Горілку олією не зіпсуєш

Горілку олією не зіпсуєш

Вівторок, 7 квітня 2015, 16:00 -
У вас виникає великий ПДВ до сплати? Є вихід. Перестаньте платити, не пояснюючи причини. Або ще краще - почніть експорт соняшникової олії. (Рос.)

У вас возникает большой НДС к уплате? Есть выход. Перестаньте платить, не объясняя причины. Или, что еще лучше, начните экспорт подсолнечного масла.

По данным источников ЭП, в конце 2014 года и начале 2015 года практически все производители водки в Украине накопили существенные долги по НДС.

Точнее, он платится, но по расчетам бюджет должен получать гораздо больше.

Так, ликеро-водочный завод "Златогор" (водка с тем же названием) с сентября по декабрь 2014 года внес в бюджет 2,6 млн грн, тогда как по расчетам поступления должны составить 16,5 млн грн.

Реклама:

Заметные провалы по платежам были во всех перечисленных месяцах.

Аналогичная ситуация - у других производителей.

ЛВЗ "Прайм" (водка Prime) должен был внести 34,5 млн грн, а заплатил 1,6 млн грн. Декабрьские данные, делает оговорку источник, могут быть неполными.

НПП "Гетьман" заплатил 6,6 млн грн из предполагаемых 22,6 млн грн.

Львовский ЛВЗ внес 2,5 млн грн из расчетных 22 млн грн.

О "ЛВН Лимитед" (торговая марка Nemiroff) полных данных нет. Источникам известно лишь 5 млн грн платежей НДС за последние четыре месяца 2014 года из расчетных 57 млн грн.

Единственная нестандартная ситуация - у "Украинской дистрибуционной компании" (торговые марки "Хортица", "Мороша" и "Первак"). Она заплатила за этот период 114,5 млн грн, хотя должна была внести 50 млн грн.

Крупнейший производитель водки в Украине "Национальная водочная компания" (группа "Баядера", контролирует торговые марки "Хлібний дар", "Коблево", "Маренго", "Козацька рада", "Перепілка", "Байка", "Цельсій" и "Перша гільдія") заплатила за четыре месяца 58,4 млн грн из расчетных 87,3 млн грн с заметным провалом в декабре.

Бюджетные платежи производителей водки, октябрь 2014 года  - январь 2015 года

Производитель

Торговые марки

Период

Уплаченный акциз

Уплаченная сумма НДС

Расчетная сумма НДС (20% от акциза)

Ликеро-водочный завод "Златогор"

"Златогор"

01.10.2014

24 747 717

680 000

4 194 960

01.11.2014

14 821 579

840 000

4 949 543

01.12.2014

21 908 995

661 000

2 964 316

01.01.2015

16 759 462

474 000

4 381 799

Украинская дистрибуционная компания

"Хортиця", "Мороша", "Первак"

01.10.2014

68 411 381

22 368 758

13 180 291

01.11.2014

55 457 509

30 593 527

13 682 276

01.12.2014

132 783 794

32 972 460

11 091 502

01.01.2015

41 272 943

28 552 103

26 556 759

Ликеро-водочный завод "Прайм"

Prime

01.10.2014

53 508 287

300 000

8 355 815

01.11.2014

49 923 552

300 000

10 701 657

01.12.2014

35 747 819

1 000 000

9 984 710

01.01.2015

11 018 485

-

7 149 564

НПП "Гетьман"

"Держава", "Київ", "Наливайко"

01.10.2014

10 963 621

1 500 237

2 860 096

01.11.2014

24 173 748

600 004

2 192 724

01.12.2014

63 449 105

1 500 017

4 834 750

01.01.2015

7 752 364

3 011 329

12 689 821

Львовский ликеро-водочный завод

"Володар", "Вожак", "Золото Полуботка", "Львівська горілка"

01.10.2014

24 977 894

5 709 225

4 625 684

01.11.2014

25 216 222

5 605 519

4 995 579

01.12.2014

36 360 728

4 207 502

5 043 244

01.01.2015

20 125 748

8 955 388

7 272 146

ЛВН Лимитед

Nemiroff

01.10.2014

57 142 158

-

10 875 147

01.11.2014

81 783 646

5 000 000

11 428 432

01.12.2014

91 556 123

-

16 356 729

01.01.2015

57 307 400

-

18 311 225

Национальная водочная компания (группа "Баядера")

