Нереально красивый финплан
Минфин почти успел.
Спустя два дня после завершения работы миссии МВФ Министерство финансов подало на рассмотрение правительства проект изменений в госбюджет.
Таким образом, Кабмин уложился в дед-лайн и одобрил новую редакцию сметы до 15 февраля.
Для рассмотрения новой редакции министры собрались на заседание в субботу, 14 февраля. Правда, рассмотрение это было весьма формальным.
Опоздав почти на час, премьер-министр Арсений Яценюк озвучил новые параметры бюджета журналистам. Через полчаса все разошлись.
То есть в субботу поправки не рассматривались, они были согласованы до этого.
Через день документ был внесен в парламент.
Новый бюджет написан по итогам переговоров с МВФ. Бюджет предполагает пересмотр основных макропоказателей в сторону ухудшения.
Как анонсировал премьер, курс доллара в 2015 году составит 21 грн за дол, а инфляция - 26%. Правда, курс традиционно оказался наиболее загадочным показателем. Данные премьера и министра финансов Натальи Яресько в этом вопросе не совпадают. Министр озвучила цифру 21,7 грн за долл.
Бюджет рассчитывался исходя из курса 17 грн за долл, инфляции - 13,1%.
Правительство ухудшило также макропрогноз по ВВП. Вместо ожидаемого падения экономики на 4,3% озвучен новый уровень - 5,5%. Номинальный ВВП составит 1,85 трлн грн, а не 1,75 трлн грн, как планировалось ранее.
Ради рассмотрения новой редакции бюджета депутаты должны собраться на внеочередное заседание. Спикер Владимир Гройсман допускает, что таковое может состояться 26 февраля.
Бюджет в новом стиле
Минфин предлагает депутатам утвердить бюджет с доходами в размере 498,1 млрд грн, расходами - 563,2 млрд грн. Как уже писала ЭП, размер дефицита увеличится на 12,5 млрд грн и составит 76,3 млрд грн.
Дефицит вырастет на объем субсидий, которые планируется предоставлять малоимущим в связи с повышением тарифов на газ.
В последнее время пересмотр объема госдолга в сторону увеличения для Кабмина - будничное дело. Долг, как снежный ком, растет в номинальном исчислении из-за девальвация гривны. На этот раз Минфин предлагает пересмотреть его предельный объем по итогам года с 1,2 трлн грн до 1,4 трлн грн.
Расходы на погашение внутреннего госдолга увеличиваются на 66,7 млрд грн, внешнего - на 26 млрд грн.
Есть в законопроекте и разрешение Минфину "проводить сделки по государственным внешним заимствованиям, а также гарантированному государством долгу и обязательствам по внешним кредитам". Фактически, это разрешение на реструктуризацию.
Фото Александра Клименко |
В бюджете появится новелла, связанная с войной на востоке. В частности, 2,5 млрд грн на строительство объектов по охране украинско-российской границы планируется выделить за счет капитальных расходов.
Помимо прочего, будет создан стабилизационный энергетический фонд в размере 1 млрд долл. Фонд планируется наполнять за счет кредитов под госгарантии, а после - закупать за эти средства газ про запас.
Тут есть нюанс. В случае создания этот фонд "съест" все 25 млрд грн госгарантий, предусмотренных госбюджетом-2015. Если девальвация продолжится, их объем придется увеличивать.
Также правительство предлагает сократить дефицит Пенсионного фонда в 2015 году на 4,8% до 76,1 млрд грн. Во-первых, так требует МВФ. Во-вторых, якобы уже в 2015 году появятся экономические предпосылки для стабилизации бюджета ПФ.
На фоне ухудшения прогноза по развитию экономики эти "экономические предпосылки" никак не связаны с ростом фонда оплаты труда или другими положительными тенденциями. Сокращение дефицита произойдет, потому что Кабмин не будет выплачивать спецпенсии госслужащим, судьям и депутатам.
Минфин планирует собрать больше налогов. В частности, доходы бюджета увеличатся за счет налога на прибыль - 2,3 млрд грн, НДС с реализованных в стране товаров - 4,9 млрд грн, НДС с ввезенных в страну товаров - 8,9 млрд грн, ввозной пошлины - 2,1 млрд грн, ренты - 9,1 млрд грн.
Поступления от валютного сбора в связи с девальвацией и ограниченным спросом уменьшатся на 1,9 млрд грн. Как объяснил ЭП замминистра финансов Игорь Уманский, рост поступлений от НДС произойдет за счет инфляции.
У депутатов представленные правительством расчеты вызывают вопросы.
"До конца не понятны ни причины появления этих цифр, ни источники возможных дополнительных доходов. Нельзя сказать, что в бюджете все доходы и расходы максимально сбалансированы", - сказал ЭП глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Насиров, БПП.
Есть еще один риск. "Совсем не факт, что повышение налоговых ставок, например, по ренте, обеспечит дополнительные поступления в бюджет", - говорит народный депутат. Тенденция может быть и обратной.
