Податкова реформа шукає жертву. Під ніж підуть соціальні програми або освіта
Процес підготовки податкової реформи змінив напрямок. Мінфін прив'язав її проведення до скорочення видаткової частини бюджету. Тепер "різати" доведеться соціальні або освітні програми.
Процесс подготовки налоговой реформы свернул в новом направлении.
Минфин привязал ее проведение к сокращению расходной части бюджета.
"Украине крайне нужна налоговая реформа, - заявила в пятницу министр финансов Наталья Яресько. - Но при этом налоговая реформа не должна привести к увеличению дефицита бюджета. А он в 2016 году составит 3,7%".
Согласно обновленным оценкам, модель налоговой реформы министерства требует уменьшения государственных доходов приблизительно на 60 млрд грн.
По мнению Яресько, нелогично предлагать сокращение доходов без сокращения расходов. Если уменьшать доходы на 60 млрд грн, то на аналогичную сумму нужно уменьшать и расходы.
До этого риторика министерства была другой. Говорилось, что реформа снизит доходы бюджета на 25-30 млрд грн, которые получится восполнить с помощью компенсаторов - отмены льгот для аграриев и легализации игорного бизнеса.
"Почему эта сумма отличается от озвученной ранее? Потому что подготовка налоговой реформы продвигается постепенно. Каждое изменение Минфин должен был согласовать и просчитать с МВФ, и не всегда наши мнения на влияние одной и той же ставки на поступления совпадали", - объяснила Яресько.
Есть еще один вопрос. Привязка реформы к расходам - решение ожидаемое и вполне логичное. Почему же Минфин заговорил об этом только сейчас?
С начала 2015 года Минфин готовил соответствующие поправки в Налоговый кодекс - НК. Представители ведомства при каждом удобном случае говорили, что делают это. Профильный замминистра Елена Макеева провела ряд публичных платформ по обсуждению налоговой реформы с бизнесом.
Предполагалось, что в конце лета, к заседанию Нацсовета реформ 3 сентября, Минфин представит свой законопроект. Этого не произошло. Более того, с каждой неделей становится понятно, что с компенсаторами не складывается.
По информации источников ЭП, с моделью легализации игорного бизнеса Минфин еще не определился, а отмену льгот заблокировали аграрные лоббисты.
В кулуарах говорят, что у министерства нет полноценного документа - только наработки. Яресько и Макеева утверждают обратное: проект НК есть, но Минфин не опубликует его до тех пор, пока на его принятие не будет политической воли.
В украинских реалиях ее можно ждать годами. Пока же Минфин оперирует своей презентаций, получившей в среде экспертов название "20-20-20".
С конца лета параллельно подготовкой налоговой реформы занялись депутаты и общественные организации. За месяц они наработали свой законопроект реформы, но регистрировать его в парламенте тоже не спешат, ссылаясь на необходимость провести дополнительные расчеты и доработать документ.
Депутаты предложили либеральную модель реформы, которая сулит дыру в бюджете размером свыше 200 млрд грн.
Последний раунд обсуждения двух моделей состоялся 16 октября во время заседания налоговых комитетов общественных советов ГФС, МЭРТ и Минфина. Достичь согласия не удалось.
Сейчас и Кабмин, и парламентарии оказались в весьма щекотливой ситуации. Обе стороны должны объяснить обществу, почему реформы нет и, возможно, в 2015 году не будет, но не сознаться при этом в ее провале.
Сокращение расходов. Мнения министров не совпадают
Минфин готов к сокращению расходов, говорит Яресько. Однако чтобы определиться, какие расходы надо сокращать, требуются обсуждение с обществом и принятие сложных политических решений.
Какие основные статьи расходов? Национальная безопасность и оборона, госдолг, здравоохранение, социальное обеспечение и образование.
По словам Яресько, государство не может сокращать расходы на оборону и юридически не может прекратить выплаты по обслуживанию госдолга. "Единственный ресурс экономии - сокращение социальных расходов. Решения в этом направлении должны принять профильные министерства", - говорит она.