"Хлібний Дар", "Коблево", "Маренго", "Козацька рада", "Перепілка", "Байка", "Цельсій" и "Перша гільдія"

01.10.2014

101 500 000

12 491 170

19 747 908

01.11.2014

110 579 755

15 898 755

20 300 000

01.12.2014

125 806 477

27 044 390

22 115 951

01.01.2015

123 078 678

2 967 162

25 161 295

Что все это значит? НДС является основным бюджетонаполняющим налогом. Значит, его недобор явно заслуживает внимания налоговиков. Вполне может быть, что криминала не обнаружится, но в целом сигнал интересный.

В декабре 2014 года ЭП писала, что несколько алкогольных компаний не доплачивали налог на добавленную стоимость в бюджет. В тройку "лидеров" тогда вошли ЛВЗ "Прайм" и НПП "Гетьман". Самыми большими недоплатами отличилась "Национальная водочная компания".

Простое сравнение уплаты акцизного сбора и НДС позволяло предположить, что производители алкоголя систематически недоплачивали НДС. Дело в том, что сбор уплачивается с объема произведенной водки, а НДС - с проданной.

Определенные временные разрывы между выпуском и реализацией бывают, но рано или поздно они должны примерно соответствовать друг другу. Иначе уже есть основания подозревать компанию-производителя в оптимизации налогов. Законными или не законными методами – это другой вопрос.

В прошлой публикации речь шла о том, что в случае почти со всеми крупнейшими производителями НДС упорно не находил бюджет. В любом случае это огромный вопрос к экс-первому замглавы ГФС Владимиру Хоменко. Он возглавлял налоговую милицию, которая курировала алкогольный рынок, в том числе "теневой" сегмент и схемы уклонения от уплаты налогов.

Вполне может быть, что далеко не забавная статистика по НДС стала одной из причин увольнения Хоменко. Схемы налоговой минимизации на рынке алкоголя за последний год никуда не исчезли.

 Володимир Хоменко. Фото minrd.gov.ua

Подсолнечное масло

Что касается новых данных, которые попали в распоряжение ЭП, вопросы могут возникать к другому бывшему заместителю главы ГФС - Анатолию Макаренко. Они связаны с любопытными эпизодами работы ведомства.

"Национальная водочная компания" вплоть до декабря 2014 года она исправно платила налог на добавленную стоимость в тех объемах, которые считаются сопоставимыми с объемами уплаченного акциза.

Однако в декабре 2014 года, по данным источника ЭП на алкогольном рынке, "Баядера" снова стала платить меньше НДС. По расчетам она должна была внести в бюджет 25,2 млн грн налога, а перечислила всего 3 млн грн.

Произошло это на фоне резкой активизации экспорта. Вместо обычных 10-20 млн грн в 2014 году поставки НВК на экспорт в январе выросли почти до 100 млн грн.

По словам наших источников, с декабря 2014 года группа компаний "Баядера" открыла для себя новый вид бизнеса: экспорт подсолнечного масла. Приятным бонусом стало то, что "Национальной водочной компании" при этом почти не пришлось платить НДС.

Было ли это основной целью?

Представитель компании, с которым общалась ЭП, признает факт экспорта подсолнечного масла. По его мнению, в этом нет ничего криминального, и подобные операции целиком и полностью являются законными.

 Анатолій Макаренко. Фото ЕП

Казалось бы, ну и что? Дело в том, что новая рыночная ниша напоминает схему оптимизации платежей в бюджет, которую налоговики называют "нетипичный экспорт".

ГФС не стали обсуждать с ЭП деятельность водочных компаний, включая схемы оптимизации НДС. А вот наш источник в "Баядере" не стал отрицать, что группа активизировала экспорт подсолнечного масла, и собирается делать это впредь.

Несложно посчитать, что уплата НДС при этом будет минимальна. За январь 2015 года "Баядера" уплатила НДС в размере всего 5% от суммы акциза за январь (акциз - 123,1 млн грн, а НДС - 6,5 млн грн). Для сравнения: нормальная налоговая отдача по НДС для алкогольной отрасли должна составлять 20% и более от суммы уплаченного акциза.

Если соотношение производства водки и экспорта масла останется тем же, "оптимизация" налога может достичь 200 млн грн. Эта сумма сопоставима со 190 млн грн НДС, которые были недоплачены в бюджет с мая 2013 года по апрель 2014 года.

