Українська правда

Транш "у блокаді", або Чому МВФ взяв тайм-аут

Транш у блокаді, або Чому МВФ взяв тайм-аут
Reuters

Таких прецедентів в історії співпраці України з МВФ ще не було: українське питання зникло з порядку денного в останній момент. ЕП розбиралася, чому так сталося, і які розрахунки для фонду приготували в Кабміні. (Рос.)

МВФ неожиданно отложил решение о выделении Украине транша в размере 1 млрд долл.

Буквально в канун заседания совета директоров МВФ украинский вопрос исчез с повестки дня кредитора. Его рассмотрение было запланировано на 20 марта.

Как правило, информация о дате заседании держится в строгом секрете. Когда МВФ официально оглашает дату и ставит страну в график, это означает только одно: все решено и кредитор настроен на положительное решение.

Официальная версия от Минфина: фонд перенес рассмотрение украинского вопроса из-за решения СНБО о транспортной блокаде с оккупированными территориями.

Блокада скажется на макропрогнозе, а по словам министра финансов Александра Данылюка, уточнение расчетов важно "для максимальной эффективности программы".

Представитель Украины в МВФ Владислав Рашкован рассчитывает, что НБУ с Минфином смогут в течение нескольких дней предоставить необходимые макрорасчеты, и уже вскоре фонд вернется к рассмотрению вопроса.

Впрочем, блокада может оказаться не единственной причиной такого поведения МВФ. Собеседники ЭП в Кабмине допускают, что фонд решил взять тайм-аут в ожидании очередного витка политической турбулентности.

Блокадная смута

Транспортная блокада железнодорожных путей с зоной АТО началась в декабре 2016 года. В связи с этим правительство ввело чрезвычайные меры в энергетике, но все это время воздерживалось от оценок влияния блокады на экономику.

В конце февраля Нацбанк заявил, что Украина потеряет 2 млрд долл валютной выручки.

В начале марта премьер-министр Владимир Гройсман озвучил более устрашающую цифру.

"Убытки украинского горно-металлургического комплекса в результате блокады составят около 3,5 млрд долл, что приведет к сокращению до 75 тыс рабочих мест в отрасли", — заявил премьер в эфире телеканала "Интер".

Еще позже, 15 марта, после заявлений главарей боевиков в ОРДЛО о "национализации" украинских предприятий, СНБО запретил перемещение грузов автомобильным и железнодорожным транспортом в оккупированные территории и обратно. С этого момента блокада стала позицией государства.

Несмотря на это, в последующих заявлениях первых лиц страны не было единства.

Президент Петр Порошенко поддержал блокаду, а премьер Владимир Гройсман продолжал настаивать, что блокада сдерживает экономический рост страны и наносит экономике огромные убытки.

Министерство экономики от какой-либо конкретики все эти дни воздерживалось.

Министр финансов Александр Данылюк сказал, что правительство рассчитывает два макроэкономических сценария в связи с блокадой: оптимистический и пессимистический.

По информации источников ЭП, оптимистический сценарий предполагает, что темпы развития экономики в 2017 году замедлятся на 1,2%, номинальный ВВП сократится на 25,8 млрд грн, а инфляция ускорится на 1,8 п. п.

К тому же блокада окажет давление на гривню. К концу 2017 года нацвалюта может ослабеть еще на 3 грн по отношению к доллару.

Согласно пессимистическому сценарию, ВВП упадет на 2,5%. Влияние на номинальный ВВП составит минус 39 млрд грн. Инфляция прибавит 8,5 п. п. В таком случае гривня к концу 2017 года потеряет 5,6 грн за долл.

Эффект блокадыМинимальные потериМаксимальные потери
ВВП номинальный-25,8 млрд грн-39,0 млрд.грн.
ВВП реальный-1,2п.п.-2,5 п.п.
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю)+1,8 п.п.+8,5 п.п.
Прибыль прибыльных предприятий-5,96 млрд грн- 9,9 млрд грн
Экспорт товаров и услуг-1,2 млрд. долл-1,79 млрд долл.
Импорт товаров и услуг-0,63 млрд. долл-0,95 млрд долл
Курс гривны (на конец года)+3 грн/долл+5,6 грн/долл
Курс гривны (средневзвешенный)+1 грн/долл+1,4 грн долл
Влияние блокады на доходы бюджета, млрд грнМинимальные потериМаксимальные потери
Единый социальный взнос-1,38-2
НДФЛ-1,23-1,78
Налог на прибыль-0,7-1,19
Акциз с произведенных в Украине товаров (за счет курсовых колебаний)0,440,618
Акциз с импортных товаров1,572,2
НДС с произведенных в Украине товаров-0,72-1,09
НДС с импортных товаров5,327,19
        - за счет повышения курса7,7110,8
        - за счет сокращения импорта-2,4-3,62
Ввозная пошлина0,570,76
        - за счет повышения курса0,831,15
        - за счет сокращения импорта-0,26-0,4
Влияние блокады на расходы бюджета, млрд грн, по курсу на конец года
Погашение госдолга+7,8-14,6
Обслуживание госдолга+4,9 - 9,5
Деятельность дипломатических ведомств+0,11-0,15
Развитие физкультуры и спорта+0,03-0,05

