Налоговое бессилие
С начала работы нового начальства в налоговой прошло более четырех месяцев.
Этого времени достаточно, чтобы оценить его работу и сравнить ключевые позиции деятельности фискальной службы с работой предшественников.
Новое руководство решило сразу разобраться, какие основные проблемы существуют в подконтрольной сфере, и как новая власть может их решить.
Стимулом для борьбы с коррупцией в налоговой должны были стать надежды общественности и бизнеса на кардинальные изменения и кадровые чистки в фискальных органах разных уровней.
Стоит отметить: пока эти ожидания не оправдались. Как и прежде, налоговая остается закрытым для общества и бизнеса органом.
Публичные заявления новой власти начались с информации о том, какими данными о нарушениях она владеет и обещаниями их ликвидировать. Казалось, средства налогоплательщиков наконец-то пойдут в бюджет.
К сожалению, ситуация не изменилась, значит, заинтересованность бизнеса в законной оптимизации налогов не уменьшилась, а только продолжает расти.
Бизнес предпочитает более ответственные страны с более открытой налоговой политикой - там он может работать честно. Увы, этого нельзя сказать об Украине, законодательство которой меняется еженедельно, а ситуация еще нестабильна. Проанализируем, что больше всего мешает работать бизнесу.
Криминал
Проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в работе с новым органом - Государственной фискальной службой (ГФС) - привычны.
Больше всего волнуют бизнес уголовные дела - их продолжают возбуждать. Хотя новое руководство закрыло какую-то часть таких дел, некоторые из них оно продолжает расследовать. Очевидно, что основания для этого есть не везде.
Естественно, напрашивается вывод: бизнесу снова придется "договариваться", как это было во времена предыдущей власти. Для бизнеса это не только финансовые потери, но пятно на репутации.
Расследования
Вторым инструментом давления на бизнес является инициатива создания Службы финансовых расследований - СФР. Механизм ее деятельности заключается в "надзоре и наказании". Это еще один уровень налоговой проверки, который дублирует функции налоговой и таможни.
Такое уже было, и бизнес к этому возвращаться не хочет. Предприниматели всегда требовали убрать налоговую милицию из налоговой проверки, чтобы разграничить аудит и расследование уголовных дел. Кроме того, согласно проекту о СФР отсутствует пункт о гражданском контроле над работой органа.
Первый заместитель главы Государственной фискальной службы Владимир Хоменко. Фото minrd.gov.ua |
Площадки
Следующий пункт - невозможность работы с помощью "прокладок". От этого в правительстве Арсения Яценюка обещали избавиться. В частности, от инструмента, который позволял оптимизировать НДС и налог на прибыль.
Ранее за определенный процент налогоплательщики получали возможность работать с легальными структурами и экономить на налогах. После смены руководства "инструмент" официально перестал существовать.
При этом плательщики, работавшие через него, стали объектами проверок фискалов, что можно назвать шантажом. Ведь государство идет на диалог с бизнесом и говорит о введении налоговой амнистии. Бизнес порою был просто вынужден работать по правилам предыдущего руководства страны.
По данным ГФС в апреле было начато 741 уголовное дело, из которых в суд ушло 632. Благодаря этому бюджет получил 54 млн грн. Сейчас государство больше не рекомендует бизнесу партнерские компании, часть дохода которых перечисляется в бюджет, как это было при предыдущем руководстве Миндоходов.
Однако в Украине существование прибыльного бизнеса без них невозможно. Это простейший способ выживания не только для предприятий, которые могут заменить эти фирмы другими законными инструментами, но и для государства.
Без подобных площадок в бюджет не попадали бы даже те средства, которые плательщики перечисляют в качестве налогов сейчас.
НДС
Далее - весьма болезненный и вечный вопрос для бизнеса: возмещение НДС.
Бизнес все чаще обращает внимание на нарушения со стороны госорганов, которые после смены власти не были ликвидированы. Речь идет об авансовой уплате налога на прибыль в обмен на возмещение НДС.
В зависимости от ситуации сумма налога на прибыль может варьироваться. "Вилка" не ограничена, поскольку нередко налоговики могут запросить и 100-процентную оплату. Конечно, это довольно нестандартная схема расчета для увеличения доходной части государственного бюджета.
Накладные
Еще один пункт - отказ в регистрации налоговых накладных в Едином реестре. В такой ситуации плательщики НДС даже не задумываются - идут "решать" вопрос. Так было раньше, так остается и сейчас.
Глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус (с ножницами) открывает таможенный пост. Фото minrd.gov.ua |
Изначально перед новым руководством ГФС было поставлено немало задач: от вывода из тени рынка подакцизных товаров до "чистки" на таможне. Однако пока ликвидировать популярные схемы в ведомстве или не могут, или не хотят. Можем ли мы в таком случае обвинять бизнес в нежелании укорениться в Украине?
Фото на главной: руководитель Государственной фискальной службы Игорь Билоус. Фото minrd.gov.ua
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.