"Баядера": реальные и расчетные платежи НДС

Натисніть для збільшення 

Что такое схема "нетипичного экспорта"?

Является ли оптимизация налогов преступлением? С точки зрения налоговой и Минфина - да. С точки зрения компаний, которые стараются заплатить в бюджет как можно меньше, - наоборот. Каждая из сторон имеет свои аргументы.

Схема "нетипичного экспорта" возникла не от хорошей жизни. Дело в том, что компания-экспортер в Украине не может просто так получить возмещение НДС из бюджета - даже если она целиком легальна. Налоговики придумывают целые технологии, чтобы возмещение не выплачивалось. Это делается для того, чтобы снимать с экспортеров "откат".

В последние годы ее процент составлял не менее 20% от возвращаемой суммы, а в наиболее сложные периоды достигал 40%. Кстати, во времена недавно уволенного главы ГФС Игоря Билоуса это явление никуда не исчезло.

Дело не только в коррупции. Под конец бюджетного года Министерство финансов обычно дает разнарядку приостановить любое возмещение в принципе. Так обеспечивается выполнение бюджета по доходам, а значит, и по расходам. Получается, что пенсии и зарплаты госслужащих появляются за счет незаконно удерживаемых сумм налогов.

Все это толкает экспортеров на поиск схем оптимизации НДС в обход налоговой. В частности, они сотрудничают с компаниями, которые имеют огромные объемы платежей налога. Производители водки вполне соответствуют такому критерию - как и другие производители, они должны платить в бюджет огромные суммы НДС.

Пропуская через себя, скажем, экспорт подсолнечного масла, они уже практически ничего не должны платить государству А экспортер в качестве благодарости за то, что ему не придется платить "откат" налоговикам, готовы отдать такому партнеру часть денег.

Как это может выглядеть на примере подсолнечного масла и водки? Например, небольшой производитель подсолнечного масла хочет продать свою продукцию на экспорт. Но он не хочет платить "откат" налоговикам, поэтому заключает договор с водочной компанией, которая имеет большой НДС к уплате. Водочная компания закупает масло, и потом продает его по заранее известному адресу нерезиденту-партнеру. Так она списывает свой "излищний" НДС.

Само же масло по документам проходит через несколько структур. А физически оно, скорее всего, едет от производителя туда, куда и должно было ехать.

Экспортер масла и производитель, скажем, водки могут считать такие операции вполне справедливыми для себя. А налоговики рассматривают подобные операции как подозрительные. И тоже имеют право так думать. Ведь это оптимизация, даже если законная.

Такая прогонка товара позволяет не платить НДС в бюджет вообще. Поэтому малейшие признаки нетипичного экспорта являются поводом для проведения автоматической проверки предприятия работниками налоговой. Обычно подобная оптимизация появляется внезапно и в больших объемах.

В худших случаях, ставка за предоставление таких "услуг" составляет 35-50%, хотя размер ставки может изменяться в зависимости от объема операций, типа товара, сложности оформления таможенных документов. А сама схема, в худшем варианте, работает при условии, что в цепочке у производителей масла есть "налоговые ямы".

Больше о механизме нетипичного экспорта читайте в комментариях юристов ниже.

 Ігор Білоус. Фото unian.net

Оптимизирует ли "Баядера" НДС?

Занимается ли "Баядера" оптимизацией НДС? ЭП не имеет таких данных. Подобные выводы имеют право делать только налоговики.

К слову, вот сообщение ГФС, датированное августом 2014 года. Тогда налоговики сообщили о двух предприятиях-продавцах алкогольной продукции, которые через интернет-сайты продавали продукцию подсолнечника в Турцию, Италию, Испанию, Мальту и по многим другим туристическим направлениям.

Операция была названа уклонением от уплаты налогов с использованием компаний, имеющих признаки фиктивности.

Как налоговая отреагирует на эту проблему теперь, после увольнения всех троих руководителей ГФС, пока неизвестно. Возможно, они сами дали толчок к тому, чтобы компании занялись оптимизацией налога.

"До осени 2014 года операции нетипичного экспорта налоговики рассматривали как одну из схем незаконных махинаций по возмещению НДС и активно их контролировали. Сейчас такая активность приостановилась", - говорит старший юрист ЮФ "Кушнир, Якимяк и партнеры" Александра Петровская-Иваниченко.

