Почему мы будем завидовать Молдове
Зачем Украине прочный союз с Россией? Для захватывающих соревнований в том, кто больше сэкономит на взятках, и у кого больше ямы на дорогах?
Что трудно было всегда представить, так это то, что можно завидовать Молдавии.
Никоим образом не хотелось бы обижать наших соседей, но многие обстоятельства говорили, что эта страна беднее Украины.
Пожалуй, единственная страна в Европе, которая уступает нам по многим параметрам.
Об этом свидетельствует уровень зарплат, социальные выплаты и пенсии, которые на протяжении последних 15-20 лет стабильно были ниже украинских.
Немалая доля правды также в исследовании международной компании GfK. В одном из последних своих отчетов она назвала Молдову самой бедной страной в Европе с покупательной способностью жителей около 1,3 тыс евро в год.
Украина - второй аутсайдер с показателем 2,2 тыс евро в год на жителя.
Порожденная экономическими трудностями массовая трудовая миграция превратилась в своеобразный символ современной Молдовы и стала первопричиной многих социальных проблем.
По данным Мирового банка, переводы уехавших молдаван составляют около трети ВВП страны. Молдову по этому показателю из стран СНГ опережает только Таджикистан, для которого средства, заработанные за рубежом, большей частью в РФ, составляют почти 50% ВВП.
Поэтому, и не только, казалось, что завидовать нашим соседям не стоит. Однако при всех проблемах и хронической коррупции в Молдове у жителей этой страны более радужные перспективы, чем у нас.
Во-первых, вскоре для наших соседей снимут визовые требования для поездок в страны Евросоюза.
Во-вторых, ЕС намерен парафировать с Молдовой соглашение об ассоциации на саммите в Вильнюсе.
В Украине же в это время резко сворачивают с намеченного пути и предлагают населению полагаться на мудрость политиков, которые "вовремя принимают необходимые для страны решения". Вот только непонятно, кому же больше "необходимы" эти решения?
Для чего Украине крепкий союз с Россией? Для захватывающих состязаний в том, у кого больше выгодных связей с чиновниками, и кто больше сэкономит на взятках? Или у кого больше ямы на дорогах?
Ремонт по-українськи. Фото ostro.org |
Дороги Молдовы - еще одна причина того, почему граждане страны "мудрых политиков" будут завидовать бедным южным соседям.
Часто в качестве аргументов в пользу того, как плохо кладут у нас асфальт, многие приводят в пример работу дорожных служб в Западной Европе или США. Так и есть. Многие, приехав из ЕС и вдоволь накатавшись там на своей или прокатной машине, шутят, что даже полы наших квартир не такие ровные.
Однако настали времена, когда эти примеры можно найти уже и в Молдове, которую все всегда считали безнадежным экономическим аутсайдером.
В начале ноября пришлось проехаться по маршруту Киев - Измаил (Одесская область) - Кишинев. При планировании поездки одолевали сомнения, стоит ли ехать на машине. Раньше, в 2000-2008 годах, бывая в Молдове, особого восторга от местного дорожного покрытия не приходилось испытывать.
В итоге ямы и самодельные знаки в виде картонок на колышках с надписями "Осторожно! Через 50 или 100 метров ямы" встречались только в Украине. Особенно "радовали" дороги в приграничном с Молдовой Болградском районе - змеи так не извиваются, как умеют это делать местные водители.
Впрочем, после пересечения границы на таможенном пункте Болград-Чумай и въезда в Молдову уже не так страшно. Да, во многих населенных пунктах дорога оставляет желать лучшего, но в целом это вполне приличная трасса, а отдельные ее участки напоминают европейские автобаны.
Это одна из приоритетных дорог Молдовы международного значения - Кишинев-Джурджулешты. Фактически основная магистраль, которая идет из центра страны на юг и обеспечивает доступ к двум пунктам перехода границы и международному портовому комплексу Джурджулешть.
