Українська правда

Хто отримає гроші МТСБУ

Пройшла Революція гідності, з Координаційної ради Моторного транспортного страхового бюро вигнали депутатів від Партії регіонів, але скандали навколо цієї організації не припинилися. (Рос.)

Прошла Революция достоинства, и из Координационного совета МТСБУ изгнали депутатов от Партии регионов Виталия Хомутынника и Андрея Пинчука.

Тем не менее, скандалы вокруг бюро не прекратились.

Страховщикам не удалось изменить устав бюро и избежать влияния депутатов.

В Координационном совете МТСБУ "по-новому" метут представитель фракции Радикальной партии Сергей Рыбалка, и представители от Верховной Рады Сергей Билый и Александр Берназюк.

Назначение представителей от парламента в Координационный совет поначалу вызвало удивление у страховщиков.

Берназюк возглавлял СК "Киев ре" и СО "Доминанта", которая была связана с "семьей", а также работал в УПСК. Билый работал в Нацкомфинуслуг, поэтому его связывают с экс-главой комиссии Борисом Визировым.

Однако проблема не в людях, а в их действиях. 20 марта гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко был отстранен от должности. Это решение Координационного совета поддержали трое представителей Верховной Рады, Нацкомфинуслуг и один страховщик - Украинская пожарно-страховая компания.

Координационный совет не проверил деятельность бюро, не заслушал отчет гендиректора. Более того, его даже не пустили на заседание совета.

"У нас претензии к гендиректору. Не проведен аудит бюро, исполнительная служба Одесской области арестовала счета МТСБУ за невыплату по ряду судебных решений на 261 тыс грн. Но главное - это отсутствие коммуникации между президиумом и Координационным советом МТСБУ", - рассказал Билый.

"4 марта 2015 года Малиновский суд Одесской области арестовал счет в "ОТП банке" на 261 тыс грн. МТСБУ заявило, что в день ареста погасило долг и сообщило исполнительной службе о выполнении всех обязательств.

Кроме того, мы обратились с запросом об аудите в Deloitte. Нам ответили, что аудит проводится только за отчетный период и провести его за ноябрь-март невозможно. МТСБУ подало годовую отчетность, мы готовы к аудиту", - заявил временно исполняющий обязанности гендиректора МТСБУ Владимир Шевченко.

В президиуме МТСБУ, который состоит из страховщиков и руководит бюро, не нашли причин для отстранения гендиректора и вновь назначили его и. о. до общего собрания МТСБУ, которое состоится 26 марта.

Шансов остаться в должности у него немного. На рынке обсуждают возможность возврата на должность гендиректора МТСБУ Натальи Гудымы.

Неприкосновенные закрома

МТСБУ - объединение страховщиков, осуществляющих обязательное страхование ответственности автовладельцев. В его состав входят все страховщики, имеющие лицензию на этот вид страхования. Они обязаны отчислять 3% от объема полученных платежей по договорам "автогражданки".

 Фото tenders.com

Кроме того, страховщики создали финансовые фонды для выплат клиентам на случай банкротства страховых компаний, для выплат за неустановленных или незастрахованных виновников ДТП и льготников.

Именно управление фондами бюро всегда привлекало депутатов. Сегодня в фонде защиты потерпевших 285 млн грн еще 400 млн грн - в фонде страховых гарантий.  До недавних пор процедура и условия размещения фондов были настолько непрозрачны, что даже страховщики не знали, где лежат эти деньги.

Когда в Брокбизнесбанке, который связывают с "семьей", возникли проблемы, оказалось, что в нем находилось 262 млн грн из фондов МТСБУ. Это половина всех средств из фонда защиты потерпевших. Вернуть эти деньги МТСБУ пока не удалось, как и получить гарантии государства об обмене денег на гособлигации.

Опасаясь повторения подобной ситуации, страховщики провели общее собрание МТСБУ и изменили устав, исключив из Координационного совета всех депутатов. Однако согласно законодательству утвердить изменения в устав должен госрегулятор - Национальная комиссия регулирования рынков финансовых услуг.

Предыдущий глава комиссии Борис Визиров не собирался утверждать изменения, так как в Координационный совет также входит представитель Нацкомфинуслуг.

Исторически сложилось так, что регулятор всегда договаривался с депутатами. В Координационном совете они действовали сообща, склоняя административными или финансовыми методами одного из страховщиков и получая большинство.

Новый состав Нацкомфинуслуг также не утвердил изменения в устав бюро. На заседании Координационного совета 20 марта, когда был отстранен гендиректор Владимир Шевченко, регулятор поддержал представителей Верховной Рады.

Сегодня средства фондов МТСБУ размещены в соответствии с новой инвестиционной политикой, принятой президиумом, в девяти банках. Данные о суммах и процентных ставках находятся в открытом доступе.