ЭП разослала запросы всем игрокам водочного рынка с просьбой рассказать, что им известно о схемах уклонения от уплаты НДС, которые используют конкуренты. Никто из них не стал комментировать даже на условиях анонимности.

КОММЕНТАРИИ О ЯВЛЕНИИ "НЕТИПИЧНОГО ЭКСПОРТА"

Глава ассоциации "Укрводка" Владимир Остапюк

- Вывести формулу связи НДС и акцизного налога невозможно. В соответствии с законодательством Украины между ними нет прямой зависимости.

Теоретически, если бы какая-то компания занималась исключительно производством и реализацией продукции на территории Украины, то какую-то формулу можно было бы вывести. Но это в теории.

На практике финансовый учет - более сложная система. Например, если компания заниматься продажей продукции на экспорт, то это уже влияет на размер уплаченных налогов в Украине.

Акцизный налог уплачивается исходя из ставок акцизного налога за 1 л 100-процентного спирта. То есть от объема спирта и градусности продукции зависит сумма уплаченного акцизного налога. Уплата же НДС осуществляется и рассчитывается исходя из оборота по результатам деятельности компании в конце месяца. А это значит, что уменьшить сумму НДС, которая должна быть зачислена в бюджет, крайне сложно.

Кроме того, некорректно сравнивать уплату акциза и НДС помесячно, так как факт производства и реализации продукции не совпадают по времени. Акциз уплачивается в бюджет авансово, а НДС будет насчитан только после реализации. Соответственно, нет прямой зависимости между акцизом и НДС.

Например, известны факты, когда компании в преддверии очередного повышения акциза стараются произвести максимально много и, соответственно. уплачивают акцизного налога намного больше. Реализовывать продукцию со старым акцизом они будут в течении нескольких месяцев, а то и года.

К тому же, не все товары подлежат обложению НДС. То есть одной прямой и четкой связи между уплатой акцизного налога и НДС просто не существует.

При этом уплату налогов контролирует Государственная фискальная служба, она постоянно проводит проверки. Со всей ответственностью могу сказать, что компании, которые входят в ассоциацию "Укрводка", являются добросовестными налогоплательщиками, действуют в рамках закона, что не единожды подтверждено проверками ГФС.

 Фото unian.net

Комментарий пресс-службы холдинга "Баядера-групп"

- Наша компания активно занимается поиском возможностей и проводит много экспортно-импортных операций как по продукции, производимой нами, так и купленной нами у сторонних производителей.

В сегодняшних условиях нестабильности курса гривны работа на экспорт становится все более и более привлекательным направлением для деятельности любой компании, включая нашу. Рассчитываем и далее наращивать свои возможности и работу в этом направлении.

Комментировать выражение "нетипичный экспорт" трудно. Не очень понятно, что имеется в виду. Экспорт или есть, или его нет. Когда он есть, то это хозяйственная деятельность предприятия, а не "нетипичный экспорт". Все налоги и сборы, связанные с такими операциями, компанией уплачивались и уплачиваются в полном объеме.

Наша компания проводит активные рекламные кампании по продукции, выпускаемой нами в различных направлениях, в том числе и на волнах радиостанций. Мы, видимо, действительно являемся одними из лидеров в этом направлении на рынке, что абсолютно не удивительно.

Наша компания занимает лидирующие позиции на многих рынках. Доля компании на рынке водки - 30-35%. Мы являемся лидерами на рынках вина с долей 14-15%, вермутов с долей 50%, активно развиваемся на рынках шампанского и коньяка.

Абсолютно естественно, что положение лидера требует поддержания своих позиций, в том числе в рекламе. Именно поэтому наша доля в теле- или радиоэфире заметно больше, чем у компаний с долей рынка 3-7%.

Основное преимущество нашей продукции - это ее качество и идеальное соотношение с ценой, что позволило нам занять лидирующее положение на многих рынках и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

* * *

Комментарий пресс-службы Global Spirits

- Поскольку "Баядера" является для нас прямым конкурентом, комментировать данную ситуацию с нашей стороны было бы некорректно. В свою очередь, отметим, что наша компания уплачивает отчисления в бюджет в полном объеме.