По его словам, основная задача комитета - понять в режиме консультаций с Министерством финансов мотивацию и логику этих изменений.
Планы на будущее
Вместе с новой редакцией закона о госбюджете Минфин подготовил бюджетную резолюцию на 2016 год. По закону этот документ вносится в Кабмин до 20 марта. По сути, это означает старт подготовки госбюджета на 2016 год.
Нажмите для просмотра документа |
В бюджетной резолюции Кабмин традиционно прописал макропрогноз, на котором планирует готовить смету. Правда, с учетом экономических реалий он слишком красив, чтоб оказаться реальностью. Скорее, это формальность в угоду МВФ.
Кабмин прогнозирует в 2016 году реальный ВВП на уровне 0,5%, номинальный - 1,93 трлн грн.
Темпы инфляции планируется сбавить до 7%, индекс цен производителей удержать в пределах 9,4%. Неизвестно, как это будет сделано, но это точно совпадает с согласованным с МВФ требованием снизить инфляцию в 2016 году до однозначного числа.
Предельный размер дефицита госбюджета заложен на уровне 2,5%. В 2016 году правительство предлагает установить объем госгарантий в размере 5% ВВП.
Отельные тезисы бюджетной политики связаны с ситуацией на Донбассе. Одним из приоритетов финансирования определяется сфера обороны и правоохранительной деятельности. В этом направлении планируется активная законотворческая деятельность.
В частности, речь идет о наработке поправок в закон о государственном оборонном заказе, подготовке законов о численности Вооруженных сил, социальном обеспечении военных. В 2016 году Кабмин обещает принять программу реабилитации участников АТО.
Лучше поздно, чем никогда.
Петр Порошенко. Фото president.gov.ua |
Если в предыдущие годы по части долговой политики Кабмин прописывал некие абстрактные намерения, например, "принимать активные меры по управлению госдолгом", то теперь акцент изменился. Правительство будет стараться втиснуть госдолг в дозволенные 60% от ВВП.
"Это абсолютно бессмысленный документ. При полной неопределенности относительно макропоказателей на 2015 год что-то прогнозировать на 2016 год - это не просто рано, это очень рано", - сказал ЭП руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук.
По его мнению, при стабильной экономической ситуации можно говорить о среднесрочном планировании, но не сейчас. "В 2015 году, особенно в феврале, бюджетная резолюция - это формальность. Я не думаю, что за этим документом стоят реальные перспективы выполнения", - считает эксперт.
Он полагает, что вернуть размер госдолга до 60% к ВВП в 2016 году также не получится, поскольку реструктуризация предполагает пролонгацию обязательств, а не сокращение госдолга путем списания.
Рента порождает споры
Планы Минфина в налоговой и таможенной политике созвучны с принятой в канун Нового года реформой и особой оригинальностью не отличаются. Так, министерство по-прежнему не теряет надежд на запуск контроля над трансфертным ценообразованием и электронного администрирования НДС.
В планах - анонсированный пересмотр налогообложения монополий-плательщиков ренты. Яресько заявила о целесообразности повысить ее для госпредприятий c 20% до 70%. Новые правила могут вступить в силу с 15 апреля.
Свои намерения Минфин объясняет необходимостью изъять часть избыточной прибыли, которую получат газодобывающие компании благодаря "либерализации тарифной политики и сокращению перекрестного субсидирования".
Министерство уже подготовило соответствующий проект закона. Его копия оказалась в распоряжении ЭП. Вот что предлагает Минфин.
|
|
||
Нажмите для увеличения |
Для частных компаний Кабмин повысил ренту в рамках налоговой реформы в декабре 2014 года. Этот вопрос был одним из наиболее спорных во время обсуждения реформы. Насколько такой шаг окажется успешным - покажут поступления в бюджет и результаты работы компаний за отчетный период.
Бизнес всячески сопротивлялся продолжает сопротивляться такому повышению. Об этом идет речь в письме Американской торговой палаты в Украине и компаний-членов к главе парламентского комитета по вопросам ТЭК Николаю Мартыненко, "Народный фронт", и другим народным депутатам.
Позиция бизнеса сводится к тому, что действующее законодательство, в том числе повышенные налоговые ставки, заставляют частные компании приостанавливать программы разведки и сокращать инвестиции в отрасль.
По ожиданиям компаний в 2015 году вместо введения в эксплуатацию и бурения 56 новых скважин - плюс 24% в сравнении с 2014 годом - будет обустроено только семь. Вместо запланированных инвестиций в размере 490 млн долл, плюс 53%, будет вложено 79 млн долл. В недрах останется 657 млн куб м газа.
В случае продления действующих налоговых ставок на три года этот показатель достигнет 6 млрд куб м, а отрасль не получит 1,3 млрд долл инвестиций. Дефицит собственного газа придется компенсировать закупкой импортного на 1,5 млрд долл при средней цене на газ 250 долл за тыс куб м.