Украинская правда

Игра втемную: как правительство загоняет налоговую реформу в глухой угол

Минфин анонсировал очередную концепцию налоговых изменений. Многие поправки улучшают администрирование, но без подводных камней не обошлось.

С началом нового парламентского сезона традиционно возобновляются баталии вокруг налоговой реформы.

Так было и в 2014 году, и в 2015 году, так происходит и нынешней осенью.

На последнем заседании комитета по вопросам налоговой и таможенной политики министр финансов Александр Данилюк преподнес собравшимся сюрприз.

Он анонсировал новую концепцию изменений в Налоговый кодекс.

На вопрос о судьбе законопроекта, который Минфин обнародовал в августе, Данилюк ответил уклончиво.

По его словам, то была рабочая версия, а презентованный им вариант "реформы"  учитывает полученные министерством поправки и предложения.

Если вчитаться в представленный министром документ, в нем сложно найти что-то новое. Те же предложения, которые касаются администрирования, передачи полномочий от ГФС Министерству финансов, ликвидации налоговой милиции.

Нет особых изменений и в части уплаты налога на прибыль кроме ускоренной амортизации некоторых групп основных средств и налоговых каникул на пять лет для новосозданных предприятий.

При этом о налоге на выведенный капитал, столь горячо обсуждаемом малым и средним бизнесом уже более года, по-прежнему упоминания нет.

По НДС — очередные точечные поправки. Появится единый публичный реестр для возмещения, будет продлен граничный срок для регистрации налоговых накладных со 180 дней до 365 дней и внедрен механизм по возврату переплат НДС исключительно со спецсчетов.

Планируются определенные послабления по акцизному налогу и для тех, кто платит сбор за пользование недрами.

Для первых упразднят регистрацию плательщиками акциза в случае реализации топлива в емкостях до двух литров и освободят от акцизного налога обороты по продаже сырья, которое получают табачно-ферментационные заводы.

Для вторых расширен перечень затрат, которые не учитываются при подсчете стоимости добытых ископаемых.

По большому счету, эти поправки направлены на улучшение администрирования, и в этом стремлении правительство вряд ли можно упрекнуть. Однако, как часто бывает, без подводных камней не обошлось. В концепции, которую Данилюк представил на профильном комитете, появилось два интересных блока.

Один из них касается трансфертного ценообразования. Минфин указывает, что действующие правила ТЦО создают определенное давление на малый бизнес, который вынужден готовить отчеты, обосновывать проводимые операции перед сотрудниками фискальной службы.

Дабы снять эту проблему, предлагается увеличить с 50 млн грн до 150 млн грн годовой доход, сверх которого возникает обязанность отчитываться о контролируемых операциях, а также пересмотреть с 5 млн грн до 10 млн грн объем годовых операций с одним контрагентом.

С одной стороны, шаг логичный, поскольку проблема вовлеченности небольших компаний в бюрократическую рутину, связанную с контролем ТЦО, существует.

С другой стороны, учитывая существенную девальвацию гривни, оборот, эквивалентный 6 млн долл в год (приблизительно такой валютный эквивалент 150 млн грн при текущем курсе), вряд ли можно отнести к категории крупного бизнеса.

Кроме того, по большому счету, правила ТЦО в Украине все равно не работают. У фискалов отсутствует не только методология определения цен согласно правилу вытянутой руки, но и попросту есть острая нехватка человеческих профессиональных ресурсов, которые способны отслеживать подобные сделки.

Действительно знаковой можно считать инициативу, странным образом перекочевавшую в концепцию Данилюка из проекта налоговой реформы, который был инициирован парламентским комитетом по налогам и таможенной политике еще в октябре 2015 года и получил №3357.

Речь о введении системы налогообложения для представителей малого бизнеса, которую можно назвать подготовкой к упразднению единого налога. Минфин предлагает три новых группы налогообложения.

Первая — для индивидуальных мелких предпринимателей, которые торгуют на рынках и предоставляют услуги населению. Их доход будет ограничен 250 минимальных зарплат, а ставка налога составит 10% МЗП. При этом нужно подавать упрощенную форму декларации и не нужно вести учет доходов и затрат.

Вторая группа получила имя "смягченной" общей системы уплаты НДФЛ с прибыли. Ее смогут использовать предприниматели, которые занимаются индивидуальной профессиональной деятельностью с годовым оборотом до 4 тыс МЗП. Налог будет взиматься с разницы между доходами и затратами по ставке 18%. Учет — упрощенный, уплата налога — авансами, раз в квартал.

Третья группа станет аналогом действующей базовой системы налогообложения для предпринимателей, которые не работают на едином налоге и являются плательщиками НДС. Доход — свыше 4 тыс МЗП в год, ставка — 18%. Нужно вести полноценный учет и ежеквартально авансами уплачивать взносы по НДФЛ.

Сложно сказать, как отнесется к этому бизнес. Если вспомнить, что год назад предпринимательское сообщество резко восприняло аналогичную модель, "зашитую" в проект №3357, то сейчас риторика вряд ли кардинально изменится.

К тому же, на фоне дискуссии о дальнейшем снижении ставок НДФЛ и единого социального взноса фактическое ужесточение налогообложения, приправленное формальным "упрощением", выглядит удивительно.

За пределами документа Минфина остался возврат к идее проведения разового "нулевого" декларирования. Она прописана в документе, разработанном при участии профильного комитета. Правда, летом работа над законодательным фундаментом для кампании по декларированию была приостановлена.

Теперь эта работа возобновилась. Депутаты выступают за то, чтобы необходимые законопроекты попали в сессионный зал парламента до конца 2016 года, а уже с начала 2017 года соответствующие нормы вступили в силу.

Разговор идет о снижении минимального объема доходов и активов, которые считаются задекларированными без подачи декларации, с 1 млн грн в шесть раз.

Хотя логично предположить, что в текущей экономической ситуации и при действующей неповоротливой фискальной системе подобная попытка "выбелить" доходы и капиталы налогоплательщиков не станет успешной, в комитете этот контраргумент даже не рассматривается.

Впрочем, как показывает практика, многие смелые инициативы так и остаются в проекте, даже не добравшись до Верховной Рады.

К тому же, не известно, поддержат ли депутаты идеи Минфина и комитета Нины Южаниной. Опыт принятия поправок в НК в прошлые годы, которые шли вразрез со всевозможными концепциями и проектами, лишний раз это подтверждает.

Не стоит забывать и о том, против таких изменений выступает Международный валютный фонд. Поэтому власти скорее дадут задний ход, чем будут ссориться с главным кредитором Украины, отношения с которым и так не самые теплые.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Налоговый кодекс налоги Минфин