Монополия разрушить монополию, или светлое будущее украинского нефтегаза
Скандал з газовою абонплатою може стати початком переділу газового ринку. За ним маячить перспектива відновлення найбільшої монополії держави, хоча вона давно повинна бути реформована.(Рос.)
"Нафтогаз України", сколько я себя помню в деловой журналистике, всегда называли "черной дырой" украинского бюджета. Еще пару лет назад госкомпания включала в себя едва ли не всю нефтегазовую отрасль страны.
Все это давало грандиозные возможности для коррупционных схем, чем руководство компании в течение длительного времени успешно пользовалось.
За последние годы, под прессом Еврокомиссии, казалось, либерализация газового рынка продвинулась вперед. Газовый монстр "сдулся".
С начала "анбандлинга" в 2011 году из состава "Нафтогаза" были выделены контрольные пакеты облгазов.
После этого были акционированы и переданы под контроль Министерства экономики основные производственные компании НАК – "Укртрансгаз" и "Укргаздобыча".
Они унесли с улицы Богдана Хмельницкого, 6 основные финансовые потоки, миллиардные тендеры, а заодно и реальные механизмы влияния на отрасль.
Еще один удар "Нафтогазу" нанесла передача функций ведения баланса газа "Укртрансгазу".
Чиновники из НАК перестали влиять на выделение номинаций для строптивых потребителей, желающих покупать газ "где дешевле", а не у "Нафтогаза", и не у тех, кого "порекомендуют" в госмонополии.
Даже сам "Укртрансгаз", вырвавшись из "материнских объятий", объявил тендер на закупку газа для нужд своей ГТС.
Потребность "Укртрансгаза" – 2 с лишним миллиарда кубометров, или больше 5% годового потребления страны, которые раньше по "материнским ценам" поставлял "Нафтогаз".
О заработках "Нафтогаза" можно судить из следующих цифр: на март госхолдинг установил цену (с отсрочкой платежа) в 9439 гривен, хотя на свободном рынке газ торговался по 6800-7200. На апрель цена НАК – 8516, на рынке газ можно свободно купить за 6600.
НАК устанавливает подобные (на 20-25% выше рыночных) цены, несмотря на то, что пользуется целым рядом нерыночных преимуществ при импорте газа за счет бюджета.
Во-первых, он оплачивает НДС при импорте газа не сразу (как все остальные импортеры), а по "кассовому методу". То есть, после получения денег за газ от потребителя.
Проще говоря, бюджет предоставляет НАКу отсрочку на уплату НДС, и соответственно создание запасов газа обходится НАК на 20% дешевле, чем остальным трейдерам.
Во-вторых, даже налоги с отсрочкой монополист платит не деньгами, а "льготами и субсидиями".
И, в-третьих, для импорта газа НАК использует валютные кредиты ЕБРР и Мирового банка под низкие европейские проценты, в то время как остальные участники рынка таких привилегий лишены.
Все это привело лишь к тому, что цена НАКа в марте и апреле текущего года оказалась на 20-25% выше рыночной.
С такими ценами очереди за НАКовским газом не стоит. Но монополисту она и не нужна. Он практически не работает в свободном рынке – правительство создало для него особый квазирынок, который покрывает половину потребления страны.
Как это работает?
На квазирынке ходят специальные "квазиденьги" – так называемые "льготы и субсидии", которые правительств искусственно создало вместо денег.
Зато на "квазирынке" "Нафтогаз" – единственный поставщик.
Языком официальных документов это называется "ПСО" (підприємство зі спеціальними обов'язками) – по сути клиринговый дом по расчетам за газ "льготами и субсидиями".
Суть функций ПСО следующая – у компании "Укргаздобыча" НАК "Нафтогаз" берет газ, передает его предприятиям теплокоммунэнерго (ТКЭ) для производства тепла, а также сбытовым "дочкам" облгазов ("сбытам") для продажи газа населению.