Национальный банк, в свою очередь, также планирует обновить макроэкономические прогнозы с учетом эффекта торговой блокады ОРДЛО. Заседание центробанка состоится в понедельник.

Курс  главное неизвестное

Блокада скажется и на доходах, и на расходах бюджета. Точное влияние просчитать сложно, так как это будет зависеть от курса гривни.

Если говорить о налоговых поступлениях, то ЕСВ может уменьшиться на 1,4-2 млрд грн, налог на прибыль — на 0,7-1,2 млрд грн, налог на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров — на 0,7-1,1 млрд грн.

Сокращение импорта товаров и услуг ожидается в диапазоне 0,63-0,95 млрд долл и повлечет за собой сокращение поступлений от импортного НДС на 2,4-3,6 млрд грн. Однако сыграет роль и другой фактор.

Импортный НДС — один из максимально чувствительных к девальвации налогов. Блокада может оказать давление на курс гривни, в результате чего поступления от импортного НДС перекроют ожидаемый недобор налога от сокращения импорта. Аналогичная метаморфоза может произойти и с ввозной пошлиной.

Ожидается, что падение гривни будет основным бюджетным компенсатором.

[L]

Без учета курсовых колебаний бюджет потеряет около 10 млрд грн, но если гривня упадет, согласно расчетам правительства, то казна соберет около 14,8 млрд грн. В итоге бюджет по доходам окажется в плюсе на 3,9-4,7 млрд грн.

Каждый виток девальвации также влечет за собой увеличение расходов. В первую очередь, растут затраты государства на обслуживание и погашение госдолга. Увеличиваются также расходы на содержание дипломатических ведомств.

В целом разрыв баланса казны в зависимости от курса гривни может составить 0,4-21 млрд грн.

Что дальше

Дальше возможны два сценария.

Первый — сотрудничество Украины с МВФ будет зависеть исключительно от пересчета макропрогноза и бюджета в привязке к фактору блокады.

В этом случае есть шанс, что фонд рассмотрит украинский вопрос достаточно быстро. При этом НБУ и Минфин оперативно передадут расчеты в МВФ.

"Приезд миссии МВФ не планируется. Все хотим согласовать в телефонно-электронном режиме", — сообщил ЭП источник в правительстве.

По его словам, фонд не может не считаться с блокадой как с государственной позицией.

"МВФ должен посмотреть расчеты и сказать, что они или не влияют на макропрогноз, или влияют, и если это влияние выходит за рамки программы, то как его компенсировать", — отмечает собеседник.

Второй вариант — МВФ воспользовался блокадой как поводом для приостановки сотрудничества с Украиной, чтобы посмотреть, как дальше будут развиваться политические события и выполняться требования программы.

Фонд всегда уделял особое внимание тому, как Украина выполняет антикоррупционные пункты. Сейчас же один из них под угрозой: парламент не может определиться с кандидатурой независимого аудитора НАБУ, как того требует закон.

Так, в четверг, 16 марта, часть членов комитета по вопросам противодействия и предотвращения коррупции от БПП, НФ и "Возрождения" рекомендовали на рассмотрение парламента две кандидатуры на должность аудитора НАБУ: Найджела Брауна, которого считают человеком президента, и Роберта Сторча.

"А кто сказал, что МВФ перенес рассмотрение украинского вопроса через Донбасс? Возможно, это из-за ситуации вокруг НАБУ? У нас сейчас нет проблем с бюджетом. А вот если НАБУ "вжух" — и уже не НАБУ, то это уже угроза одному из ключевых требований по антикоррупции", — считает исполнительный директор "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.

Есть еще один фактор. 14 апреля исполнится год правительству Владимира Гройсмана. Чем ближе к этой дате, тем больше разговоров на уровне политических фракций о возможных кадровых перестановках в Кабмине.

К тому же, один из подписантов меморандума — глава НБУ Валерия Гонтарева — в краткосрочной перспективе также может покинуть свой пост.

"МВФ не может не учитывать все эти факторы. Для фонда важно понимать, с кем ему предстоит иметь дело в будущем", — говорит собеседник ЭП в правительстве.

НБУ МВФ Мінфін Порошенко Гройсман