Что касается позиции холдинга по отношению к украинскому рынку, то мы всегда выступали за равные правила для всех его игроков. Только при условии, что все компании играют честно, поступления в бюджет увеличатся в разы за счет уплаты акцизов и НДС.

* * *

Михаил Гончарук, партнер правовой группы "Доминион"

- Существует ли общая практика, чтобы определить объем экспорта нетипичной продукции, которая приведет к налоговой проверке компании?

Бывали ли случаи, когда нетипичный экспорт признавался нормальной практикой и не заканчивался доначислением налоговых платежей?

- Существует приказ ГНАУ от 16 июля 2007 года №433 об утверждении методических рекомендаций по осуществлению госконтроля над экспортными операциями. Он не зарегистрирован Минюстом, но используется налоговиками.

Методические рекомендации "предлагают" выявлять нетипичный экспорт, исходя из характера операций, а не их сумм: осуществление операций, которые не характерны для данной компании, использование договоров комиссии, цена товара на экспорт выше цены импорта такого товара.

На практике налоговики не ссылаются на упомянутые методические рекомендации. Их аргументация сводится к тому, что данные операции не характерны для конкретного экспортера, не имеют деловой цели и направлены только на занижение налоговых обязательств.

- Насколько распространенными являются операции нетипичного экспорта?

- В Украине есть обширная судебная практика обжалования финансовых санкций по "нетипичному экспорту". Предметом судебных разбирательств неоднократно становились вопросы реальности таких экспортных операций и их суть.

Когда компания качественно строила свою позицию, суд становился на сторону плательщика налогов. Для компании, которую "обвиняют" в сомнительных операциях по минимизации налогов, главное подтвердить несколько моментов.

1. Реальность осуществления экспортной операции.

2. Надлежащее документирование экспортной операции.

3. Получение дохода от такой операции как доказательство деловой цели.

* * *

Григорий Трипульский, управляющий партнер юридическо-консалтинговой компании "Де-юре"

- Существует ли общая практика, чтобы определить объем экспорта нетипичной продукции, которая приведет к налоговой проверке компании?

Бывали ли случаи, когда нетипичный экспорт признавался нормальной практикой и не заканчивался доначислением налоговых платежей?

- Налоговики еще в приказе от 2010 года дали определение нетипичной операции и начали проводить проверки с целью сторнирования (списания. - ЭП) суммы, поставленной на возмещение в результате такой операции.

Однако если предприятие в результате налоговой проверки или в судах доказывало реальность такой операции, то, безусловно, она принималась во внимание, и сумма НДС учитывалась в отчетности.

- Насколько распространенными являются операции нетипичного экспорта?

- К сожалению, в связи с тотальным невозмещением НДС многие крупные предприятия начали заниматься нетипичными экспортными операциями. Именно благодаря такой операции компания-экспортер может сделать взаимозачет НДС и таким образом вернуть себе часть или всю сумму налога.

* * *

Александра Петровская-Иваниченко, старший юрист ЮФ "Кушнир, Якимяк и партнеры"

- Существует ли общая практика определения объема экспорта нетипичной продукции, которая приведет к налоговой проверке компании?

- Понятие нетипичного экспорта возникло в связи с махинациями по возврату экспортного возмещения НДС.

Для определения операций по нетипичному экспорту налоговые органы еще в 2007 году разработали методические рекомендации по осуществлению госконтроля над экспортными операциями.

Эти рекомендации содержат алгоритм действий для ревизоров и налоговой милиции при отработке таких экспортных операций, определены индикаторы риска и перечень товаров согласно УКТ ВЭД, которые использовались в схемах искусственного формирования налогового кредита по НДС.

Под нетипичным экспортом подразумевают операции с товарами или услугами, которые не являются характерными для основного вида деятельности экспортера.

При отработке таких операций обращают внимание на два параметра.

1. Товар (экспорт товаров, включенных в список рисковых операций; заявленная стоимость выше, чем заявленная стоимость аналогичного импортного товара).

2. Существенные условия экспортной операции (декларирование экспортной операции по договору комиссии, по группам товаров, включенных в перечень рисковых; декларирование экспортных операций несколькими экспортерами через одного и того же комиссионера; декларирование экспортных операций несколькими экспортерами по разным грузотаможенным декларациям в адрес одного и того же нерезидента; декларирование экспорта продукции, несвойственной для основного вида деятельности экспортера).

