Украинская правда

Транзитный диссонанс. Как заставить Россию играть по правилам

Россия ввела временный запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки украинских товаров. Украина должна оспорить это решение в ВТО.

Указом президента России №319 от 1 июля 2016 года введен временный запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки украинских товаров.

Речь идет о товарах, в отношении которых в РФ применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от нуля.

Более того, предусматривается введение особенных условий транзита украинских товаров на территорию Республики Казахстан и Кыргызской Республики.

Ограничение транзита связано с продлением действия продуктового эмбарго и приостановления действия договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ со стороны РФ до конца 2017 года.

Согласно Госстату Украины, в 2015 году экспорт из Украины в Казахстан составил 713 млн долл, в Кыргызстан — 46 млн долл.

Основная номенклатура экспортных товаров из Украины в Казахстан и Кыргызстан — пищевая продукция, в том числе кондитерские изделия, а также мебель, строительные материалы, ядерные реакторы, котлы, электромашины.

Из всей номенклатуры украинского экспорта транзит будет возможет лишь для товаров, которые не попадают под эмбарго и к которым применяется нулевая ставка ввозной пошлины, установленная единым таможенным тарифом ЕЭС.

Таким образом, основная доля транзита украинских товаров на территорию Казахстана и Кыргызстана через территорию России будет ограничена до конца 2017 года. С учетом значительного сокращение поставок на территорию РФ потеря рынков Казахстана и Кыргызстана крайне нежелательна.

Правительство Украины должно принять решение, которое минимизировало бы последствия такого шага со стороны РФ для экономики Украины.

Вероятнее всего, Кабмин останется последовательными и продлит ранее введенный запрет на импорт товаров из РФ. При этом не исключено, что перечень товаров может быть пересмотрен и расширен. Стоит ожидать и дальнейшего продления применения связанных ставок Украины в рамках ВТО в торговле с РФ.

Маловероятно, что Украина ограничит транзит товаров из России. Это затронет интересы ЕС и подтолкнет к переориентации транзитных потоков через Беларусь, что чревато дополнительными экономическими последствиями.

К тому же Украина сама нарушит принцип свободы транзита, а это усложнит ее позицию при оспаривании действий РФ в ВТО.

Если даже предположить, что Украина будет рассматривать вопрос ограничения транзита, то стоит ограничиться только направлением РФ — Молдова с учетом одностороннего незаконного введения тарифных квот со стороны Молдовы на украинский цемент и пищевые продукты.

Таким образом, вопрос с РФ не решится, зато с Молдовой может состояться диалог, который позволит сторонам вернуться в правовые рамки, предусмотренные договором о зоне свободной торговли СНГ.

Как разрешить эту ситуацию с ограничением транзита?

Решение данной проблемы находится больше в политической плоскости, чем в правовой, и связано с геополитическими процессами. Именно поэтому не стоит ожидать, что проблема будет урегулирована быстро и просто. Компании, которые понесут ущерб, должны искать альтернативные пути выхода из ситуации.

Достигнуть снятия транзитных ограничений можно исключительно через двусторонние договоренности или урегулированием спора в рамках ВТО.

В первом случае ситуацию усложняет отсутствие регулярного двухстороннего торгового диалога между Украиной и Россией на высшем уровне.

Поэтому следует искать поддержку со стороны Казахстана и Кыргызстана как основных стран, на которые влияет запрет транзита. Тем более, что в рамках ЕЭС нет единого мнения всех стран относительно ограничений.

Стоит обсудить с Евросоюзом целесообразность возобновления трехстороннего диалога ЕС-Украина-Россия и зафиксировать нарушение международных норм в рамках рабочей группы по транзиту Европейской экономической комиссии ООН.

Во втором случае потребуется около двух лет, чтобы оспорить ограничения в ВТО. При этом нет гарантий, что РФ захочет исполнять принятое решение.

И все же вопросы ограничения транзита целесообразней оспорить в ВТО. В действиях РФ явно прослеживается нарушение принципа недискриминации, а также статьи V ГАТТ 1994, предусматривающей обязательство членов ВТО обеспечить свободу транзита.

Стоит ожидать, что вскоре Украина поднимет проблемный вопрос на Совете по торговле товарами или Генеральном совете ВТО, после чего подаст запрос на проведение консультаций с РФ в рамках механизма урегулирования споров ВТО. Это будет самый правильный правовой путь в сложившейся ситуации.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
CОТ Россия транзит