Начало конца массовой рекламы
Регулярно смотреть украинское телевидение невозможно. Лопнет мозг.
Не только потому, что зашкаливает количество негативных новостей.
Вечером экран пестрит названиями медицинских препаратов: от кашля, насморка, запора и прочих вещей, о которых знать не хотелось бы.
Отечественная реклама все еще выглядит примитивно.
Ее суть сводится к показу 30-секундного ролика, который покрывает миллионную аудиторию и при этом раздражает большее количество людей, которым это средство от насморка совсем не нужно.
Многие украинцы сбежали от такой рекламы в интернет, но через некоторое время и там вынуждены были столкнуться с нашествием всплывающих баннеров и промо-роликов перед показом видео.
Доля интернет-рекламы в структуре медийного пирога растет стремительно.
Еще в 2012 году на нее приходилось всего 6,8% от всего рынка или 590 млн грн. В 2014 году, по данным Всеукраинской рекламной коалиции, доля интернет-рекламы выросла до 23,3% или 2 115 млн грн.
Главным образом, скачок был обеспечен переходом роликов в онлайн-среду. Рост этого рынка, по прогнозам коалиции, в 2015 году продолжится.
Говорит ли это о том, что реклама постепенно "загадит" интернет и превратит его в подобие телевизора? В самой близкой перспективе это возможно. Агентства пытаются применять старые добрые наработки на новых цифровых носителях, но часто получается коряво. Речь идет не только о роликах.
Например, с появлением у большинства украинцев мобильных телефонов возник новый подвид рекламы, который сразу же окрестили "мобильная реклама" или "мобильный маркетинг". По сути это надоедливый спам в виде СМС.
Он приходит в больших количествах разным людям, если те случайно оставили свои номер телефона, скажем, в магазине при покупке товара. Базы клиентов много раз перепродаются, делая этот вид рекламы не целевым, а пиратским.
Подобные виды PR-активности обречены на провал и только портят отношения между производителем и потребителем. Через этот "мусорный" этап проходят не только украинцы, но и жители других стран.
Что же имела в виду аналитическая компания Gartner, когда прогнозировала мировой рост мобильной рекламы с 18 млрд долл в 2014 году до 41,5 млрд долл в 2017 году? В Восточной Европе этот сегмент, по ее оценкам, будет расти темпами выше среднего. В Украине это связано с запуском 3G и стабилизацией экономики.
Говорит ли это о том, что на экране смартфона придется в будущем просматривать миллион ненужных роликов и сообщений? Ответ на этот вопрос можно получить, если представить, как будет выглядеть интернет как рекламоноситель в ближайшие пять-десять лет.
Исследовательская компания eMarketer полагает, что он станет основной площадкой для рекламы в США в 2018 году, когда немного обгонит телевидение. В Украине это случится на несколько лет позже, вероятно, после 2020 года.
Интернет к тому времени зайдет в еще одну итерацию. Вице-президент по стратегии и инновациям нью-йоркской компании Havas Media Том Гудвин назвал недавно эту стадию The thin-ternet, от слова thin - тонкий.
Основная метаморфоза будет очевидна для пользователя: web станет настолько персонализирован, что уже не будет казаться ему чем-то большим и масштабным.
Прогноз Гудвина сводится к тому, что не пользователь будет искать информацию в сети, как сейчас, а сама информация начнет искать пользователя, точно зная его текущие предпочтения и даже неосознанные пока желания.
Иными словами, искусственный интеллект-помощник будет знать человека лучше, чем он сам знает себя. Это сильно изменит стратегию маркетинга, который к тому времени станет почти полностью автоматизирован в интернете.
Человек будет видеть только ту рекламу, которая с вероятностью почти 100% будет ему интересна, причем в наиболее удобное для него время.
Как же показывать персонализированную рекламу так, чтобы ее не замечали другие люди, которых она не касается? Ответ на этот вопрос почти на поверхности. В Украине и во всем мире рекламные носители эволюционируют.
Статические нецифровые носители проигрывают. Прессу вытеснило телевидение. Телевидение вытесняет интернет, а интернет будущего в сочетании с новыми технологиям не даст жизни традиционной наружной рекламе.
Всему виной The internet of things - интернет вещей. Операторы связи активно подключают к сети машины, оснащая их разнообразными датчиками, чтобы сделать их работу более эффективной. Основными новыми абонентами мобильных операторов к 2020 году станут автомобили и домохозяйства.
Все, что подключено к интернету, автоматически становится новым персональным рекламоносителем, настроенным под потребности хозяина. Будь-то экран перед водителем или виртуальный голосовой помощник в умном доме.
Стандартная реклама на билбордах навсегда исчезнет, как только технологии дополненной реальности укоренятся в жизни людей. Иными словами, благодаря голограммным проекциям с персонального гаджета, каждый пользователь сможет видеть и слышать вокруг себя рекламу, которая нужна только ему.
Это будет означать конец массовой рекламы и переход к таргетированной рекламе, ориентированной на определенную группу людей, которые в чем-то похожи. Например, любители пива, находясь в том же месте, что и любители вина, смогут видеть разную рекламу на том же носителе.
Источник: psfk.com |
Чтобы отрезвить эти прогнозы в реалиях Украины, нужно сказать, что прогресс в рекламном мире будет зависеть не только от взросления технологий, но и от экономического благосостояния нации.
Сейчас, когда страна погрузилась в кризис, появляются новые виды рекламы, которые сначала заставляют улыбнуться, а потом - задуматься.
"Картошка, приехала картошка. С доставкой на этаж", - зазывает через громкоговоритель монотонный голос продавца, который заехал на небольшом фургоне в один из спальных микрорайонов Киева. Он тоже таргетирует рекламу под нищих пенсионерок, которым стало дорого и тяжело доехать на рынок.
О рекламе через internet of things стоит мечтать их внукам, которые все еще имеют шанс либо сбежать из страны, либо перестроить ее экономику.
Фото на головній unian.net
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.