Дорога між населеними пунктами Комрат-Чумішлія. Фото ЕП |
Подъезд с юга к Кишиневу - отдельная тема. Вряд ли водители испытывают особую радость, когда проезжают череду "восьмерок", еще и над опасными обрывами. Однако на подъездах к молдавской столице это превращается в формальность. Возьмем для примера эту подъездную дорогу.
На ее реконструкцию выделялись кредитные средства Европейского инвестиционного банка - ЕИБ. Данный участок, который пролегает между городом Хынчешты и Кишиневом, 22 км, реконструировали иностранные компании, субподрядчиками выступили молдавские компании.
Технический надзор за ходом дорожно-ремонтных работ осуществляла французская фирма Louis Berger.
Первый участок протяженностью 14 км был сдан в эксплуатацию в 2010 году. Стоимость проекта составила 13 млн евро. Подрядчиком была финская компания Leminkainen. В итоге, 1 км дороги обошелся молдаванам в 900 тыс евро.
По второму участку подрядчиком выступил португальский консорциум Construcoes Gabriel AS Couto, Empresa de Construcoes Amandio Carvalho и Rosas Construtores. Был сдан в эксплуатацию в 2012 году. Стоимость - 8,3 млн евро за 8 км или 1,03 млн евро за км. Обе фирмы монтировали свои асфальтобетонные заводы.
В интервью "Экономической правде" нынешний глава "Укравтодора" Евгений Прусенко говорил, что стоимость капремонта двухполосной дороги Киев-Глухив-Бачивск (Киев-Москва) составила 7-8 млн грн за км, четырехполосной трассы Киев-Житомир - 20 млн грн. Но это цена не реконструкции.
Если же взять подъезд к Кишиневу, то это невероятно сложный участок, который состоит из крутых подъемов и спусков. Раньше эта трасса представляла собой двухполосную дорогу - по одной в каждую сторону.
В ходе реконструкции было построено более десяти километров дополнительной третьей полосы. Расширение дороги до трех полос сделано, в основном, на подъемах. Были отремонтированы мосты и заасфальтированы съезды с трассы.
Дорога Хинчешти-Кишинів. Фото biker.com |
Иностранные подрядчики практически заново переложили дорожное полотно с укладкой нескольких слоев: песок, белый щебень, гранитный щебень, асфальтобетонное покрытие.
Здесь применялась технология холодного ресайклинга (регенерации). Она предусматривает фрезеровку комбайном верхнего слоя полотна на глубину 15 см с последующим смешением асфальтовой крошки с новыми материалами.
Это крепкое основание толщиной 18-20 см. Затем на него накладывались три слоя асфальтобетона толщиной 30 см. Много ли дорог в Украине построено по такой схеме? Это всего лишь один из примеров. Сейчас в Молдове настоящий дорожный бум, и готовятся новые проекты.
Подрядчиками по строительству, реконструкции и среднесрочному ремонту в Молдове выступают иностранные компании - финские, австрийские, итальянские, португальские, испанские, турецкие и румынские.
Технико-экономическое обоснование проектов готовят также компании из стран Евросоюза. Основные доноры - Мировой банк, ЕБРР и ЕИБ. На отдельные проекты выдаются также гранты Евросоюза.
К тому же в госбюджете Молдовы есть Дорожный фонд, который за последние три года вырос втрое, до 90 млн долл, за счет роста налогов и акцизов. Это в 20 раз меньше, чем в Украине - 2,2 млрд долл, предусмотренных в бюджете. У нас, как известно, к идее Дорожного фонда тоже возвращаются.
В Молдове средства профильного фонда преимущественно уходят на поддержание местных и национальных дорог, и за их использованием уже не следят европейские контролеры. Поэтому ситуация с местными и коммунальными дорогами у молдаван такая же плачевная, как и в Украине.
Однако у Молдовы огромное преимущество: эта страна уже на полшага впереди Украины. Она выбрала свой вектор. Вполне возможно, что еще через несколько "угробленных" лет именно мы будем безоговорочными аутсайдерами Европы.
Фото esp.md |
Фото на головній procherk.info
* * *
Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.
Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.