Чому Україна вже не "головний у світі злодій"?
США іноді визнає Україну піратом №1 у світі. А іноді говорить, що наша країна стає на шлях виправлення.
США иногда признает Украину пиратом №1 в мире. А иногда говорит, что наша страна становится на путь исправления.
Почему же Штаты так непостоянны в своем мнении?
Правда ли, что Украина действительно самый злостный на планете нарушитель в сфере контрафакта (новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав – Википедия)? Как можно легко манипулировать объемами экспорта сырья из страны и привлечения иностранных инвестиций с помощью расследования проблем "пиратства"? ЭП постаралась дать ответ на эти вопросы.
Сырьевые санкции отменяются
В прошлую пятницу посольство Украины в США сообщило радостную новость. Торговый представитель США (USTR) в своем ежегодном отчете USTR Special 301 (2015) уже не называет Украину самым большим нарушителем прав на интеллектуальную собственность в мире (Priority Foreign Country).
"Маленький шаг — но очень важный в нашем прогрессе по усилению защиты прав интеллектуальной собственности", - отмечается в сообщении посольства на Facebook.
Напомним, еще в мае 2013 года торговый представитель США называл Украину "главным пиратом мира". Тогда же Штаты начали расследование по факту нарушений в сфере интеллектуальной собственности в нашей стране. Поводом послужили обращения Ассоциации звукозаписывающих компаний Америки (Recording Industry Association of America, RIAA) и софтверного альянса (Business Software Alliance, BSA), самым активным членом которого в Украине является "Майкрософт".
Ровно два года назад США признали Украину, как говорится, "виновной по трем статьям". Во-первых, местные организации коллективного управления авторскими правами, которые по закону вроде бы представляли в нашей стране американских музыкальных исполнителей, собирали деньги, но только изредка перечисляли их американским студиям.
Во-вторых, по оценкам "Майкрософт" около 70% программного обеспечения на компьютерах в госорганах было не лицензированным, что принесло корпорации ущерб в $100 млн.
И, в-третьих, в Украине продолжает процветать онлайн-пиратство — безнаказанно работают множество пиратских сайтов, которые распространяют нелегальное видео. Часто это продукция американских киностудий.
Начало такого рода расследования было чревато тем, что США в очередной раз выдвинет против Украины экономические санкции. Такое уже случалось в 2002 году, в эру процветания пиратских компакт-дисков с фильмами и "софтом". В Киеве они в изобилии продавались на рынке Петровка. Ущерб американской киноиндустрии тогда был оценен в $216,8 млн.
Американские санкции тогда коснулись импорта украинской сырьевой продукции. Был введен заградительный тариф на украинскую продукцию стоимостью $ 75 млн ежегодно (вплоть до 2006 года). Пострадали, в первую очередь, металлурги. Экспорт их продукции в Штаты заметно уменьшился.
Дали поблажку
Новое расследование по нарушениям Украины в сфере ИС завершилось в феврале 2014 года. Выводы оказались неутешительными: неэффективная защита авторских прав причиняет ущерб экономике США.
Однако в прошлом году Штаты решили не принимать жестких мер ввиду того, что Украина оказалась в очень сложном политическом и экономическом положении. Междоусобицы, война с Россией, финансовый кризис — было очевидно, что пока эти проблемы в стране не решены, об организации эффективной политики в других сферах говорить сложно.
Поэтому в 2014 году наша страна, в понимании США, все еще оставалась главным "пиратом". Но с санкциями было решено повременить.
Примечательно, что у Украины была возможность начать рассчитываться с "Майкрософт" еще в 2013 году, когда в бюджете было заложено на легализацию "софта" 100 млн грн. Но эти вопросы тогда курировало непрофильное Министерство образования и науки, которое затянуло с подписанием контрактов.
И только в конце 2013 года за вопросы интеллектуальной собственности в нашей стране начало отвечать Минэкономразвития. Но контракт по легализации ПО на 5 млн грн удалось подписать только с "ABBYY Украина".
Нынешний замглавы Администрации президента Дмитрий Шимкив, будучи еще в мае 2014 года генеральным директором "Майкрософт Украина", делал заявления в СМИ, что ситуация так и не сдвинулась с метровой точки, несмотря на все тогдашние заявления чиновников.
