Украинская правда

ProZorro.Продажи. Как будут продавать активы ликвидированных банков

Если ProZorro помогает государству покупать товары, то новая система будет их эффективно продавать. Первыми выгоду почувствуют вкладчики банков-банкротов.

Пришло время рассказать о проекте, работа над которым кипит уже второй месяц.

Речь идет об электронной системе "ProZorro.Продажи".

Это часть большой реформы госпродаж по принципам ProZorro.

На первом этапе мы работаем над продажей активов ликвидированных банков и должны сделать это максимально быстро.

В июле команда ProZorro совместно с Минэкономразвития, Фондом гарантирования вкладов, Нацбанком, "Transparency International Украина" и торговыми площадками начали работу над электронной системой продажи активов.

Новый стартап под зонтичным брендом ProZorro — это первая попытка применить подходы и принципы реформы госзакупок в иной сфере.

Новый проект должен коренным образом изменить продажу банковских активов.

ProZorro уже помогла сэкономить более 3 млрд грн, и ее положительные стороны нужно применить для продажи кредитов и залогового имущества.

Почему мы решили начать реформу с продаж активов ликвидированных банков? Есть несколько причин. Главная — возможность реализовать проект быстро. В отличие от госзакупок, нам не придется писать новый закон: все ключевые документы для реализации проекта можно издать от имени Фонда гарантирования вкладов.

Это упрощает реализацию. Несмотря на отличие в процедурах, не придется сильно переписывать код. Кроме прочего, у нас есть поддержка стейкхолдеров и доноров.

Что будет общего у ProZorro у "ProZorro.Продаж"? Многое. По сути, мы "стоим на плечах гигантов". У нас есть базовая архитектура гибридной системы: центральная база данных, где проходят транзакции, и присоединенные к базе торговые площадки или биржи с равными правами и доступом.

Такая архитектура доказала эффективность: государство контролирует все данные в системе, а площадки дают доступ к данным через пользовательский интерфейс. Они конкурируют между собой за клиентов, предоставляя качественный сервис.

Кроме того, у нас есть наглядный пример становления проекта ProZorro от стартапа до законодательного регулирования и выхода на национальный уровень. У нас есть пример регуляторных документов и оформления процедур, опыт внедрения электронной системы в госучреждениях и управления реформой.

Наконец, есть команда разработчиков, которые занимались ProZorro, есть поддержка Transparency International, вклад которой в реформу госзакупок трудно переоценить.

Чем "ProZorro.Продажи" будет отличаться от ProZorro? Новая система будет делать противоположное: если ProZorro ориентирована на закупку товаров, услуг и работ, то "ProZorro.Продажи" — на эффективную продажу активов. То есть на то, чтобы продавать имущество максимально быстро и выгодно.

Речь идет о залоговом имуществе (бытовой технике, автомобилях, зданиях, земле) и займах (пакетах прав требований по кредитам физических и юридических лиц). Ключевые блоки системы аналогичны ProZorro: база данных, площадки, интерфейс.

Однако ключевая процедура будет другой: вместо аукциона по покупке с понижением цены будет аукцион по продаже с повышением ставок. То есть в "ProZorro.Продажах" покупатели — физлица и юрлица — будут торговаться за лоты, повышая цену.

Мы запускаем "ProZorro.Продажи", потому что темпы реализации активов ликвидируемых банков — удручающие, как и их эффективность. Цены на торгах редко превышают стартовые, а на некоторые лоты просто не находятся покупатели.

Вот несколько цифр. Номинальная стоимость активов ликвидированных банков — 440 млрд грн. По плану, в этом году Фонд должен был получить 7,5 млрд (включая как доход от продажи, так и доход от управления имуществом), но за последние 12 месяцев объем продаж составил всего 1,9 млрд грн.

Динамика продажи активов ликвидированных банков

По нашим подсчетам, ежедневно Украина теряет около 100 млн грн стоимости этих активов. Имущество портится — авто ржавеют, здания ветшают, техника не обслуживается. Кредитные обязательства катастрофически дешевеют.

Старая машина каждый день стоит дешевле, проблемные кредиты перестают оплачивать, суды накладывают аресты на залоги. Через несколько лет все эти активы будут стоить меньше 10% от сегодняшней цены. Поэтому если мы хотим вернуть деньги, важно продать эти активы как можно быстрее.

В конечном итоге, деньги от продажи активов идут на выплату компенсаций вкладчикам ликвидируемых банков. Сегодня в стадии ликвидации находится около 80 проблемных финансовых учреждений. По закону, Фонд гарантирования вкладов обязан выплатить компенсации по вкладам физлиц до 200 тыс грн.

Сейчас задержек с этими выплатами нет только потому, что фонд получил кредит от Нацбанка, и этот кредит до сих пор не погашен. Кроме того, у многих вкладчиков этих банков депозиты превышают 200 тыс грн, и сроки выплат им компенсаций во многом зависят от того, как быстро фонд продаст эти активы.

Запуск проекта "ProZorro.Продажи" позволит сделать доступными все лоты на всех подключенных площадках. Не будет больше никаких тайных торгов. Выставленный на одной из площадок лот, к примеру, залоговый автомобиль, можно будет сразу же увидеть на всех остальных площадках. Каждый лот будет иметь описание.

В день проведения аукциона нужно будет подключиться к системе с компьютера или смартфона и принять участие в торгах. Таким образом, интересные лоты станут доступны физлицам и бизнесу. Фонд, вкладчики банков, биржи, покупатели и гражданское общество смогут контролировать продажу активов. Коррупционные риски будут сведены к минимуму: все данные будут доступны в удобном формате.

Схема работы системы "ProZorro.Продажи"

Мы уже завершили тестовую разработку системы и проводим ее испытания. Параллельно готовятся нормативные документы, прописываются требования к площадкам, проходит их техническая подготовка по присоединению к системе. Уже в октябре мы планируем выставить на торги в пилотной системе первый реальный лот.

Хотя мы только начинаем, но уже чувствуем сопротивление. Это хороший знак, значит, наш проект стоит того. Цена вопроса — 440 млрд грн. Было бы наивно полагать, что те, кто получали выгоду от такого положения вещей, просто сдадутся.

Однако главный вызов — это сопротивление бюрократической системы. Она отторгает перемены, трансформация требует больших усилий. Однако маховик уже запущен, и у нас есть все для того, чтобы сделать проект успешным.

Единственный способ борьбы — наша прозрачность. Все рабочие встречи и документы открыты. Мы ничего не скрываем и никого не лоббируем. Наша задача — построить систему, которая продает быстро, прозрачно и эффективно. Против такого подхода могут быть только коррупционеры и бюрократы.

Мы находимся в состоянии цейтнота, ведь каждый день — это миллионные потери для вкладчиков. Мы торопимся и призываем активистов, которые готовы помочь в развитии и мониторинге электронных продаж, присоединяться. Скучно не будет.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Prozorro банки банкротство ФГВФЛ