При этом приказ об утверждении методических рекомендаций не прошел государственную регистрацию в Минюсте.

Еще в 2010 году Минюст опубликовал перечень незарегистрированных нормативно-правовых актов и методических рекомендаций, среди которых числится приказ №433. Эти рекомендации продолжают использовать контролирующие органы, невзирая на отсутствие государственной регистрации.

 Фото dt.ua

- Бывали ли случаи, когда нетипичный экспорт признавался нормальной практикой и не заканчивался доначислением налоговых платежей?

- Случаи, когда налоговые органы не осуществляли доначисления по НДС и прибыли по операциям с нетипичным экспортом, конечно же, существуют.

Доначислений могут избежать предприятия, которые имеют хорошую "кредитную историю": приобретают товары для экспорта у компаний из реального сектора экономики, и в цепи поставок товара нет "налоговых ям".

- Насколько распространенными являются операции нетипичного экспорта?

- До осени 2014 года операции по нетипичному экспорту рассматривались фискальными органами как одна из схем незаконных махинаций по возмещению НДС и активно контролировались. Сейчас такая активность приостановилась.

При отработке таких операций ревизоры ограничиваются отправкой запросов о предоставлении информации к поставщикам товара относительно подтверждения факта поставки, к предприятиям-комиссионерам для определения существенных условий выполнения заключенного внешнеэкономического контракта; к логистическим организациям для подтверждения фактов предоставления транспортных услуг, в "Держзовнішінформ" для подтверждения цен реализации.

Если в цепи поставки будут замешаны сомнительные контрагенты, и цена на товар будет существенно завышена, проверки и доначислений не избежать.

* * *

Эрик Найман, финансовый аналитик

- Как влияют налоги на рентабельность алкогольных компаний?

- Львиная доля в розничной цене водки - это акцизы и НДС. Если НДС не платить, это дает гигантскую прибыль, которая сопоставима с торговлей наркотиками и оружием. Причем акциз уплачивается наперед: сначала его вносишь в бюджет, а потом получаешь назад с покупателя, а НДС платится на акциз.

Поэтому теневой рынок алкоголя всегда существовал.

- Возможно ли акциз платить, а НДС - нет?

- Можно, например, путем фиктивного экспорта. Оформляют продажу за рубеж некой продукции. Например, водочная компания продает металл. Возникает экспортный НДС, и компания ставит его в зачет с НДС, который она должна по основному виду продукции. Таким образом ты напрямую не платишь НДС.

- Какие схемы оптимизации НДС практикуются в последний год?

- Это зависит от политики каждой отдельной компании.

Проблема фиктивного или "нетипичного" экспорта впервые была поднята в 2006 году. После того некоторые компании отказались от экспорта нетипичной продукции. Основные претензии тогда были к "СКМ" и "ИСД".

Потом это явление немного затухло. Налоговая "наехала" на экспортеров и договорилась, что те будут получать возмещение с типичного экспорта. Если ты договаривался с текущей властью, то просто делился и не платил НДС. Половину "экономии" экспортер оставлял себе, половина уходила "наверх".

Предполагалось, что при нынешней власти эти вещи прекратятся. Однако по тем данным, которые просачиваются на рынок, схемы возобновились.

- Для этого нужны контакты в налоговой?

- В первую очередь, в таможне и уже потом - в налоговой. Таможня делает подтверждение, что экспорт совершен. Можно даже ничего не вывозить, а гонять пустые вагоны. Можно договариваться с агросектором, возить подсолнечное масло или зерно, делиться с их производителями. Им выгодно, потому что у нас государство не спешит возмещать экспортный НДС.

* * *

Роман Жарко, менеджер по налогообложению, "Baker Tilly Украина"

- Проблематика "нетипичного" экспорта вытекает из действий налоговых органов Украины вне правового поля. Это относится к предпосылкам возникновения данного явления, его идентификации и попыткам борьбы с ним.

"Нетипичный" экспорт возник, в основном, как ответ бизнеса на ситуацию с хроническим невозмещением НДС компаниям, которые имеют на это право, установленное законодательством.

Компании вынуждены реагировать на ситуацию и искать способы уменьшения негативных последствия государственной политики в сфере НДС на их хозяйственную деятельность.