"Пираты" как были, так и остались
Что изменилось с тех пор? Если верить отчетам правообладателей, то мало что.
В феврале одна из центральных отраслевых ассоциаций правообладателей США International Intellectual Property Alliance (IIPA) порекомендовала американскому правительству сохранить за Украиной статус приоритетной страны в сфере "пиратства".
"Проблемы с правами на интеллектуальную собственность, которые привели к статусу приоритетной страны, остаются полностью нерешенными", - говорится в опубликованных рекомендациях.
Американские правообладатели попросили свое правительство поработать с Кабмином Украины над тем, чтобы как можно быстрее снять основные вопросы. В частности, вопрос управления коллективными правами и уплату роялти. IIPA считает, что этот вопрос можно разрешить его "быстро и минимальными усилиями".
Но вот в чем странность. При этом ассоциация подчеркнула, что Украина стала "безопасной гаванью" для криминальных синдикатов в сфере копирайт-"пиратства". Хотя видимых причин для таких выводов нет.
"Украина (вместе с Россией) — это основной источник для "пиратства" (как бесплатное скачивание нелегальных файлов, так и за деньги) музыки и фильмов, и источник для основных мировых топовых BitTorrent систем", - предостерегают правообладатели. По их данным наша страна остается "мировым хотспотом" для высококачественных нелегальных фильмокопий, которые скрытно записываются в украинских кинотеатрах, а затем распространяются на пиратских сайтах.
В частности, в рекомендациях IIPA отмечается, что наиболее популярный в Украине сайт EX.ua продолжает монетизировать нелегальный контент. Хотя некоторые американские правообладатели все же отметили, что в 2014 году EX.ua начал отвечать на некоторые уведомления и выполнять запросы. Но IIPA тут же добавляет, что в Украине есть сотни других ресурсов, способствующих распространению пиратского контента как внутри страны, так и в других странах Европы.
Периодически в Украине проводятся пиар-действия по борьбе с "пиратством". Фото juscutum.com |
Украинские игроки это подтверждают. "Активные "пираты" всё так же существуют. Ресурсы не закрываются. Участники рынка по-прежнему в основном сами "зачищают" интернет", - говорит директор по маркетингу одного из крупнейших в стране легального онлайн-кинотеатра MEGOGO Иван Шестаков.
По данным американской ассоциации, в Украине в 2014 году было заведено 71 криминальное дело по факту цифрового пиратства (а в 2013г их было 83). При этом только 28 сайтов были вследствие закрыты милицией (в 2013г — 16). Но правообладатели подчеркнули, что для некоторых ресурсов закрытие прошло лишь на бумаге, так как они сразу же восстановили свою деятельность на других доменах.
Небольшой прогресс или политическая поблажка?
Казалось бы, причин для сохранения за Украиной статуса главного "пирата" с точки зрения иностранных правообладателей и в 2015 году было предостаточно.
Но USTR, несмотря на перечисленные выше проблемы, приняла довольно мягкое решение в отношении нашей страны. Организация переместила нас в список приоритетного наблюдения (Priority Watch List), где сейчас также находятся такие страны, как Китай, Россия, Индия, Пакистан, Аргентина, Чили, Венесуэла и прочие.
При этом USTR отмечает в свежем докладе 301, что Украина хоть и не поборола большинство проблем в сфере пиратства, и необходимые законодательные акты так и не были приняты, но за последний год государство приложило заметно больше дополнительных усилий для борьбы с ними в привязке к другим экономическим реформам.
Наиболее лаконично случившееся описал гендиректор киевского интернет-провайдера Ipnet Дмитрий Грищук: "Это и небольшой прогресс, и политическая поблажка".
Иными словами, сделано мало что. Но Штаты посчитали, что мы движемся в правильном направлении. На первый взгляд, больше всего было сделано в подготовительном процессе по легализации ПО.
"У нас в стране не было четкой политики по защите авторских прав. Сейчас мы этим занялись. В частности, как представители АП, так и Минэкономразвития вступили в переговорный процесс с крупными правообладателями США, и продолжают его вести", - рассказывает ЭП заместитель главы АП Дмирий Шимкив.
По его словам, Украина была определена USTR как пират №1 в мире в первую очередь потому, что никак не хотела с этим бороться на уровне государства. А сейчас процесс пошел.
