Пристегните ремни. Налоговая милиция возвращается
В системе ГФС назревает серьезная реструктуризация. Один из ее элементов – возврат к идее создания спецподразделения, которое будет сформировано на базе налоговой милиции.
В системе Государственной фискальной службы назревает серьезная реструктуризация. Один из ее элементов – возврат к идее создания спецподразделения, которое будет сформировано на базе налоговой милиции.
Новый орган займется расследованиями правонарушений в сфере налогообложения и бюджетной сфере, борьбой с контрабандой и злоупотреблениями на таможне, а также будет выполнять функции по предупреждению злодеяний, связанных с фискальной дисциплиной.
Планы издалека
Идея этой инициативы не нова. Например, еще осенью 2014 года команда Игоря Билоуса, который являлся на тот момент главой ГФС, предлагала внедрение подобной структуры.
Затем в августе уже нынешнего года премьер-министр Аресений Яценюк заявил, что налоговая милиция слишком "военизирована" и имеет специфическую репутацию.
Поэтому, по словам премьера, нужно переходить к стандартному западному подходу, где налоговая милиция ликвидируется, а создается профессиональная служба финансовых расследований в составе ГФС.
В конце сентября фискальная служба обнародовала соответствующий проект изменений в Налоговый кодекс, который предусматривает появление подобной структуры.
Вопрос лишь в том, что вкладывают власти в понятие "профессионализм"?
Ведь подавляющее большинство налогоплательщиков, особенно представителей бизнеса, подтвердят, что налоговая милиция выполняет, прежде всего, "карательную" функцию. Об упреждении правонарушений, которое хотят закрепить за службой финансовых расследований, сегодня речи не идет.
Впрочем, инициативы в обнародованном законопроекте выглядят достаточно убедительно.
Помимо озвученных обязанностей, сотрудники новой структуры будут заниматься розыском лиц, скрывающихся от следствия и судов, противодействовать коррупции в ГФС и обеспечивать безопасность сотрудников налоговиков.
Полномочия реформированной налоговой милиции будут достаточно широкими: начиная от сбора и анализа информации о правонарушениях, и заканчивая оперативно-сыскной деятельностью, досудебными расследованиями, учетом правонарушителей налогового, таможенного и бюджетного законодательства.
Спецподразделение ГФС будут также участвовать в проведении антитеррористической операции в части выполнения функций контроля перемещения товаров на контрольных пунктах въезда-выезда.
Набор сотрудников в службу планируется проводить на конкурсной основе, учитывая личные качества, компетентность и достижения соискателей. Но, в то же время, доступ к этой структуре будет закрыт для лиц, которые имеют судимости, а также были замешаны в коррупционных скандалах.
Угрожающая защита
Все, что красиво ложится на бумагу, далеко не всегда столь же безукоризненно функционирует.
Разработчики законопроекта непрозрачно намекают на то, что создание службы финансовых расследований – не что иное, как один из элементов реформирования правоохранительной системы в Украине в целом, которое проводится в соответствии с требованиями МВФ
Впрочем, нет совершенно никаких гарантий, что ликвидация налоговой милиции приведет к обещанной Яценюком демилитаризации фискальных органов.
Как минимум, вызывает опасения тот факт, что новая структура в ГФС получит широкий перечень полномочий.
Конечно, на данном этапе эти полномочия "приправлены" целесообразностью усилить борьбу с коррупцией, разворовыванием бюджетных средств и экономическими преступлениями. Однако в реальности может оказаться, что этот инструмент будет использоваться для давления на неугодных налогоплательщиков, как способ "выбивания" из них налоговых долгов.
Достаточно сомнителен и тот тезис, что служба финансовых расследований будет бороться с коррупцией в стенах налогового ведомства. Увы, но с трудом верится, что служба как элемент структуры ГФС сможет воздействовать на всю систему изнутри, и делать это эффективно.
Опять-таки, возникает немало вопросов в отношении того, каким инструментарием смогут пользоваться сотрудники службы для достижения поставленных задач. Ведь выявлять правонарушителей можно по-разному.
Худший вариант - если следователи будут иметь беспрепятственный доступ к персональным данным и к документации бизнеса, и смогут проводить обыски, изымать архивы и технические средства хранения информации или устраивать облавы.
Фактически это легализованное рейдерство со стороны государства, бороться с которым у налогоплательщиков не будет никакой возможности. Даже оспаривая их действия в судах.
Конечно, подобная картина выглядит достаточно мрачно, но учитывая прецеденты с участившимися "наездами" налоговиков на вполне легальный бизнес, например, серию обысков украинских IT-компаний, эти опасения явно не беспочвенны.
Убить или сохранить?
Естественно, законодатели правы в том, что аналоги финансовой полиции и служб существуют во многих странах: в Австрии, Швеции, Венгрии, Испании, Нидерландах, Бельгии, США, Великобритании, Канаде, Японии, Китае.
Но их полномочия достаточно ограничены, и ориентированы в первую очередь на то, чтобы выполнять превентивную функцию. Это ключевой момент: упреждение, а не силовая борьба с налогоплательщиками.
Впрочем, в Министерстве финансов разницу этих понятий и подходов ко взаимоотношениям с налогоплательщиками видимо понимают недостаточно четко. Либо ситуация с наполнением госбюджета настолько катастрофична, что правительство готово задействовать для сбора налогов даже силовые методы.
Однако в Кабмине должны понимать, что любое давление на бизнес приведет к его миграции из Украины и к дальнейшему уходу в тень, где уже находится более 50% экономики.
К тому же, сквозь налоговую реформу красной нитью проходят обещания властей по общей либерализации налогообложения в стране и ликвидации административных "тисков" для плательщиков налогов.
И если правительство всерьез намерено следовать этому тренду, то финансовая служба в предложенном формате выглядит совершенно оторванной от реальности.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.