Поскольку население бедное, то примерно половина расчетов за газ и тепловую энергию проводится "льготами и субсидиями", которые государство выделяет малоимущим.
Проблема в том, что получив эти "ценные бумаги" от населения, предприятия ТКЭ и "сбыты" могут купить за них газ только у НАКа.
Вот тут и приходится платить монополисту цену на 25-30% выше рыночной.
Вторую половину население платит деньгами. Но, заключив договора поставки газа с "Нафтогазом", тепловики и "сбыты" вынуждены и "живые деньги" перечислять по тому же адресу.
То есть, НАК взял ресурс государственной добывающей компании, передал его по акту производителям тепла или поставщикам газа на местах с наценкой 20-25%.
НАК не несет никакой ответственности ни за добычу газа, ни за производство и поставку тепла, ни за доставку газа потребителям в самое дальнее карпатское село, ни даже за сбор денег с потребителей.
Он просто собирает маржу на том, что правительство дало ему монопольное право собирать "льготы" с ТКЭ и облгазов и передавать их "Укргаздобыче".
Элементарный вопрос: почему бы не передавать газ напрямую от "Укргаздобычи" тепловикам и облгазам, а "льготы" в обратном направлении? – почему-то не приходит в голову политикам и членам правительства, хотя его решение как раз в их компетенции.
Что нужно делать?
Время монополиста давно прошло.
Кроме клиринга "льгот" НАК давно не выполняет никаких значимых функций. Сюда, правда, можно отнести представительство интересов компании в Стокгольмском арбитраже – по крайней мере, именно такую причину называл автору этих строк Андрей Коболев, отвечая на вопрос, почему дробление "Нафтогаза" в настоящее время невозможно.
Частные трейдеры обеспечивают газом промышленность и бюджетный сектор. Импорт газа с успехом (и без льгот) осуществляют десятки частных импортеров. Если им предоставить кредитные ресурсы ЕБРР, они наполнят рынок дешевым газом.
Сегмент поставки газа теплокоммунэнерго стоит в шаге от либерализации.
Спрос населения в летний период можно легко удовлетворять и без "Нафтогаза", перечисляя деньги и "льготы" от ТКЭ и облгазов напрямую "Укргаздобыче".
Монетизация льгот и субсидий позволит поднять цены на газ для населения до рыночного уровня и запустит механизмы конкуренции. А получив в руки "живые деньги", население начнет реальную экономию газа и сократит его потребление минимум на 10% уже в первый год.
Средства для монетизации правительство получит и от импортеров, (которые в отличие от НАК будут сразу платить НДС при ввозе газа) и от "Укргаздобычи", которая станет продавать свой газ по рыночным ценам и за деньги – и деньгами же платить в казну налоги.
Украина, наконец, уйдет от мутных схем всяких "льгот", "уполномоченных поставщиков".
На этом фоне потуги "Нафтогаза" хотя бы на пару лет сохранить застой на газовом рынке – неуклюжая попытка сохранить себя в этом болоте.
"Нафтогаз" готов предложить правительству решение, которое позволит отстранить от процесса поставки газа населению из ресурсов "Нафтогаза" посредников от Group DF", – говорит монополист в специальном заявлении.
Необходимость "отстранения" Group DF, или как минимум разрушения ее монополии никто не отрицает. Она назрела давно. Но точно также пришло время отстранить и "нефтегазовскую" монополию, еще более закостенелую.
Потому что именно она в свое время породила Group DF, как до нее породило ЕЭСУ Лазаренко-Тимошенко, корпорацию "Интергаз" Игоря Бакая и многих-многих других.
Пора понять одно. Стране не нужен "процесс поставки газа", ей нужен рынок. Стране не нужны "ресурсы "Нафтогаза" – потребители и без этой монополии купят газ у добытчиков или импортеров, которые предложат лучшую цену и лучшие условия поставки.