Зависть
В Индии технопарки представляют собой оазисы современной жизни на фоне общей нищеты. Именно поэтому их обносят высокой стеной и опутывают проволокой, по которой идет электрический ток.
Не скрою: именно это чувство я испытывал во время недавнего менеджмент-тура, посвященного знакомству с ИТ-индустрией Индии.
Только природа зависти была совсем не "черная" - "ну за что им такое счастье?", а "белая", побуждающая к действию, - "почему мы не можем, если они смогли?".
Этот вопрос встает со всей остротой после каждого путешествия, но индийский случай - совершенного особого рода. Он - та самая мечта, сказка, где Золушка превращается в принцессу.
Прямо на глазах одна из беднейших стран мира в течение пары десятков лет построила мощнейшую, высокотехнологичную индустрию, которая стала одним из главных локомотивов всей экономики. Как им это удалось?
В бизнес-путешествии мы имели возможность прикоснуться к чуду собственными руками. Оказалось, все довольно просто. Решив развивать ИТ-направление, государство создало потрясающе выгодные условия для инвесторов.
В середине 1980-х годов в Индии приняли программу STPI - Software Technology Parks of India. По ней для ИТ-инвесторов полностью отменялся налог на землю, то есть под строительство технопарков земля отдавалась бесплатно.
Тогда же был принят закон о том, что все ИТ-компании освобождаются от налога на прибыль, ввозной пошлины и НДС. Компании и сегодня освобождаются от всех этих налогов на первые десять лет деятельности. В следующие пять лет налог на прибыль составляет 7%, потом постепенно растет, но не выше 33%.
Впрочем, фирмы, которые открыли офисы в технопарках, пользуются дополнительными льготами и платят налог на 10% меньше, чем другие компании.
Налогообложение доходов сотрудников тоже льготное: зарплаты до 350 долл вообще не облагаются налогом, а далее налоги платятся по шкале в зависимости от дохода. Пенсионный налог - минимальный, а сотрудники по собственному желанию могут доплачивать в частные пенсионные фонды.
Кстати, борясь с вековыми устоями гендерного неравенства, правительство создало особые условия для привлечения в отрасль женщин: у них необлагаемый налогом доход на 30% выше, чем у мужчин, - 470 долл.
Наконец, самое главное: в первые десять лет налоговая служба не приходит в компанию никогда. Более того, она обязана помогать компаниям, консультируя их в первоочередном порядке.
Что выиграла Индия, если ИТ-отрасль почти не дает прямых налогов в казну?
Она выиграла колоссальный прирост внешнеэкономического оборота.
В страну идет постоянный приток денег с внешних рынков. "Айтишники" неплохо зарабатывают, значит, растет благосостояние населения. Полученные отраслью деньги вливаются в экономику страны, и налоги приходят из других отраслей.
Еще в 1985 году доход от ИТ-услуг в Индии оценивался 1 млн долл, в 2000 году оборот отрасли составлял 30 млн долл, сегодня - 100 млрд долл.
Фото arabiangazette.com |
Сразу оговорюсь: не все из этого опыта подходит Украине. Например, идея технопарков для нас совершенно неактуальна. Момент упущен, и мы никогда не достигнем не только уровня США, но даже Индии.
Более того, у нас совершенно нет предпосылок для создания таких особых территорий. В Америке парки типа Силиконовой долины органично формировались возле крупнейших университетов.
В Индии их создание оправдано иначе: здесь технопарки представляют собой оазисы современной жизни на фоне общей нищеты, поэтому их обносят высокой стеной и опутывают проволокой, по которой идет электрический ток. Именно так.
В Украине же ИТ-бизнес дискретен, он разбросан повсюду, и загонять его под одну крышу не стоит. А вот на организацию выгодных условий инвестирования в отрасль и на систему подготовки кадров для нее нам стоит обратить внимание.
Ситуация в системе образования особенно интересна. Учитывая мой нынешний род деятельности, я присматривался к ней наиболее пристально.
Так вот, ежегодно в Индии выпускается 4,4 млн бакалавров, из них 1 млн программистов. Для их обучения построены прекрасные частные и государственные колледжи. Сюда приезжают лучшие преподаватели мира.
Система образования сложилась в последние 15 лет. Главной ее целью было сменить ориентацию подготовки на реальные потребности бизнеса. В результате была достигнута высокая мобильность при формировании учебных программ, что позволяет быстро реагировать на веяния рынка.
Однако даже при этом молодые специалисты - здесь их называют "фрешерами" - требуют определенной "доводки" при поступлении на работу. Для работодателя основной критерий - оценки. Если у "фрешера" 75% хороших отметок, он поступает на работу сразу. Таких выпускников - треть от общего количества.
На остальных распространяется методика Teaching Hospital School - как в медицине. По сути, вчерашние студенты становятся своего рода интернами.
Это значит, что в течение нескольких месяцев они должны отработать в фирме, заплатив ей за это. Деньги может выложить и сам работодатель, но тогда "интерн" подписывает контракт об обязательной отработке этого долга в течение года.
Интересно, что практически каждая компания сотрудничает с тем или иным учебным заведением, и у каждого колледжа есть несколько партнеров. Кроме того, государство освободило учебные заведения от налогов с условием, что все средства направляются на совершенствование процесса обучения.
Фото indianaffairs.tv |
Учебные программы создаются совместно с фирмами-партнерами, и роль государства здесь сведена к минимуму. В отличие от нашей страны, учебные планы не утверждаются, а просто регистрируют в министерстве. Нередко учебные программы даже носят имя той компании, для которой составляются.
Это как раз то, что мы уже больше года пытаемся утвердить на базе нашего Харьковского компьютерно-технологического колледжа. Мы добиваемся права в экспериментальном порядке отработать модель частно-государственного партнерства с предоставлением инвесторам значительных полномочий.
Побывав в Индии, я в очередной раз спрашиваю себя: почему же мы годами бьемся об стену непонимания? Почему никак не сформируем нормальных правил игры? Опыт других стран показывает, что это несложно.
Не опоздали ли мы? Думаю, мы перманентно опаздываем по сравнению с остальным миром. Но это лишь значит, что нам нужно бежать вдвое, втрое быстрее. Только бежать, а не топтаться на месте.