Яценко присматривается к роскоши
Грядет очередная попытка монополизировать рынок оценки для целей налогообложения. Закон "О налогообложении роскоши" предполагает, что из суммы налога будут вычитаться расходы на оценку. Может даже оказаться, что государству придется доплачивать из бюджета.
На днях закончился отведенный законодательством срок для всенародного обсуждения разработанного Минфином законопроекта "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения богатства и предметов роскоши", который был размещен на сайте министерства.
В 2012 году законопроекты о введении налога на богатство и предметы роскоши были популярны - кто их только не презентовал.
Это и понятно - в прошлом году были выборы, и цели многочисленных законопроектов были сугубо политическими. А значит, и шансов быть принятыми у них практически не было.
Нынешний законопроект, конечно, может преследовать цели наполнения бюджета и восстановления социальной справедливости. Однако он также запускает предпосылки для совершенно коррупционного механизма, который входит в сферу интересов определенной группы лиц.
На основе закона "О налогообложении роскоши" они могут создать для себя бесперебойный источник заработка на долгие годы.
Соответственно, если эти силы подключатся к продвижению документа, шансов быть принятым у нынешнего законопроекта существенно больше. И формальное прохождение этапа всенародного обсуждения законопроекта является важным шагом на пути продвижения к реализации этого самого бизнес-проекта.
С точки зрения экономической логики, сам по себе предложенный Минфином к рассмотрению законопроект - большой шаг вперед по сравнению со своими прошлогодними "собратьями".
В нем, во всяком случае, предлагается привязаться к тому, в чем и должно оцениваться богатство - к его стоимости. Такой подход должен касаться налогообложения жилой и нежилой недвижимости, а также транспортных средств.
Это и более логично, и более справедливо, нежели ранее предлагавшаяся (и ныне действующая при налогообложении недвижимости) привязка к площади недвижимости или объему двигателя транспортного средства. Однако с точки зрения возможных бенефициаров проекта логика здесь совсем другая.
Ключевыми его положениями являются необходимость ежегодного проведения оценки стоимости недвижимого имущества и транспортных средств в целях налогообложения, а также возможность уменьшить подлежащий уплате налог на сумму документально подтвержденных расходов на проведение оценки.
Это и есть истинная суть документа, на которой может вырасти целая отрасль с многомиллионными оборотами.
ЕП уже писала о попытках реализации "оценочной" аферы. Тогда группа товарищей, к которой, как говорят, относятся сын президента Александр Янукович и депутат Антон Яценко, хотела прибрать к рукам, полностью монополизировав, один из сегментов рынка оценки - оценку для целей налогообложения.
В этом им активно помогали Фонд госимущества и даже Минюста. Однако на пути двух молодых людей и двух ведомств встало сообщество оценщиков.
Работники отрасли заявили, что в их адрес поступали угрозы от Яценко и его соратника - депутата Сергея Осыки.
Антон Яценко (справа) с депутатом Андреем Кожемякиным и экс-депутатом Сергеем Осыкой. Фото УП |
Вдвоем эти депутаты организовали шквал депутатских обращений в различные региональные органы власти, чтобы привлечь к ответственности нечистоплотных оценщиков.
Спору нет, оценщики часто бывают нечистоплотными. Именно они помогают занизить цены, по которым приватизируются государственные предприятия. И все же обращения Яценко и Осыки носили скорее репрессивный характер. Ворошение дел прошлых лет должно было остудить строптивых оценщиков.
Тем не менее, они продолжали бороться против Яценко, и тот на время отступил. Не последнюю роль сыграло участие депутата в собственной предвыборной кампании в Умани, на которую пошло немало сил и ресурсов.
Появление проекта "О налогообложении роскоши" можно назвать возвращением Яценко на большую арену. По крайней мере, так считают оценщики.
Не исключен также вариант, что все несколько не так, и имя Яценко используется для устрашения общества. Как ни крути, а это "бренд", только с глубоко отрицательной накопленной стоимостью.
В беседе с журналистами ЭП Яценко отрицал свое отношение к сфере оценки. Он был удивлен (или делал вид, что удивлен) подобной постановкой вопроса. Однако он так же всегда отрицал собственную связь с Тендерной палатой.
Поэтому версию о причастности депутата к интересностям на рынке оценки с целью налогообложения отвергать нельзя.
Утешать может разве то, что зарабатывать Яценко и Ко на сей раз решили не на всех подряд, а на обеспеченных слоях населения. Хотя опыт показывает, что как раз эти слои налоги платить не спешат.
История вопроса
Воскресим в памяти подробности прошлогодних баталий.
История "тендеризации" (то есть создания схем зарабатывания денег по примеру небезызвестной Тендерной палаты) рынка оценки возникла в начале 2012 года, когда несколько депутатов и чиновников высокого ранга решили монополизировать рынок услуг.
Параметры этого сегмента таковы: оборот в несколько сотен миллионов гривен (после монополизации будет намного больше) и почти десять тысяч работников - от предпринимателей-одиночек до мощных оценочных компаний.
Для этого втихаря были внесены несколько изменений в законы и приняты до двух десятков полузаконных приказов ФГИ, которые способствовали монополизации рынка услуг по оценке целей налогообложения.