Профильные министры заявляют, что делать этого не намерены. Особенно с учетом того, что пока налоговая реформа - нечто эфемерное и малопонятное.
"Я не допускаю никакого сокращения социальных программ в 2016 году. Более того, расходы на социальную политику будут увеличены", - отметил в комментарии ЭП министр социальной политики Павел Розенко.
На систему субсидий, по его словам, будет дополнительно выделено около 20 млрд грн, всего - 43 млрд грн. К тому же предусмотрено повышать минимальные социальные стандарты в 2016 году два раза, а не один раз, как в 2015 году. "На это нам также выделен дополнительный ресурс", - уверяет министр.
По его словам, Минфин при разработке своего варианта реформы с Минсоцполитики общается, но в том ключе, что все потери Пенсионного фонда и фондов соцстраха от снижения налогов будут в полном объеме компенсированы.
"О сокращении социальных программ речь не шла. Моя позиция принципиальна: я не вижу серьезных ресурсов экономии в социальных программах", - говорит он.
Министерство образования также ведет диалог с Минфином, но, по словам профильного министра Сергея Квита, о другом - о реформе образования и структурных изменениях в ее рамках. В том числе - о создании в стране адекватной сети учебных заведений и их автономии.
"По налоговой реформе звучат разные цифры. Вы услышали 60 млрд грн. Есть цифры 30 млрд грн и 180 млрд грн. Пока нет ясности, какую реформу мы проводим, и вообще - мы ее проводим сейчас или позже. Сегодня налоговая реформа для нас - это чисто теория", - сказал в разговоре с ЭП Квит.
На вопрос "Что резать во имя налоговой реформы" в парламенте ответа тоже пока нет. По словам народного депутата от БПП Леонида Козаченко, сокращение расходов в привязке к налоговой реформы депутаты обсуждают, но не комплексно, а по отдельным направлениям.
"У нас 36 тыс чиновников борются с коррупцией, создаются новые органы. Есть ли смысл в таком большом количестве борцов со взяточничеством, если мы видим, что ситуация не улучшается?" - спрашивает депутат. Обсуждается также вопрос возможного сокращения расходов на содержание госаппарата.
Законопроекты о масштабном урезании социальных расходов фигурировали при всех составах правительства, и Кабмин Арсения Яценюка - не исключение.
Они тщательно скрываются от общественности и в чистом виде никуда не подаются. Слишком уж высоки риски социальных бунтов и падения политических рейтингов. Такие документы служат для правительства шпаргалкой, позволяющей заткнуть дыру в смете при подготовке проекта бюджета на следующий год.
Реформа отошла на второй план
Концепция налоговой реформы в исполнении депутатов тоже пока не на повестке дня. Она вызвала замечания у МВФ.
"Больше всего представителей фонда интересовал вопрос, насколько в нашей концепции доходы сбалансированы с расходами. Второй вопрос - каковы компенсаторы, и как мы просчитывали размер недопоступлений в бюджет", - отмечает в разговоре с ЭП член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова, "Самопоміч".
По ее словам, МВФ просил не подавать в Верховную Раду два законопроекта налоговой реформы, которые были бы альтернативными друг другу и разнились по ключевым вопросам. С представителями миссии МВФ депутаты разошлись на необходимости провести дополнительные расчеты с Минфином.
Это первая причина, по которой документ не подается в парламент.
Вторая - отсутствие единого мнения на уровне руководства фракций коалиции.
"У нас две самые крупные партии - БПП и "Народный фронт". В ограниченном круге они проводят между собой дискуссии и пытаются понять, будут голоса без премьерской фракции или нет. Вариант принимать реформу без НФ в глухой оппозиции к правительству - не очень хороший", - отмечает депутат.
По словам Козаченко, есть общее мнение существенно не менять систему налогообложения. Идея радикальных изменений отошла на второй план, в том числе - из-за активности представителей аграрных ассоциаций. "Они заявили, что в случае отмены льгот будут проводить акции протеста", - говорит депутат.
В последнее время обсуждается вариант вступления в силу налоговой реформы с 1 июля 2016 года. По словам Козаченко, большинство депутатов к этому готово.