Если директора забрали в армию
Вероятность призыва руководителя в порядке мобилизации возрастает, если он ранее проходил военную службу и имеет затребованную военную специальность.
Частичная мобилизация в истории независимой Украины объявлена впервые, поэтому не удивительно, что в законодательстве обнаружился ряд коллизий.
Работодатели сотрудников, получивших повестки, оказались в неоднозначном положении.
С одной стороны, "призыв или вступление работника на военную службу" - это основание для увольнения, предусмотренное пунктом 3 статьи 36 Кодекса законов о труде.
С другой стороны, в перечне видов военной службы в части 4 статьи 2 закона "О воинской обязанности и военной службе" до недавнего времени отсутствовала служба по призыву во время мобилизации.
Это побуждало сделать вывод, что "призыв на мобилизацию" - это нечто отличное от "призыва на военную службу", упомянутого в пункте 3 статьи 36 КЗоТ, следовательно, и правовые последствия могут быть иными.
Сомнения усугубляло еще и то, что в корешках повесток, которые адресовались работодателю, военные комиссариаты иногда указывали на необходимость освободить работника от работы, сохранив за ним рабочее место, как это предусмотрено при призыве военнообязанных и резервистов на воинские сборы.
Это наталкивало на мысль об отождествлении мобилизации с военными сборами. Однако в отличие от призыва на сборы, при мобилизации военнообязанный поступает в распоряжение государства на неопределенный срок, что ставит под сомнение возможность и целесообразность сохранения за ним места работы.
К счастью, возникшая неопределенность была устранена принятием закона 1169-VII от 27 марта 2014 года, который вступил в силу с 1 апреля 2014 года.
Он установил, что за работниками, призванными на военную службу во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы и средний заработок. Следовательно, об увольнении на основании пункта 3 статьи 36 КЗоТ речь не идет.
Фото mil.gov.ua |
Если мобилизованным оказывается руководитель, предприятие сталкивается с рядом дополнительных сложностей. Главная из них - необходимость передать его полномочия, включая право подписи, другому лицу для обеспечения бесперебойного функционирования предприятия.
Вероятность призыва руководителя в порядке мобилизации следует признать существенной, если он ранее проходил военную службу, по воинскому званию принадлежит к первому разряду запаса - части 2 и 3 статьи 28 закона - и имеет затребованную военную специальность.
Правда, официальная информация о том, какие специальности сейчас "в цене", не публиковалась.
Работа на руководящей должности не является основанием для отсрочки от призыва, если только руководитель не забронирован за предприятием согласно статьям 24-25 закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации".
Механизм бронировки работников, однако, не проработан и оставляет много вопросов. Документы, регулирующие эту процедуру, имеют гриф "для служебного пользования" и недоступны общественности.
Из норм "О мобилизационной подготовке и мобилизации" можно сделать вывод, что право на бронировку работников имеют лишь те предприятия, которым государство установило мобилизационные задачи и заказы.
Фото mil.gov.ua |
В связи с призывом на военную службу руководителя предприятия в порядке мобилизации требуется оформление замещения должности другим работником, например заместителем руководителя, с возложением на него соответствующих полномочий и начислением доплат за выполнение этих обязанностей.
Следует также помнить, что руководитель предприятия выступает в двух ипостасях: в трудовой как работник и в корпоративной как единоличный исполнительный орган или глава коллегиального исполнительного органа.
Трудовая сторона вопроса - порядок освобождения работника от работы, порядок замещения его должности другим работником - всесторонне регулирует КЗоТ. Корпоративная составляющая урегулирована иными законодательными актами и учредительными документами компании.
Как правило, назначение и освобождение от должностей членов исполнительного органа является исключительной прерогативой соответствующего органа управления - общего собрания акционеров или наблюдательного совета.
В отличие от замещения другой должности, которое может быть оформлено простым приказом по предприятию, замещение должности руководителя должно основываться не только на приказе, но и на решении соответствующего органа управления, который имеет необходимые полномочия.
Фото mil.gov.ua |
Ситуация не вызывает особых сложностей, если корпоративными документами предприятия предусмотрена возможность замещения должности руководителя.
В случае отсутствия такой возможности, не будет больших рисков и при назначении руководителя в обществах, где такое решение принимает наблюдательный совет (возможен созыв внеочередного собрания).
Принимая во внимание бизнес-риски, связанные с отсутствием руководителя, в обществах с ограниченной ответственностью выходом из ситуации может стать созыв собрания участников с их отказом от заблаговременного уведомления.
Со стороны трудовых отношений за директором сохраняются должность и зарплата, а со стороны корпоративных - назначается другое лицо на время отсутствия директора в связи с мобилизацией.
Однако ситуация осложняется, если корпоративными документами акционерных обществ не предусмотрена возможность замещения должности руководителя, и решение о назначении принимает общее собрание акционеров.
Фото mil.gov.ua |
Данные о лице, замещающем должность руководителя, как о имеющем право совершать юридические действия, в том числе подписывать договора без доверенности, также должны быть в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей.
Для этого понадобится подача государственному регистратору регистрационной карточки установленной формы, оригинала или надлежаще заверенной копии решения уполномоченного органа управления о замещении должности руководителя. Регистрационный сбор за такие действия не взымается.
Необходимо будет также переоформить право распорядительной подписи по банковским счетам. Для этого потребуется подача временной карточки с образцом подписи лица, замещающего должность руководителя.
Лицо, замещающее руководителя, может подписывать налоговую отчетность, так как согласно пункту 48.5.1 Налогового кодекса такое право принадлежит не только руководителю, но и иным "уполномоченным лицам". Для подачи отчетности в электронной форме придется переоформить электронные ключи.
Призыв руководителя на военную службу в связи с мобилизацией может стать неприятным сюрпризом, однако при надлежащем юридическом оформлении передачи его полномочий другому лицу ущерб для компании будет минимальным.
Важно произвести все необходимые действия своевременно, так как после отбытия руководителя в армию получить его подпись на каком-либо недостающем документе станет проблематично.
Фото mil.gov.ua |
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.