Александр Янукович. Фото ipress.ua |
Это относительно новый сегмент, который лишь становится актуальным - по мере внедрения налогов на недвижимость и на роскошь.
Эти документы создали систему ограничений, при которых на рынке могли работать только избранные. После издания приказов ФГИ около 9 тыс сертифицированных специалистов должны были оставить рынок, а их место должны были занять 12 частных "свежеиспеченных" киевских фирм.
Именно они должны были решать, сколько и для кого будет стоить оценка для целей налогообложения. Выставленная этими фирмами стоимость оценки сразу же выросла в шесть-десять раз - в некоторых регионах Украины стоимость оценки домовладения во время действия приказов достигала 14 тыс грн.
При этом время, необходимое на выполнение оценки, существенно выросло - слишком мало оказалось специалистов, сертифицированных по новым правилам.
Бурные протесты оценщиков, поддержанные СМИ, привели к тому, что с наскоку добиться цели монополизаторам не удалось.
По указанию премьер-министра Николая Азарова через месяц после принятия ФГИ нехотя отменил свои приказы, которые должны были стать частью схемы. Оценочное сообщество праздновало победу, но, как оказалось, рано.
Подавляющее большинство украинских оценщиков объединены в саморегулируемые организации - "Украинское общество оценщиков", "Ассоциация специалистов оценки", "Союз экспертов Украины", "Союз оценщиков земли", "Всеукраинский союз экспертов-оценщиков", "Союз оценщиков Украины".
Эти группы в соответствии с законом "Об оценке" помогают вырабатывать правила игры на рынке оценки и повышать уровень качества услуг.
Как только оценщики вздохнули с облегчением, появилось "обращение" к Кабмину руководителей трех наскоро созданных с подачи ФГИ виртуальных саморегулируемых организаций - АОУ, АСБОУ и СОУ.
В обращении содержалась просьба "урегулировать оценочную деятельность". По словам оценщиков, эти организации - элемент схемы рейдерского захвата оценки.
Интересно, что Минюст на удивление оперативно отреагировал на предложение "фантомов" по "урегулированию" рынка оценки. При нем была создана Межведомственная рабочая группа, в которой по странному стечению обстоятельств не оказалось представителей саморегулируемых организаций оценщиков и представителей рынка.
В результате, Межведомственная комиссия поддержала концепцию руководителей трех несуществующих организаций. Она же не приняла во внимание документ, представленный оценочным сообществом страны.
Александр Лавринович. Фото ЭП |
А уже 9 января 2013 года распоряжением Кабмина №6 был утвержден план мероприятий по нормативному урегулированию вопроса проведения оценки для целей налогообложения. План оказался полон уникальных идей.
Он предполагает такие пункты.
1. Исключение из законодательства положений об обязательности прохождения стажировки будущими оценщиками.
2. Предоставление права на проведение оценки в целях налогообложения действующим субъектам оценочной деятельности (СОД), в составе которых работают оценщики, прошедшие обучение по программе подготовки, утвержденной ФГИ.
3. Утверждение приказом ФГИ перечня СОД, которые будут проводить оценку в целях налогообложения.
4. Обеспечение автоматизации оценки.
То есть речь идет о планомерном "узаконивании" монополизации рынка оценки в целях налогообложения группой лиц, которую связывают с Яценко, и которой странным образом всячески помогают глава ФГИ Александр Рябченко и министр юстиции Александр Лавринович.
Достойным продолжением приведенной выше истории станет внедрение правильного механизма оценки в рамках механизма налога на роскошь.
Государство останется в долгу?
Вообще-то, для целей налогообложения имущества общепринятой мировой практикой является проведение массовой оценки. Она проводится на основании статистических данных о рыночных ценах продажи подобного имущества.
Результаты массовой оценки ежегодно пересчитываются, исходя из аналитических данных о проценте роста или падения подобных рынков.
Также используется так называемая нормативная стоимость имущества силами государственных служащих (асессоров). Стоимость облагаемого налогом имущества определяется не ежегодно, а раз в три-пять лет.
Однако это если цель - наполнить бюджет. Если же цель - наполнить карман, то оценку нужно проводить монопольно и часто.
Думается, в результате внедрения подобного налога бюджет не получит не копейки. Не исключено даже, что государство окажется в долгу - если стоимость оценки превысит сумму налога, причитающуюся к уплате.
Фото io.ua |
Помимо главной части, законопроект содержит и второстепенную. Она регулирует налогообложение драгоценностей, предметов искусства, дорогих одежды и обуви, часов, мобильных телефонов, оружия.
Предложенные в ней нормы порой выглядят недоработанными. Видимо, из-за того, что к этой части законопроекта у упомянутых выше людей нет интереса.
Предлагаемый к внедрению налог в этой части просто подменяет собой расширение применения акцизов. Облагать налогом предлагается не право собственности на предмет роскоши, а операцию по его приобретению. Администрировать этот налог будет, по сути, невозможно.
Думается, если эту часть законопроекта "зарубят", авторы "оценочной аферы" не огорчатся.
