Бюджет рахують восени. Мінфін прорахував підвищення податків
У четвер уряд планує внести проект бюджету-2017 у парламент. Міністр фінансів запевняє: підвищення податків не буде. Однак у розпорядженні ЕП опинилися розрахунки, які свідчать про протилежне. Основні зміни торкнуться акцизів і ПДВ. (Рос.)
Сегодня МВФ примет решение о выделении Украине транша.
Если оно будет положительным, а вероятность этого очень высока, деньги будут перечислены в течении двух-трех рабочих дней, то есть к вечеру пятницы, или к утру понедельника
В четверг Минфин планирует внести проект бюджета в парламент.
Именно он будет "ключом", который откроет Украине доступ к следующим траншам.
По информации источников издания, МВФ считает действующую программу выполненной и готов продолжить сотрудничество с Украиной.
Фонд допускает следующий пересмотр программы в декабре, но при условии, что бюджет будет полностью сбалансированным.
Получение следующего транша зависит от того, насколько получится сократить дефицит бюджета. Реформа госсектора и продолжение приватизации — также в списке ключевых вопросов для кредитора. И, безусловно, важнейшим индикатором остается эффективность антикоррупционной политики.
С каждым днем напряжение в ожидании проекта сметы возрастает. Собеседники ЭП в правительстве не исключают повторения обычного сценария: Минфин внесет в парламент проект сметы и тут же отзовет его на доработку.
Пока процесс подготовки проекта не отличается от прошлогоднего: совещания проходят каждый день, цифры меняются. Что будет опубликовано, не знает никто.
Тем не менее, бюджетный процесс 2016 года имеет одну отличительную черту. Минфин отрицает возможность внесения в парламент законопроекта о повышении налоговых ставок с целью сбалансировать смету.
Министр финансов уверяет: повышение налогов не планируется. По его словам, сейчас на этапе доработки в министерстве находится законопроект поправок, которые касаются исключительно администрирования.
Однако в распоряжении ЭП оказались расчеты, которые говорят о возможности обратного. Минфин просчитывает повышение налогов. Основные изменения коснутся акцизов и НДС.
Безусловно, наличие этих расчетов не означает, что решение уже принято, и акцизы точно будут повышены. Пока просчитываются различные варианты того, как можно сбалансировать бюджет.
Тем не менее, гарантий, что повышения не будет, тоже нет. Более того, как сообщили ЭП представители рынка, министерство настроено довольно серьезно и уже приступило к обсуждению своих планов с бизнесом.
Налоги на подхвате
Первые претенденты на повышение — акцизы. Изначально Минфин планировал ограничиться их индексацией, однако сейчас готов пойти на большее.
В частности, речь об увеличении адвалорной ставки акцизного налога на табачные изделия на 3 процентных пункта — с 12% до 15%, увеличении специфических ставок акцизного налога на табачные изделия на 30% или на 16% дополнительно к индексации, увеличении на 20% или на 7% дополнительно к индексации акциза на алкоголь и введении единой ставки акцизного налога на дизельное топливо в размере 125,5 евро за 1 тыс л вместо дифференцированной ставки 125,5 евро и 95 евро в зависимости от содержания серы.
За счет этого получится собрать в бюджет 14 млрд грн, тогда как одна лишь индексация оценивается 5,2 млрд грн.
ЭП уже писала о том, что планируется повышение ренты за транзит аммиака в два раза — с 2,4 долл до 4,8 долл. Это дополнительно даст 1,3 млрд грн дохода.
Рассматриваются также варианты отмены льгот по НДС на пассажирские перевозки в городском транспорте и повышения НДС на лекарства с 7 до 10%. Последнее обсуждалось и в 2015 году, однако под давлением депутатов Минфин на это не решился. Цена вопроса для бюджета — дополнительные 2,5 млрд грн.
Кроме того, на повестке дня — налогообложение услуг в сфере образования 10-процентной ставкой НДС. Это позволит пополнить казну еще 1 млрд грн.
Борьба за акцизы
По словам опрошенных ЭП представителей табачных компаний, Минфин уже обсуждал с бизнесом более резкое повышение акцизов. Меж тем, сами табачные компании к планам министерства относятся по-разному. Разность эта обусловлена конкуренцией и сегментом сигарет, которые они производят.
"Наша компания поддержала предложение Минфина повысить в 2017 году специфику и минимальное обязательство на 30% (индексация включена) и адвалорную часть на 3 процентных пункта до 15%", — сообщил представитель Imperial Tobacco в Украине, Молдове и странах Кавказа Олег Стрекаль.
Минфин выбрал первый вариант — он более выгоден для бюджета. "Поступления при таких ставках составят 39,4 млрд грн в 2017 году при снижении объема рынка на 4% до 67,6 млрд штук сигарет. При втором сценарии (+20% специфики и минимума, адвалор 12%) бюджет получит 35 млрд грн", — отметил Стрекаль.
Повышение адвалора, по его словам, приведет к некоторому выравниванию перекоса в налогообложении дешевых и более дорогих сигарет. Сейчас в цене пачки дешевого сегмента акциз составляет 65%, в цене пачки дорогих — 33%.
"Мы не поддерживаем это предложение. Рынок еще не оправился от резкого повышения ставок на 40% с начала 2016 года. Мы никогда не поддерживали и не будем поддерживать любое повышение адвалора", — сказал директор отдела корпоративных вопросов и коммуникаций "JTI Украина" Александр Когут.
