфляцию, уже в 2016 году Кабмин прогнозирует ее замедление до 12-14,7%. При этом осенью Украина может объявить дефолт, отрезающий страну от внешнего финансирования, а правительство планирует дальнейшее повышение коммунальных тарифов.
Как в таком случае инфляция может резко замедлиться, если в апреле 2015 года в результате роста тарифов она за один месяц составила 15%?
Можно почти безошибочно утверждать, что после принятия прогноза уже осенью или зимой 2015 года в него придется вносить существенные изменения. Зато к тому времени бюджет на новый год уже будет сверстан. Значит, к весне 2016 года можно будет переписывать и его.
Либо же, как в 2015 году, придется жить с нереальным бюджетом, давая чиновникам дополнительные шансы управлять им вручную, распределяя сверхплановые поступления и манипулируя с возмещением НДС и переплатами. Это совершенно другая тема, лишь на первый взгляд не связанная с прогнозом.
Основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2016 год
Показатель |
Сценарий 1 |
Сценарий 2 |
ВВП номинальный, млрд грн |
2 262,0 |
2 245,7 |
ВВП реальный, % |
102,0 |
99,7 |
Индекс потребительских цен, %, декабрь к декабрю прошлого года |
112,0 |
114,7 |
Индекс цен производителей промышленной продукции, %, декабрь к декабрю прошлого года |
110,4 |
112,2 |
Прибыль прибыльных предприятий, млрд грн |
357,6 |
326,8 |
ФОТ наемных работников и денежного довольствия военнослужащих, млрд грн |
589,1 |
579,2 |
Среднемесячная зарплата, брутто, номинальная, грн |
4 857,0 |
4 821,0 |
Среднемесячная зарплата, брутто, номинальная, скорректированная на индекс потребительских цен, % к прошлому году |
102,3 |
99,5 |
Количество занятых экономической деятельностью в возрасте 15-70 лет, млн лиц |
17,9 |
17,8 |
Уровень безработицы населения в возрасте 15-70 лет по методологии МОТ, % |
10,4 |
10,8 |
Сальдо торгового баланса, млн долл |
-1 577,0 |
-1 069,0 |
Экспорт товаров и услуг, млн долл |
53 877,0 |
52 205,0 |
Экспорт товаров и услуг, % к прошлому году |
107,1 |
103,8 |
Импорт товаров и услуг, млн долл |
55 454,0 |
53 274,0 |
Импорт товаров и услуг, % к прошлому году |
107,3 |
103,1 |
Основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2017-2019 годы
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Сцена-рий 1 |
Сцена-рий 2 |
Сцена-рий 1 |
Сцена-рий 2 |
Сцена-рий 1 |
Сцена-рий 2 |
|
ВВП номинальный, млрд грн |
2 572,1 |
2 536,8 |
2 888,1 |
2 854,6 |
3 183,1 |
3 154,6 |
ВВП реальный, % |
103,5 |
101,0 |
104,0 |
103,0 |
104,0 |
103,0 |
ИПЦ, %, декабрь к декабрю прошлого года |
108,1 |
110,3 |
105,5 |
107,6 |
105,2 |
105,8 |
ИЦП, %, декабрь к декабрю прошлого года |
108,5 |
111,1 |
105,9 |
106,7 |
104,7 |
105,3 |
Прибыль прибыльных предприятий, млрд грн |
538,2 |
457,3 |
626,8 |
556,6 |
707,5 |
630,9 |
ФОТ работников и довольствия военнослужащих, млрд грн |
662,1 |
648,1 |
731,7 |
710,3 |
795,7 |
769,4 |
Среднемесячная зарплата, брутто, номинальная, грн |
5 563 |
5 469 |
6 220 |
6 105 |
6 867 |
6 713 |
Среднемесячная зарплата, брутто, номинальная, скорректированная на ИПЦ, % к прошлому году |
103,7 |
100,7 |
104,0 |
102,2 |
104,6 |
102,8 |
Количество занятых экономической деятельностью в возрасте 15-70 лет, млн лиц |
18,2 |
18,0 |
18,5 |
18,2 |
18,6 |
18,4 |
Уровень безработицы в возрасте 15-70 лет по методологии МОТ, % |
9,2 |
10,2 |
8,4 |
9,5 |
7,7 |
9,0 |
Сальдо торгового баланса, млн долл |
-1 991,0 |
-1 104,0 |
-2 461,0 |
-1 283,0 |
-3 269,0 |
-1 639,0 |
Экспорт товаров и услуг, млн долл |
60 062,0 |
56 937,0 |
67 162,0 |
62 940,0 |
74 570,0 |
69 780,0 |
Экспорт товаров и услуг, % к прошлому году |
111,5 |
109,1 |
111,8 |
110,5 |
111,0 |
110,9 |
Импорт товаров и услуг, млн долл |
62 053,0 |
58 041,0 |
69 623,0 |
64 223,0 |
77 839,0 |
71 419,0 |
Импорт товаров и услуг, % к прошлому году |
11,9 |
108,9 |
112,2 |
110,7 |
11,8 |
111,2 |