Буферная зона для бизнеса
Коалициада в Украине вышла на финишную прямую.
20 ноября политические силы - победители парламентских выборов - подписали коалиционное соглашение, над которым работали почти три недели.
Коалиция обещает украинцам борьбу с коррупцией, судебную и налоговую реформы, переход от административного контроля к поддержке бизнеса.
Теперь главное это обещание сдержать.
Пока же создается впечатление, что если в ряде случаев авторам документа удалось четко определить направления реформ, то многим блокам сильно не достает конкретики, и весьма размыта цель этих реформ.
Борьба с коррупцией. Этот раздел документа один из главных.
Соглашение предусматривает создание Национального антикоррупционного бюро уже в начале 2015 года. А во втором квартале 2015 года предлагается создать Национальное агентство по вопросам противодействия коррупции.
Бесспорно, хорошая инициатива при условии, если действительно будет полностью отсутствовать политическое влияние на данный орган и будет решен вопрос с бюджетированием. То есть изначально исключим коррупцию внутри.
Следующий важный пункт - обеспечение открытости информации. Как минимум - создание единой базы открытой информации из реестров прав на недвижимость с участием чиновников и "связанных лиц".
Также планируется создание независимого госоргана по надзору в сфере обеспечения права на доступ к этой публичной информации. Непонятно только, есть ли механизм создания такого реестра, заложены ли в бюджет расходы на его создание и оправдано ли создание и содержание нескольких органов.
Несомненно, ряд конкретных мер при наличии политической воли вполне может быть эффективным. В целом, что касается борьбы с коррупцией, в документе не хватает четкого подхода по устранению причин ее возникновения.
Судебная реформа. Бесспорно, эффективная судебная власть будет способствовать борьбе с коррупцией. В соглашении есть ряд мер, реализация которых может помочь вывести судебную систему на новый уровень.
Среди конкретных шагов и предложений можно выделить введение обязательного декларирования не только доходов, но расходов судьями, а также их родственниками и связанными лицами. Главный вопрос тот же: хватит ли у власти политической воли, и кто это будет контролировать.
Из спорных моментов - назначение судей. Авторы соглашения предлагают назначать на судейские должности только на основе результатов конкурса.
При этом документ предусматривает создание единого независимого органа, который будет отвечать за назначение и увольнение судей. Есть риск, что создание такого органа заблокирует проведение люстрации. То есть создавать его до полного очищения судебной системы опасно.
Председатель рабочей группы по подготовке первого пленарного заседания Верховной рады восьмого созыва Владимир Гройсман. Фото Николая Белокопытова |
Также в тексте соглашения нет полного понимания того, как привлекать к ответственности судей. Этот механизм должен быть конкретным и понятным. Размытость будет лишь порождать коррупцию среди служителей Фемиды.
Налоговая реформа. Согласно тексту коалиционного соглашения, столь спорный налоговый компромисс может быть применен в ближайшее время, а проведение налоговой амнистии капиталов после реформирования налоговой системы путем однократного добровольного декларирования - с 1 января 2016 года.
О возвращении выведенных капиталов в тексте ни слова. Столь обсуждаемый раздел вновь поднимает вопрос: пойдет ли на это бизнес? Какие у него гарантии? Получит ли он после декларирования возможность работать открыто с приемлемой налоговой нагрузкой?
Ведь сокращение количества налогов с 22 до девяти является скорее декларативным. Чистая экономия видна только в администрировании.
Другие предлагаемые изменения - упрощение процедур в сфере строительства, или реформирование системы сельского хозяйства - обсуждать рано. В большинстве случаев сроки реализации этих мер в соглашении не указаны.
Итого, в документе, направленном на чистоту, прозрачность, легкость ведения бизнеса и борьбу с коррупцией, содержится много декларативной информации.
Создание многочисленных органов требует не только больших расходов из бюджета, но и расходов по осуществлению контроля над ними.
Не проще ли создать контроллеров, переформатировав некоторые "ненужные" существующие органы и добавив функцию общественного контроля? А бизнесу дать понятную налоговую и конкурентную среду, чтобы он мог развиваться.
Сделав несколько правильных шагов, мы можем получить уникальную "буферную зону" с наилучшими в Европе условиями для doing business.
Заседание подготовительной депутатской группы. Фото Николая Белокопытова |
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.