Как говорит Шимкив, хотя на легализацию "софта" в госструктурах до сих пор не хватает денег, руководство страны совместно с американскими компаниями сейчас ищет выход из сложившейся ситуации.
Директор департамента электронного документооборота и контроля аппарата в Минагрополитики Иван Шестак добавляет, что частично проблема с легализацией "софта" на компьютерах чиновников отпадает сама собой. Ведь в 2014-2015 года происходит сокращение штатной численности чиновников.
"По остальным направлениям в защите интеллектуальной собственности тоже есть прогресс, - рассказывает ЭП глава недавно созданного департамента цифровой экономики при Минэкономразвития Елена Минич. - Подготовлен проект закона, который вносит изменения в некоторые нормы, и тем самым решает вопросы по патентному троллингу, а также касается IT разработок".
Данные 2012 года. Сейчас магазины предпочитают не торговать несертифицированным ПО. Фото bigmir.net |
Нужно ли блокировать сайты?
Больше всего торговый представитель США сейчас ждет от Украины двух основополагающих законопроектов.
Первый должен узаконить блокировку нелегального контента на сайтах с участием локальных интернет-провайдеров, которые по данным IIPA, часто содействуют в распространении пиратства. Второй касается определения четкой схемы сбора и выплаты роялти за использование музыкальных произведений как на радио и телеканалах, так и в кафе, магазинах и прочих публичных местах.
Управляющий партнер ЮК "Юскутум" Артем Афян прогнозирует, что первый законопроект будет окончательно доработан уже после майских праздников. "Сейчас наработан наиболее оптимальный его текст за все время благодаря тесному диалогу рынка и государства", - отмечает юрист.
По его словам, камнем преткновения в этом документе до последнего времени была возможность соучастия украинских интернет-провайдеров в фильтрации доступа к сайтам. Это наиболее щепетильный вопрос. Ведь провайдеры явно не хотят отвечать за контент, который публикуется на различных ресурсах. Зачастую они не имеют к нему никакого отношения.
"Сейчас существует две концепции законопроекта по борьбе с онлайн-"пиратством". Первую подготовили правообладатели, а вторую провайдеры. Основная нестыковка состоит в том, что некоторые правообладатели предлагают сделать из украинских провайдеров соучастников нарушений авторских прав, а не рассматривать их как бизнес-партнеров, преследующих те же самые цели", - дополняет заместитель главы Интернет Ассоциации Украины Татьяна Попова.
По ее словам, дополнительная общая встреча по этому вопросу должна состояться в конце мая.
Группа в Министерстве экономики по борьбе с пиратством. Фото ain.ua |
Афян говорит, что компромисс на первых порах может состоять в том, что блокировке будут подлежать только те сайты, которые явно игнорируют запросы правообладателей. В докладе IIPA говорится, что в 2014г американские правообладатели направили 1,1 тыс таких запросов украинским провайдерам и сайтам, и только 20% было отработано.
По законопроекту о прозрачном сборе и распределению музыкальных роялти, дела обстоят тоже не однозначно. По информации Афяна, по этому документу до сих пор идут споры о том, какая из организаций получит в Украине мандат на контроль сбора всех денег за исполнение произведений.
"Это сфера, где до сих пор крутятся достаточно большие не уточненные средства", - отмечает он. А желающих управлять ими более чем достаточно.
Политика чистой воды?
Подводя итоги, следует отметить, что периодическое присваивание Украине статуса главного "пирата" и попадание ее в более "мягкий" список стран под наблюдением — это в первую очередь политический индикатор. Он показывает, поддерживают ли США внутреннюю политику нашей страны или выступают против нее.
Ведь когда США называют Украину "пиратом №1", то инвестиционная привлекательность страны моментально снижается. А когда снимает с нее этот лейбл, то автоматически подает сигнал своим инвесторам, что в нашу страну можно вкладывать деньги.
Ведь вопрос того, является ли наша страна на самом деле главным мировым "пиратом", очень субъективный и спорный. Украина в любом случае не производит столько же контрафакта, как, например, Китай.
Американская IPCommision (оценивает ущерб от воровства в сфере ИС) в 2013 году публиковала данные о том, что Китай приносит США больше всего непрямых убытков от хищения объектов интеллектуальной собственности в различных сферах. Речь шла о $150-240 млрд долларов. Естественно, Украина не идет ни в какое сравнение с такими показателями.