Таким образом, часть экспортных операций "перетекает" к предприятиям, которые имеют значительные суммы НДС к уплате, что приводит к уменьшению их налоговых обязательств.

В принципе, вследствие таких операций сумма НДС, которая подлежала бы к уплате в бюджет, уменьшается на сумму НДС, которая должна была быть возмещена из бюджета. Таким образом, можно говорить о нейтральном характере таких операций для бюджета.

Кроме того, понятие нетипичного экспорта находится вне рамок законодательного поля. Определение данному термину дано в приказе ГНА №433 от 16 июля 2007 года. Он не был зарегистрирован в Минюсте, и его законность сомнительна.

Налоговый кодекс не содержит ограничений относительно права на налоговый кредит на основании проведения операций нетипичного экспорта, поэтому налоговые органы не имеют правого обоснования для своих претензий.

Они пытаются доказывать фиктивность или притворность осуществляемых сделок, что является одним из примеров давления на налогоплательщиков.

Сложно ожидать, что позиция налоговиков изменится в благоприятную для плательщиков сторону, поэтому советую плательщикам действовать в рамках закона. В частности - соблюдать все требования относительно полноты и достоверности документального подтверждения всей цепочки операций - от закупки продукции до ее экспорта.

* * *

Державна фіскальна служба

Відповідаючи на ваш запит стосовно оподаткування алкогольних компаній в Україні, повідомляємо наступне.

Частиною 2 статті 19 Конституції встановлено, що органи державної влади та місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов'язані діяти лише на підставі, у межах повноважень та спосіб, що передбачені Конституцією та законами України.

Згідно зі статтею 16 Закону від 2 жовтня 1992 року №2657-ХІІ "Про інформацію" податкова інформація - сукупність відомостей і даних, що створені або отримані суб'єктами інформаційних відносин у процесі поточної діяльності і необхідні для реалізації покладених на контролюючі органи завдань і функцій у порядку, встановленому Податковим кодексом України.

 Колишнє керівництво ДФС. Фото uainfo.org

Статтею 20 Закону 2657 визначено, що за порядком доступу інформація поділяється на відкриту та з обмеженим доступом. Будь-яка інформація є відкритою, крім тієї, що віднесена законом до інформації з обмеженим доступом.

Правовий режим податкової інформації визначається кодексом та іншими законами.

Платник податків має право на нерозголошення контролюючим органом відомостей про такого платника без його письмової згоди та відомостей, що становлять конфіденційну інформацію, державну, комерційну чи банківську таємницю та стали відомі під час виконання посадовими особами службових обов'язків, крім випадків, коли це прямо передбачено законами.

Посадові особи контролюючих органів зобов'язані не допускати розголошення інформації з обмеженим доступом, що одержується, використовується, зберігається під час реалізації функцій, покладених на контролюючі органи.

Крім того, повідомляємо, що ведення митної статистики зовнішньої торгівлі товарами здійснюється на основі даних, які наведені в митних деклараціях, виключно за кодами Української класифікації товарів зовнішньоекономічної діяльності, яка не передбачає класифікації товарів у розрізі марок продукції, комерційних назв, фірм-виробників продукції тощо.

Відповідно до статті 452 Митного кодексу України інформація щодо обсягів експорту та імпорту конкретних видів товарів надається центральним органам виконавчої влади.

Інформація щодо експортно-імпортних операцій конкретних суб'єктів зовнішньоекономічної діяльності може надаватися лише органам досудового розслідування у зв'язку із здійсненням ними кримінального провадження, а також за письмовими вмотивованими запитами - державному уповноваженому Антимонопольного комітету України та голові територіального відділення Антимонопольного комітету України у зв'язку з розслідуванням ними антиконкурентних узгоджених дій.

Що стосується операцій нетипового експорту, то такі операції вважаються ризиковими, що може стати одним з критеріїв для відбору платника до перевірок.

Щодо заниження податку на додану вартість підприємствами, які здійснюють виробництво алкогольних виробів, то такі порушення встановлюються при перевірках певних підприємств цієї категорії.

Найбільш розповсюдженими порушеннями є: безпідставне завищення податкового кредиту з ПДВ у зв'язку з відображенням в обліку операцій, факт використання яких у господарській діяльності підприємством не доведено; відображення у податковому обліку безтоварних операцій та застосування у ланцюгах постачання підприємств з ознаками "фіктивності".

Реклама: