Від сторожа — до засновника тревел-сервісу мрії. Історія проекту TripMyDream
Творець тревел-сервісу TripMyDream 35-річний Андрій Буренок не планував починати бізнес. Він вважав себе кар'єристом. Ідею створити онлайн-помічника для індивідуальних подорожей йому підказало саме життя. (Рос.)
Создатель украинского тревел-сервиса TripMyDream 35-летний Андрей Буренок не планировал начинать собственный бизнес. Он считал себя карьеристом.
За 14 лет с момента окончания вуза он прошел путь от рядового менеджера по продажам до руководителя компании, дистрибутирующей каналы Viasat в Украине.
Однако неожиданное знакомство с талантливым программистом и увлеченность путешествиями вдохновило Буренка на создание перспективного тревел-проекта.
В начале марта 2016 года украинская компания TripMyDream взорвала информационное пространство Украины.
Тогда стала известно, что TripMyDream выиграл 500 тыс долл инвестиций на международном стартап-конкурсе Seedstars Summit 2016 в швейцарской Лозанне и был признан лучшим в мире тревел-стартапом. Для украинского интернет-бизнеса это весьма неординарное событие.
TripMyDream - веб-ресурс для самостоятельных путешественников. Он избавляет целевую аудиторию от изнурительного многочасового штудирования десятков туристических сайтов, сравнения цен на отели и авиабилеты.
"По заданному туристом бюджету, типу отдыха, длительности и другим параметрам TripMyDream находит самые выгодные условия перелета и проживания по любым доступным заграничным направлениям", - объясняет суть инновации проекта его основатель.
Для неискушенного пользователя TripMyDream - всего лишь очередной туристический сайт с необычной концепцией поиска. На самом деле это серьезный бизнес-проект с уникальной технологией, в разработку которой Буренок инвестировал более 300 тыс долл.
Предприниматель
Буренок попал в бизнес не случайно. Еще учась на втором курсе Черниговского государственного технологического университета на экономиста, он устроился ночным сторожем в здание "Укртелекома", предназначенное для ремонта и обслуживания радиосети.
Там он впервые проявил предпринимательский талант - организовал на прилегающей территории ночную парковку. На ночь на ней оставляли до десяти машин. С каждой брал по 2 грн, что по курсу было равноценно доллару. Так студент каждую ночь зарабатывал до 10 долл.
В 2002 году, досрочно получив диплом, с 200 долл в кармане Буренок приехал в Киев искать работу. За первые полгода он прошел более сотни собеседований на различные позиции в поисках работы, успел поработать менеджером по продажам упаковки для продуктов питания.
Первым серьезным работодателем стала розничная сеть по продаже инструментов и стройматериалов "Альцест". У них была вакансия продакт-менеджера. Затем была работа в "Samsung Украина", потом - в ТНК-ВР.
В 2008 году между акционерами ТНК и ВР возник конфликт, и в компании наступил кризис. Тогда шведская медиагруппа Modern Times Group предложила Буренку создать компанию по дистрибуции каналов Viasat с нуля и возглавить ее в Украине. С тех пор он руководит одноименной компанией.
Проблемы путешественников
Основатель TripMyDream утверждает, что всегда считал себя карьеристом и не хотел начинать собственный бизнес. Но обстоятельства сложились иначе.
"Я нанял на работу своего будущего бизнес-партнера Тараса Полищука для развития ОТТ-сервиса (интерактивное ТВ через интернет. - Авт.). Вскоре понял, что этот парень гений - настолько хорошо он программирует и разбирается в интернет-технологиях. Мы решили, что должны что-то сделать", - вспоминает он.
Полгода они пытались придумать концепцию бизнеса, но в итоге она пришла сама. Буренок часто путешествует. В январе 2013 года он с женой проводил время на итальянском горнолыжном курорте. Там вновь столкнулся с отсутствием единого источника достоверной и полезной информации для путешественников.
Предприниматель провел несколько исследований и пришел к выводу, что более половины путешественников испытывают проблемы с поиском подходящей цены на отель и перелет. Чтобы запланировать и выгодно оплатить поездку, им приходится посещать десятки сайтов в течение 20-30 дней, утверждает Буренок.
