МАУ проти Державіаслужби: чи буде повертати Коломойський борги
17 мая вступил в силу приказ Госавиаслужбы №222, который либерализирует и упрощает доступ к рынку авиаперевозок.
По новым правилам, компании, которые имеют долги перед государством, не будут допускаться к рынку авиаперевозок.
Такая авиакомпания в Украине всего одна - "Международные авиалинии Украины", принадлежащая днепропетровскому бизнесмену Игорю Коломойскому.
Долг МАУ по сбору в специализированный госавиафонд составляет 147,1 млн грн.
В МАУ считают, что сборы не соответствуют законодательству, а попытку запретить им полеты из-за задолженности там называют шантажом.
Накануне МАУ обратилась в Окружной административный суд Киева, и тот разрешил компании продолжать полеты, не оплачивая сборы. Госавиаслужба, в свою очередь, пообещала обжаловать решение суда.
Либерализация вместо узурпации
Приказ Госавиаслужбы вносит всего три изменения в авиационные правила.
Первое - исключает условие проверки преимущественного владения авиационного перевозчика при получении права на эксплуатацию воздушной линии. Раньше более 50% уставного капитала должно было числиться за государством Украина или ее гражданами.
Данное условие могло серьезно ограничить вход на украинский рынок иностранных авиакомпаний, в частности - всеми ожидаемых лоукостов. Их число, согласно программе развития аэропортов, хотят увеличить до 30 компаний к 2023 году.
По версии МАУ, исключение этого пункта из правил будет противоречить международным нормам, которые должна выполнять Украина. В Госавиаслужбе парируют, что никаким нормам это не противоречит - преимущественное владение всегда проверяет отдел лицензирования, а изменение просто убирает лишнюю бюрократию.
"Это требование есть в условиях лицензирования и Воздушном кодексе, мы просто убрали необходимость двойной работы", - объяснила пресс-секретарь Госавиаслужбы Ирина Кустовская.
Второе - исключено условие, обязующее авиакомпании летать год в пределах Украины, прежде чем выходить на международные перелеты. Компании теперь могут сами выстраивать сеть маршрутов.
Третье - авиакомпаниям, имеющим задолженность перед Госавиаслужбой по государственным сборам, будут отказывать в праве доступа к рынку воздушных перевозок при выдаче новых прав на эксплуатацию воздушных линий.
Эти условия небольшие участники рынка ждали примерно полтора года. Условия, которые были пересмотрены нынешним главой Госавиаслужбы Александром Бильчуком, раньше внес его коллега Денис Антонюк.
Тогда приказ бывшего топ-менеджера МАУ №686 вызвал шквал критики среди небольших авиакомпаний. Они обвинили главу Госаваиаслужбы не просто в лоббизме в пользу МАУ, а в создании условий, закрепляющих монополию авиакомпании Коломойского.
Все пункты были выгодны МАУ: первые два ограничили бы доступ конкурентов МАУ к небу, а отсутствие последнего позволило бы и дальше не выплачивать госавиасбор, сумма задолженности по которому превысила 147 млн грн.
Правила отменили, но МАУ не собирается отсиживаться. Авиакомпания обратилась в Окружной административный суд Киева с просьбой признать приказ незаконным и добилась того, чтобы при рассмотрении заявок МАУ им не отказывали в маршрутах.
"Мы убеждены, что эти правила частично не соответствуют европейским нормам и частично не позволяют развивать конкуренцию на внутреннем рынке авиаперевозок. Одно из этих изменений похоже то ли на шантаж, то ли на что-либо еще в отношении компании МАУ", - заявил президент МАУ Юрий Мирошников.
О спорном сборе
Сбор, который не хочет выплачивать МАУ, взымается за выдачу разрешений на эксплуатацию воздушных линий.
Он существует с 1993 года и регулируется постановлением Кабмина "О создании государственного спецфонда финансирования общегосударственных трат на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях".
"Всем известно, что у нас уже многолетний спор с авиаслужбой именно по поводу этих сборов. Спор, который рассматривается в судах. В судах, потому что наши позиции радикально разошлись в отношении законности и методов взимания этого сбора, целевого назначения и всех остальных обстоятельств", - говорит Мирошников.
Сбор рассчитывается на каждого пассажира, который вылетает из аэропорта: 0,5 долл - если внутренний рейс, 2 долл - если международный. Сбор также взимается за каждую тонну груза: 2,5 долл на внутренних рейсах и 10 долл - на международных.
"Этот сбор прописан в 819-м постановлении Кабмина, сумма его указана. Сама процедура нуждается в усовершенствовании, но этот документ действует, и его нужно выполнять", - отмечают в пресс-службе Госавиаслужбы.
