Путин и SWIFT
Если SWIFT отключат, это будет сигнал, что с россиянами лучше не связываться. "Ну их на фиг", - подумают немцы. "Только через SWIFT, bitte sehr", - скажут они.
В эфире периодически мелькает тема отключения России от SWIFT.
Судя по реакции россиян, это означает для России что-то плохое.
Премьер Медведев сказал, что ответная реакция может быть "без ограничений", а журналист Леонтьев и вовсе пригрозил ядерным оружием.
Но что конкретно может означать отключение SWIFT для России?
Во-первых, не все до конца понимают, что такое SWIFT.
Это защищенная система связи и стандартов, через которую банки обмениваются инструкциями, кому сколько денег надо перевести, а также подтверждениями о совершении этих переводов.
То есть это не система денежных переводов, а именно информационная система.
Если российские банки отключат от SWIFT, это не значит, что они не смогут платить за границу. Это значит, что им нужно будет изобретать какой-то новый способ обмена информацией о платежах со своими банками-корреспондентами.
Что это значит на практике?
Например, какой-то российской компании, у которой счет открыт в ВТБ, нужно заплатить за товар в Германию. Для этого ВТБ связывается через SWIFT со своим немецким банком-корреспондентом, скажем, Deutsche Bank, и просит его перевести деньги со своего корреспондентского счета.
Если SWIFT отключат, ВТБ нужно будет придумать новый канал связи для таких целей. Сложно ли создать такой канал? Технически - не очень.
Deutsche Bank может договориться с ВТБ, что они будут заходить в условный интернет-банк и создавать транзакции там, слать письма через email или телеграф. Главное, для этого нужна воля не только ВТБ, но и Deutsche Bank.
Это не значит, что банки, в нашем примере немцы, захотят в это ввязываться.
Во-первых, это организационные сложности. Представьте, сколько времени такой проект будут прорабатывать юристы Deutsche или их служба ИТ-безопасности.
Во-вторых, если SWIFT отключат, это будет сигнал, что с россиянами лучше не связываться. Сегодня отключат SWIFT, а завтра наложат санкции покрепче. "Ну их на фиг", - подумают немцы. "Только через SWIFT, bitte sehr", - скажут они.
Что будет, если "ну их на фиг" подумает большинство банков мира? Это если не отрежет Россию от мировых рынков вовсе, то, по крайней мере, сильно затруднит любую операцию - хоть финансовую, хоть торговую. А это может оказаться значительно хуже эффекта от любых секторальных санкций.
Канцлер Германии Ангела Меркель, президент РФ Владимир Путин, президент Франции Франсуа Олланд. Фото vedomosti.ru |
Точных прогнозов, насколько я понимаю, ни у кого нет, так как не было прецедентов. Была, конечно, история с Ираном, но он - более изолированная в торговом смысле страна. К тому же, когда им отключили SWIFT, против них на тот момент и без того уже действовало много санкций.
Еще одна деталь: штаб-квартира SWIFT находится под Брюсселем, поэтому подчиняется не американским, а бельгийским законам. Этот факт скорее на руку России: решение об отключении должно стать совместным - США и Европы.
Нужно ли нам, украинцам, уповать на отключение России от SWIFT?
Тоже неоднозначно. С одной стороны, радует все, что ослабляет нашего врага. С другой - эффект может оказаться сопоставимым с эффектом падения цены на нефть до 20 долл. Это может привести к масштабной войне: Путину нужно будет идти на крайние шаги, чтобы отвлекать внимание народа от обнищания.
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.