Он решил создать сервис, который взял бы на себя эту работу. В качестве стартового капитала он использовал деньги, вырученные от продажи киевской квартиры и семейные сбережения. Примерно 300 тыс долл предприниматель вложил в разработку, маркетинг, написание контента и дизайн сервиса.
Больше года ушло на написание первого кода и визуализацию сервиса. Параллельно команда собирала информацию о городах и курортах мира. Формировала базу данных, вплоть до стоимости чашки кофе в городе, количества подъемников на горнолыжном курорте и покрытия пляжа на морском курорте.
В марте 2015 года команда запустила контентное направление. Помимо статей на туристическую тематику на сайте появились подробные путеводители по городам.
В мае 2015 года TripMyDream запустился в тестовом режиме. Тестировали "движок" сайта, проверяли бизнес-модель, отслеживали реакцию посетителей, экспериментировали с продвижением. Сервис несколько раз обновляли.
Бизнес
Первыми клиентами TripMyDream были друзья основателя проекта. Потом начали работать "сарафанное радио" и социальные сети. Сейчас основным источником клиентов является платный трафик из Google, Яндекс, партнерских сетей.
В марте 2016 года ежемесячная посещаемость TripMyDream составила 330 тыс человек, из которых 70 тыс пришли из поисковых систем. Число подписчиков на странице в Facebook - 88 тыс. По словам Буренка, конвертация всего трафика ресурса в реальные продажи составляет 0,5%, это хороший показатель.
Средняя цена покупаемого через сервис авиабилета на одного человека туда и обратно составляет 358 долл, а номера в отеле на пять-шесть дней - 430 долл.
Основные клиенты - индивидуальные путешественники, которые любят Европу и часто туда ездят. Сделать заказ можно из любой страны. Основные страницы ресурса переведены на английский, русский и украинский языки.
Работа в минус
После запуска затраты намного превзошли первоначальные инвестиции.
"Продажи есть (Буренок показывает смартфон. В почте специальным ярлыком отмечены письма-уведомления о продажах. В заголовках писем только за один день видны суммы - 700, 500, 4 тыс долл. - Авт.), но тратим пока в разы больше, чем зарабатываем. Хотя мы этого не боимся", - утверждает предприниматель.
Упрощенно бизнес TripMyDream заключается в привлечении самостоятельных путешественников, предоставлении им уникального сервиса и перенаправлении их своим партнерам - онлайн-продавцам отелей и авиабилетов. Зарабатывает проект на комиссии, которую партнеры платят с каждой продажи.
Не боится Буренок тратить больше, чем зарабатывает, потому что бизнес основан на технологии, которую можно масштабировать на рынок любой страны. Сегодня 60% посетителей приходят из Украины, но Украина для проекта - лишь полигон. Выйти в плюс TripMyDream планирует на рынках других европейских стран.
В реальность этих планов поверили на конкурсе в Лозанне. Призовые сервис не получил "кэшем". Это инвестиции спонсора конкурса - компании Lastminute.com. Она входит в топ-3 европейских тревел-сервисов с оборотом 2,5 млрд долл в год.
В обмен на технологии Lastminute.com вкладывает "умные" деньги в долю совместной с TripMyDream компании. "Они дают нам свой инвентарь отелей, перелетов, цен, договоренностей, трафик. Это позволит нам быстро развиваться", - объясняет Буренок. Размер проданной в компании доли он не называет.
С прицелом на продажу
Сейчас над проектом работает 30 человек, 13 из которых задействованы на постоянной основе. Работы идут в нескольких направлениях. Разработка пилотного проекта для Великобритании. Перевод бэкэнда с языка программирования РНР на язык Hack, разработанный Facebook.
По словам Буренка, на Hack сервис будет проще масштабировать. Скорость работы увеличится, что позволит завоевать лидерские позиции на рынке Украины.
Релиз на новом языке намечен на конец июля 2016 года. В релизе также планируется улучшенный алгоритм поиска предложений, обновление контентной части сервиса, в частности, публикация 40 тыс страниц с уникальным контентом, рекламная кампания и полноценный выход на украинский рынок.
Буренок утверждает, что целенаправленно не ищет инвесторов и партнеров. Его задача - максимально оптимизировать затраты и выдавить максимальную выручку из рынка. Он не скрывает, что у него есть желание в будущем продать этот бизнес, и ставку он делает на онлайн-тревел-группы.