По его словам, компания обеспокоена бессистемностью акцизной политики и тем, что бюджет 2017 года опять балансируют по аналогии с 2015 годом, за счет "ничем не обоснованного резкого повышения акцизов на табачные изделия".
"Соглашение об ассоциации не требует и не предусматривает повышение адвалора. Страны ЕС исполняют рекомендации Еврокомиссии и МВФ, повышая специфический акциз и понижая адвалорный", — говорит Когут.
В 2010-2016 годах адвалорный компонент снизили 23 из 28 стран ЕС, а в Швеции, Дании и Нидерландах ставка адвалорного акциза составляет всего 1%.
"Если специфическая и минимальная ставки увеличатся на 30%, а адвалорная — на 3 процентных пункта, это должно привести к повышению цен на 4-5 грн за пачку сигарет", — прогнозирует Когут.
Общая черта в позиции табачников такова: повышение акцизов должно быть постепенным и прогнозируемым. По словам Стрекаля, Минфин предлагает зафиксировать трехлетний план повышения акцизов.
"Из озвученного на встречах с министерством: в 2018-2019 годах ежегодно поднимать специфику и минимум на 20% и адвалор — по 1 процентному пункту. При таких темпах Украина может выйти на минимальный уровень акцизов в ЕС (90 евро за тыс штук) за 10-13 лет", — говорит он.
Более быстрые темпы выравнивания ставок могут привести к тенизации рынка. "В некоторых странах при активном переходе на европейские уровни акцизов, "тень" вырастала до 40% табачного рынка", — отметил Стрекаль.
По мнению Когута, долгосрочный план повышения акцизного налога должен быть привязан к обязательствам Украины, прописанным в соглашении об ассоциации Украины с ЕС. Этот план должен учитывать опыт европейских стран и покупательную способность украинского потребителя.
Загвоздка в том, что обсуждение трехлетнего плана повышения акцизов длится не один год. Его появления придаст акцизной политике предсказуемости, а бизнес сможет планировать свою работу. На практике повышение акцизов "включается" каждый раз, когда нужно в срочном порядке залатать дыру в бюджете.
"Мы уже привыкли к тому, что акцизный налог используется как источник мгновенного решения государственных проблем. Этот случай — не исключение. Нужны дополнительные средства на расходы, а их нет", — говорит глава ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк.
По его словам, резкое увеличение акцизного налога исчерпало себя в качестве источника обеспечения дополнительных налоговых поступлений в бюджет. За 2011-2016 годы ставки акцизного налога на водку и ЛВИ увеличены на 151%.
При этом по расчетам Остапюка поступления акцизного налога за данный период выросли всего на 10,5%, а объемы производства уменьшились на 45%. Сейчас, по его мнению, необходимо сконцентрироваться на борьбе с нелегальным производством алкоголя, потому что в тени — около 5 млрд грн.
"Это реальные средства, которые помогут наполнить бюджет. Нужно срочно принять новые минимально-розничные цены на алкоголь. Это уменьшит количество суррогата, из которого вообще не платятся налоги", — сказал он.
По мнению главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, если Минфин спонтанно внесет в Верховную Раду проект об изменении налоговых ставок, этот документ не пройдет парламент.
Практика показала, что депутаты могут "зачистить" неугодные инициативы министерства. В 2015 году Минфин внес документ в конце декабря, и за несколько дней депутаты шаг за шагом "отмотали" львиную долю идей министерства.
Ожидания бывают разными
Эксперты и бизнес ждут, насколько реалистичной окажется доходная часть бюджета. Опыт 2015 года говорит: расчет на нерабочие источники доходов себя не оправдывает и сулит фискальные разрывы в течение года.
В распоряжении ЭП оказалась записка фискальной службы, из которой понятно, что у Минфина и ГФС изначально были разные взгляды на доходную часть.
"По расчетам Минфина прогнозный объем доходов, закрепленных за ГФС, на 2017 год составляет 574,6 млрд грн, что на 43,2 млрд грн больше прогноза самой службы — 531,3 млрд грн", — говорится в записке.
Основные расхождения касались налога на прибыль (разница 7,7 млрд грн), НДС (внутреннего — 18,2 млрд грн, импортного — 5,7 млрд грн), акцизов (8,2 млрд грн).
Такие различия в прогнозах случаются каждый год. Фискальная служба традиционно занижает прогноз по налоговым поступлениям, ориентируясь в основном на сравнительную базу, Минфин — завышает. Один из мотивов — завышенные доходы позволяют сократить дефицит бюджета на бумаге.
Фискальная служба указала на два повода для более пессимистичных ожиданий.
Во-первых, ГФС не ждет, что в случае отмены спецрежима налогообложения для аграриев они начнут платить больше. Минфин рассчитывал на поступления от сельхозсектора в объеме 29,6 млрд грн, ГФС ожидала всего 17,2 млрд грн.
Во-вторых, в своих прогнозах касательно доходов от акцизов Минфин исходил из того, что в 2017 году Одесский НПЗ возобновит работу и "Укртатнафта" увеличит объемы переработки. ГФС такой сценарий не рассматривает.
За последние недели ведомства провели не одно совещание на эту тему.
"Налоговую политику должен формировать Минфин. Мы обсудили цифры еще раз, и наши позиции с ГФС очень сблизились. Цифры, которые будут в бюджете, — это цифры Министерства финансов", — прокомментировал ЭП разницу в прогнозах министр финансов Александр Данылюк.
Он уверил, что все расчеты его ведомства сделаны на макропоказателях Минэкономики, согласованных с Международным валютным фондом.