Некоторые размышления об украинской мечте
Символически украинская мечта выглядит довольно поэтично — своя хата с садочком, жена, корова, кабанчик. Но подсознание неумолимо требует еще.
Для полного счастья нужна дыра в соседнем заборе, из которой можно что-то тащить в хату. И чтобы об этой дыре знал только сам "мечтатель".
Это непреодолимое желание так исправлять несправедливость — почему я бедный, а они богатые — и не дает нашей стране стать успешной и достойной.
Есть реальная история об одном батюшке, к которому пришел человек покаяться в том, что понемногу ворует у своего работодателя.
Батюшка отпустил этот грех, мотивировав тем, что работодатель богатый, он себе еще купит.
Но какая мечта без трагедии. Это, конечно, популярный сюжет народных анекдотов, но и правда в нем есть.
Украинская мечта терпит крах, когда украинец выпивает с кумом и пробалтывается, где он нашел дыру в заборе. Потому что на следующее утро украинец идет к "своей" дыре что-нибудь утащить, а там уже ничего нет!
Он звонит куму, а тот говорит: ничего не знаю, может, хозяева вывезли? Украинец понимает, что кум врет, но сделать ничего не может, ведь сам поступил бы так же.
С таким подходом наши сограждане, естественно, больше всего боятся, что в Украину придет мировой бизнес и правила поменяются. Украинец понимает, что иностранцы не будут вывозить землю, дома или заводы в Китай или Германию.
Он боится, что "правильные" капиталисты, когда все скупят, заделают все дыры в заборах! Он даже согласен, что жить станет лучше, будет работа, рост экономики. Но как жить без дырок в заборе! Жить на одну зарплату — почти трагедия. И не только для рядового украинца, но особенно для власть имущих.
На чем зарабатывать, если убрать все "лазейки" и сделать экономику по-настоящему свободной и открытой?
При этом каждая новая власть полна решимости раз и навсегда заделать все дырки во всех заборах. Но перевешивает желание восстановить историческую справедливость под необъявленным лозунгом "попередники вже накрали, а ми ще нi!". И та же самая логика не дает власти впустить сюда западный капитал.
Надо ведь сначала самому все скупить подешевле, а потом уже продать иностранцам подороже. Потому что нет ничего более досадного для украинца, чем видеть, как богатеет сосед после продажи приватизированного гаража.
Выход из этой ситуации только один: переосмыслить понятие справедливости. Нужно смотреть не в прошлое, не думать о том, что олигархи наворовали, а большинство не успело, поэтому надо у них все забрать и поделить заново.
Нужно смотреть в будущее и за пределы своего забора. Открытие рынка Украины для мирового капитала даст простым украинцам намного больше, чем олигархам. Украинцы получат хорошие рабочие места и рост благосостояния.
Олигархи — конкуренцию с большими игроками мирового бизнеса, которые гораздо сильнее и зубастее их. И даже заделывание всех дырок в заборах ударит по олигархам в разы больнее, так как они вывозят вагонами, а не тачками.
Капитал придет в Украину с радостью. Необходимо просто послать ему сигнал, что мы его ждем и будем его уважать. Инвестор в Нью-Йорке или Токио должен увидеть четыре статьи в своем терминале Bloomberg.
"В Украине проводится масштабная приватизация". "Украинские власти сделали решительные шаги по уменьшению налогового давления на бизнес". "В Украине борьба с коррупцией дает результаты". И самое главное: "Украина отменила все запреты на торговлю гривней и ввела свободное движение капитала".
Этот инвестор позвонит своему брокеру и скажет: "Ты не знаешь, где там эта Украина? Можешь мне купить на 10 млн, они вроде бы взялись за ум".
Когда сотни инвесторов примут такое решение, мы получим миллиарды инвестиций, которые помогут нам стать той богатой и успешной страной, о которой, на самом деле, и мечтает каждый украинец.
Співавтор тексту — Роман Сульжик
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.