Основные параметры налога на богатство и предметы роскоши
Объекты налогообложения | Плательщик | База | Ставка |
Квартира стоимостью свыше 1 тыс размеров минимальной зарплаты общей площадью свыше 200 кв м | Собственники - физические и юридические лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или общая площадь | 0,5% оценочной стоимости объекта, но не менее 2% размера минимальной зарплаты за 1 кв м общей площади* |
Дачный или садовый дом, коттедж или жилой дом усадебного типа стоимостью свыше 2 500 размеров минимальной зарплаты, общей площадью свыше 500 кв м | Собственники - физические и юридические лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или общая площадь | 0,5% оценочной стоимости объекта, но не менее 2% размера минимальной зарплаты за 1 кв м общей площади* |
Объекты жилой недвижимости, пребывающие в собственности одного плательщика, стоимостью свыше 3 тыс размеров минимальных зарплат общей площадью свыше 600 кв м | Собственники - физические и юридические лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или общая площадь | 0,5% оценочной стоимости объекта, но не менее 2% размера минимальной зарплаты за 1 кв м общей площади* |
Нежилые помещения, размещенные на участке, на котором размещены дачный или садовый дом, коттедж или жилой дом усадебного типа стоимостью свыше 2 500 размеров минимальной зарплаты общей площадью свыше 500 кв м | Собственники - юридически лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или общая площадь | 0,5% оценочной стоимости объекта, но не менее 2% размера минимальной зарплаты за 1 кв м общей площади* |
Нежилые помещения, пребывающие в собственности одного плательщика, стоимостью свыше 2 тыс размеров минимальной зарплаты, общая площадь которых превышает 500 кв м | Собственники - физические лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или общая площадь | 0,5% оценочной стоимости объекта, но не менее 2% размера минимальной зарплаты за 1 кв м общей площади* |
Легковые автомобили стоимостью свыше 450 размеров зарплат с объемом цилиндров двигателя свыше 3 990 куб см, кроме бывших в использовании свыше пяти лет** | Собственники - физические лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или объем цилиндров двигателя | 2% оценочной стоимости, но не меньше 20% размера минимальной зарплаты за 100 куб см объема цилиндров двигателя* |
Мотоциклы стоимостью свыше 150 размеров минимальных зарплат с объемом двигателя свыше 995 куб см, кроме бывших в использовании свыше пяти лет** | Собственники - физические лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или объем цилиндров двигателя | 2% оценочной стоимости, но не меньше 20% размера минимальной зарплаты за 100 куб см объема цилиндров двигателя* |
Суда (код 8903 УКТ ВЭД), зарегистрированные в Украине, оснащенные стационарным или подвесным двигателем (двигателями) мощностью свыше 75 кВт, кроме бывших в использовании свыше 20 лет | Собственники - физические лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или мощность двигателя | 2% оценочной стоимости, но не меньше 4% размера минимальной зарплаты за 1 кВт мощности (для гидроциклов - не меньше 2%)* |
Самолеты, вертолеты, зарегистрированные в Украине | Собственники - физические лица, в том числе нерезиденты | Оценочная стоимость или максимальная взлетная масса | 1% оценочной стоимости, но не меньше 1% размера минимальной зарплаты за каждый килограмм взлетного веса* |
Изделия из драгметаллов, драгкамней, часы, мобильные телефоны стоимостью свыше 20 размеров минимальной зарплаты | Физлица, в том числе нерезиденты, которые приобретают товары на таможенной территории Украины или ввозят товары на таможенную территорию Украины | Стоимость во время приобретения на таможенной территории Украины или при ввозе на таможенную территорию Украины с учетом НДС | 10% от стоимости |
Часы, мобильные телефоны, оружие стоимостью свыше 20 размеров минимальной зарплаты | Физлица, в том числе нерезиденты, которые приобретают товары на таможенной территории Украины или ввозят товары на таможенную территорию Украины | Стоимость во время приобретения на таможенной территории Украины или при ввозе на таможенную территорию Украины с учетом НДС | 10% от стоимости |
Обувь, изделия из меха, ковровые, швейные, трикотажные, текстильные изделия, а также изделия из древесины (код 4420 УКТ ВЭД) стоимостью свыше 30 размеров минимальной зарплаты | Физлица, в том числе нерезиденты, которые приобретают товары на таможенной территории Украины или ввозят товары на таможенную территорию Украины | Стоимость во время приобретения на таможенной территории Украины или при ввозе на таможенную территорию Украины с учетом НДС | 10% от стоимости |
Предметы искусства, коллекционирования и антиквариата стоимостью свыше 30 размеров минимальной зарплаты | Физлица, в том числе нерезиденты, которые приобретают товары на таможенной территории Украины или ввозят товары на таможенную территорию Украины | Стоимость во время приобретения на таможенной территории Украины или при ввозе на таможенную территорию Украины с учетом НДС | 10% от стоимости |
* за вычетом расходов на проведение субъектом оценочной деятельности оценки стоимости объекта налогообложения
** для транспортных средств, бывших в использовании от трех до пяти лет, к ставке применяется коэффициент 0,5
Фото на главной: pro-vincia.com.ua