В Украине процветает производство "бодяжного" бензина - СМИ
Теневой сектор на рынке нефтепродуктов Украины процветает, так как не видит никакой опасности со стороны фискальных органов и ощущает большой спрос на свою продукцию.
Об этом в статье для "Зеркала недели" пишет директор ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн.
"При цене бензина 25 гривен за литр доля налогов в нем составляет 11,5 гривен. Это колоссальные деньги на фоне 1,5–2,5 гривен маржи, получаемой на литре при торговле легальным товаром", - говорится в статье.
Как пишет автор, контроля нет ни на НПЗ, ни на нефтебазах, ни на заправках. Например, отбор бензина на Кременчугском НПЗ в 2014 году снизился почти на треть - с 26% в 2013 году до 20% в 2014-м. А ранее было и вовсе 30–32%. Притом, что отбор дизтоплива, облагаемого намного меньшим акцизом, остался практически прежним.
В сети БРСМ, успехами которой на европейских курортах обильно делится Эдуард Ставицкий, в 2014 году 42% бензина, или 77 тысяч тонн, взялось неизвестно откуда - именно такова разница между поставками и продажами бензина в этой бурно растущей сети.
Зато одновременно на нефтебазы этой структуры поступило почти 100 тысяч тонн сырья и компонентов для производства нефтепродуктов.
"Что произошло с этими специфичными товарами? Если были произведены нефтепродукты, уплатили ли с них акцизы? В нашем случае речь идет о более чем 700 млн гривен акциза и НДС", - отмечает автор. Аналогичные вопросы к крупнейшей сети заправок группы "Приват", где по итогам 2014 года каждый третий литр имел неизвестное происхождение.
По официальным цифрам, собственного производства на "Укртатнафте" и своего импорта не хватает для покрытия розничных продаж.
"Нелегальное производство, контрабанда? Что происходит? Ответы на эти вопросы должны дать фискалы, но признаков работы в этом направлении нет ни малейших. А ведь рассмотренные случаи лишь самые очевидные, аналогичные вопросы можно адресовать многим другим персонажам", - пишет Куюн.
Автор отмечает, что бездеятельность фискалов и Минфина попахивает не просто непрофессионализмом, а халатностью и саботажем. В качестве механизма борьбы с теневым рынком нефтепродуктов бизнес предлагает чиновникам позаимствовать действующую в Европе систему электронных акцизных товаротранспортных накладных (ТТН), которая сделает невозможным нелегальный оборот нелегального топлива.
Тем более систему можно внедрить быстро, все возможности для этого были созданы в рамках процесса подготовки к электронному администрированию НДС.
Однако в Минфине настроены скептически, ведь налоговики из-за отсутствия бюджетных средств с 2012 года не могут внедрить электронные ТНН на перемещение алкоголя и спирта стоимостью 10 млн гривен. При этом в случае с топливом речь идет о потерях бюджета в 5–15 млрд гривен в год.
"Как же Минфин предлагает наполнять бюджет? Элементарно - продолжая повышать налоги. При этом эффект получается обратный, ведь увеличение налогового давления стимулирует рост теневого рынка. Из последнего: введение с 2015 года 5% налога с розничного оборота подакцизных товаров привело к тому, что заправки массово начали "бить мимо кассы", а вдоль автодорог появилась масса нелегальных точек под "брендом" "Продам ДТ", - делает вывод Куюн.