Как заявил президент авиакомпании во время недавней пресс-конференции, в компании провели юридический анализ, который показал, что сбор перестал соответствовать нормам украинского законодательства.
"Сбор существует с 1993 года и регулируется постановлением Кабмина. Однако в 2011-2012 годах кардинально изменилось законодательство, были изменены Налоговый и Воздушный кодексы. Конечно, после принятия этих документов регулирование перестало соответствовать кодексу", - заявил партнер юридического бюро "ECOVIS Бондарь и Бондарь" Олег Бондарь, который защищает МАУ в суде.
По мнению МАУ, Госавиаслужба самостоятельно определила порядок и термин оплаты сборов. Это якобы выходит за границы ее полномочий, поскольку такими полномочиями наделяется исключительно Кабмин.
МАУ ссылается на то, что данный сбор не указан в Налоговом кодексе, а поскольку кодекс имеет высшую юридическую силу над приказом Госавиаслужбы, то оплате не подлежит.
Защита МАУ настаивает на том, что Госавиаслужба вообще не имеет права "выставлять субъектам авиационной деятельности счета по оплате государственных сборов", поскольку нет таких законов, которые наделяли бы ее этим правом и функциями.
При этом в Воздушном кодексе четко указывается, на что идет сбор. Согласно статье "Осуществление общегосударственных трат на авиационную деятельность и участие Украины в международных авиационных организациях" за счет данного сбора финансируется участие Украины в международных авиационных организациях.
Там же сказано, что платежи являются обязательными для всех субъектов авиационной деятельности.
В МАУ заявляют, что готовы выплатить сбор, как только нормативные акты будут приведены в порядок.
"Порядок взимания требует, чтобы его усовершенствовали. Эта работа в Госавиаслужбе уже началась. У нас проходит обсуждение изменений в правительственное постановление №819. Мы открыты ко всем предложениям от участников рынка, готовы обсуждать, вырабатывать позицию и начинать регистрацию документа с изменениями", - говорит Кустовская.
Взимаем, но не отдаем
По словам Мирошникова, МАУ перестала выплачивать данный сбор в 2014 году.
"МАУ платила сбор до прихода в эту компанию Арона Майберга и Игоря Коломойского - совладельцев МАУ. Как только они стали хозяевами этой компании, а главой Госавиаслужбы стал их бывший сотрудник Антонюк, начали возникать вопросы в отношении этого госсбора и появились административные рычаги для избежания оплаты. При прошлом правительстве они себе такого не позволяли и платили все", - говорит президент авиакомпании UM Air Родриг Мерхеж.
При этом до 1 марта 2016 года в расшифровке цены билета МАУ значился в том числе и спорный госсбор, который компания продолжала взимать на протяжении двух лет, даже после того, как решила его считать незаконным.
"Сейчас они спорят с государством, должны они его платить или нет. Допустим, государство не право. Зачем тогда МАУ требует сбор у пассажира? Суд же не вынес постановление, что МАУ должна его присвоить. Он принадлежит или государству, или пассажиру. Замораживайте его на счету и возвращайте пассажиру", - добавляет Мерхеж.
Чего ожидать дальше, пока не ясно.
"На 6 июня назначено только предварительное заседание суда. Мы не можем прогнозировать, что решит судья, но будем бороться за то, чтобы должники выплачивали суммы, которые они обязаны платить по закону", - заявила Кустовская.
В целом этот прецедент может иметь и более серьезные последствия для Госавиаслужбы. Любая компания может решить, что она больше не обязана выплачивать сборы. Она точно так же может обратиться в суд, особенно если МАУ таки оспорит приказ.
В бюджете на 2016 год прописано, что от поступлений в спецфонд финансирования расходов на авиационную деятельность государство ожидает 188,9 млн грн. Из-за позиции МАУ сумма поступлений может быть значительно меньше.
"МАУ - основной наполнитель этого фонда, и если денег не будет, Украина ставит под угрозу безопасность полетов. Она не сможет выплачивать членские взносы в международные организации, что грозит ей исключением из них", - добавляет Мерхеж.
Если Госавиаслужба заинтересована в скорых поступлениях и либерализации авиарынка, ей придется быстро менять нормативные акты, чтобы у компаний не оставалось лазеек для неуплаты долгов.
В любом случае, если МАУ выиграет суд, о либерализации рынка на какое-то время придется забыть, а более мелким авиакомпаниям придется потесниться и потерять ту незначительную часть маршрутов, которую они имеют.