Дерегуляция по-украински, или Как мы потратили год впустую
Последнее заседание Национального совета реформ — НСР, посвященное дерегуляции, помимо отставки главы АП Бориса Ложкина, ознаменовалось также отправкой предложенного правительством плана по дерегуляции на доработку.
Должен признаться, что произошло это отчасти из-за моих критических замечаний касательно представленного документа, о сути которых я хотел бы рассказать.
В двух словах — правительство не представило профессионального плана.
Все это при том, что ровно год назад на рассмотрение НСР был вынесен готовый полноценный операционный план "регуляторной гильотины", основанный на опыте проведения подобных реформ в более чем десяти странах и одобренный ведущими международными организациями и лидерами мнений.
Под этот план было выделено 7 млн евро финансирования от ЕС. Кроме того, финансирование реализации этого плана Мировой банк готов был включить в проект Fostering Competitiveness for Growth and Jobs на 200 млн долл.
Главной целью разработанного документа являлся полный пересмотр всех существующих регуляторных нормативно-правовых актов, число которых, по разным оценкам, составляет в Украине от 10 до 50 тыс.
План "регуляторной гильотины" — это 70 страниц профессионального текста, детально расписывающий этапы, затраты, риски, процессы, организационные структуры, роль участников и взаимодействие с госорганами, бизнесом, профильными организациями, сроки и критерии оценки результатов.
Цель всех мероприятий — сократить прямые расходы бизнеса на выполнение регулирования вдвое, и это без учета дополнительно созданных возможностей.
Главным же замечанием к разработанному плану "гильотины" стал срок его выполнения. Ввиду комплекса всех необходимых финансовых, человеческих и технологических ресурсов, а также количества регуляторных актов, которые необходимо пересмотреть, полное реформирование заняло бы до трех лет.
По мнению органов власти, срок неоправданно длительный. Тем не менее, несмотря на внушительный объем работы, первых результатов мы могли бы достигнуть уже спустя два месяца после запуска процесса.
Для этого следовало сформировать первый пакет нормативно-правовых актов с рекомендациями "сохранить", "упростить" или "отменить" те или иные меры регулирования и передать его на рассмотрение правительства и Верховной Рады.
Так процесс повторялся бы каждые месяц-два до тех пор, пока не был бы пересмотрен последний из тысяч регуляторных актов.
С момента, когда этот план был подвергнут сомнению, прошел год. Год демагогии об уместности тех или иных элементов "гильотины", год бесплодных дебатов относительно релевантности метода "гильотины" для Украины в целом. Какую альтернативу представил Кабмин через год? Отсутствие какого-либо плана!
Таким образом, разработать профессиональный документ, который служил бы альтернативой предложенному плану и подробно описывал механизм построения процесса системной дерегуляции, украинские власти так и не смогли.
На выходе имеем лишь скудную презентацию, большая часть которой описывает ряд законов, разработанных еще при предыдущем правительстве и уже ожидающих рассмотрения в парламенте.
На 18-ти слайдах правительственного плана дерегуляции не нашлось места ни для четкого механизма действий, ни для описания финансовых, человеческих и технологических ресурсов. О сроках выполнения разработчики также решили не упоминать, несмотря на очевидную приоритетность данного вопроса.
В формировании же центральной цели документа традициям решили не изменять: "войти в топ-20 стран мира по привлекательности бизнес-климата" — громко, пафосно, с размахом.
Не спорю, рейтинг Doing Business — индикатор важный и авторитетный. Однако с точки зрения отражения реальных затрат бизнеса, связанных с регулированием, его трудно назвать показательным.
К тому же, пакет нормативно-правовых актов, при условии принятия которого Украина могла бы подняться в рейтинге на 14 место, был передан на рассмотрение правительства, опять таки, год назад. Однако он до сих пор не удостоился достаточного внимания со стороны власть имущих.
Критерии выполнения правительственного плана дерегуляции также не внушают доверия: "в три раза сократить количество разрешительных документов и процедур, в четыре раза уменьшить количество проверок и контролирующих органов, установить принципы прозрачных и эффективных проверок, упростить и гармонизировать процедуры международной торговли".
Вот, собственно, и все: снижаем, сокращаем, упрощаем, а как это реально отразится на затратах бизнеса, непонятно. Более того, вероятность, что в оставшихся нормативных актах может содержаться 99% барьеров и затрат, по всей видимости, никто во внимание не брал.
Как показывает опыт 2005 года, уменьшение количества нормативно-правовых актов часто имеет мало общего с сокращением расходов бизнеса. Тогда правительство отчиталось об отмене 14 тис регуляторных актов, но убытки от них были настолько мизерными, что бизнес так и не почувствовал облегчения.
Что имеем в сухом остатке?
Вместо четкого плана "регуляторной гильотины", отвергнутого по причине того, что на его полное выполнение требовалось три года, спустя год имеем набор тезисов, ставящих перед собой цель улучшить некие показатели.
Эти показатели не имеют отношения к затратам бизнеса, измеряются по формальным признакам, непонятно как и за какие ресурсы осуществляются и, к тому же, не имеют четкого срока завершения.
Браво! Мы действительно "не зря" потратили этот год.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.