"Эти изменения позволили МТСБУ и страховщикам получить за 2014 год инвестиционный доход вдвое больше полученного годом ранее", - заявил президент МТСБУ Юрий Гришан.

Еще один немаловажный нюанс. Координационный совет не раз пытался пересмотреть решение по гарантийным взносам для мелких страховщиков.

 Фото hubs.com.ua

Дело в том, что согласно закону об "автогражданке" все страховщики до 30 марта 2015 года должны иметь в гарантийном фонде взнос, равный 500 тыс евро. Однако с момента принятия закона курс евро существенно вырос. На момент принятия закона он составлял 10,21 грн.

Оказалось, что для 40 страховщиков такой размер гарантийного взноса больше, чем сумма обязательств по договорам за год.

"Страховщики, которые заключают в год до 50 тыс договоров, будут вынуждены уйти с рынка. Для них экономический смысл в таком бизнесе теряется. На 1 апреля только четыре члена МТСБУ выполнят это решение.

Предыдущий совет принял оговорку, что расчетный курс для гарантийного взноса принимается не на актуальную дату, а на момент принятия законодательных изменений. Пересмотр этого решения убьет 40 членов МТСБУ", - сетует замглавы комитета по управлению рисками МТСБУ Людмила Белошицкая.

В новом Координационном совете это считают неправильным.

"Это нарушение норм закона, нужно вносить изменения. Действующие члены МТСБУ платят взносы по курсу 10,21 грн за евро, а новые члены обязаны платить на дату внесения - по 25 грн за евро. Это несправедливо", - заявил Берназюк. Стороны договорились создать рабочую группу и совместно искать выход.

Корыто, превратившееся в решето

Управление фондами - не единственный способ заработка заинтересованных лиц в МТСБУ. Деньги выводились еще двумя способами.

По закону МТСБУ должна выплачивать страховое возмещение потерпевшим за страховщика, признанного банкротом или ликвидированного, и в случае нехватки у него собственных средств. Хотя за последние несколько лет с рынка ушло около десятка компаний, МТСБУ не начала массово выплачивать деньги клиентам.

Общий объем долгов банкротов по "автогражданке" - 120-140 млн грн.

"Мы должны ждать полной ликвидации компании и подтверждения недостаточности у нее средств. Суды длятся годами, и клиентам приходится ждать. Чтобы сделать выплату страхователям оперативной, были разработаны и переданы в парламент изменения в законодательство", - рассказала Белошицкая.

 Фото obzor.mk.ua

Однако депутаты не хотят решать проблемы потребителей страховых услуг. Это же существенно уменьшит фонды.

Чтобы обойти норму закона и не заставлять клиентов ждать годами, в МТСБУ придумали отличную схему. Между страховщиком и бюро подписывается договор о сотрудничестве, согласно которому в случае начала процедуры банкротства или введения временной администрации МТСБУ вместо страховщика выплачивает страховое возмещение в счет его гарантийного взноса в фондах.

Потребителю все равно, но, как оказалось, МТСБУ выплачивало и за страховщиков, которые уже потеряли членство в бюро.

Один из них, СК "Статус", обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность выплат МТСБУ на 1,1 млн грн. "Выплаты проводились за авто, которые и в ДТП не были", - пояснил руководитель "Статуса" Павел Нечипоренко.

Кроме того, выплата проводилась на счет определенных родственных МТСБУ станций техобслуживания. Получалось, что средняя выплата по "автогражданке" на рынке - 10-11 тыс грн, а из фондов бюро - вдвое больше.

Аудиторы из Delloite, которые в 2014 году проверяли бюро, констатировали: средний размер выплаты за счет средств фондов выше, чем по рынку - 20,2 тыс грн по одному страховому случаю, тогда как страховые компании выплачивали в среднем 9 тыс грн. А ремонты авто, по которым бюро оплачивало регламентные работы, проводились лишь на четырех СТО, в частности на "ВВ автогруп".

Всего за 2014 год из гарантийных фондов выплатили по обязательствам 13 компаний, лишившихся лицензий и членства в бюро. По данным пресс-службы, общий объем возмещений составил 8,7 млн грн по 430 делам.

По словам Гудымы, компенсации выплачивались за счет средств, отчисленных конкретными страховщиками в фонд защиты потерпевших на основании договоров о сотрудничестве между СК и МТСБУ.

Соответствующий пункт отдельные компании начали включать в договоры пять лет назад, после ряда крупных банкротств на страховом рынке. А в 2014 году бюро рекомендовало предусмотреть такую опцию всем своим членам.

Еще одна благодатная тема МТСБУ - бланки для "автогражданки". Их всегда продавали страховщикам по завышенным ценам, печатали в типографиях, принадлежащих родственникам заинтересованных лиц. Главное - бланки выдавали страховщикам на непрозрачных условиях.

 Фото meteoprog.ua

Например, СК "Оранта" получила 500 тыс бланков полисов, когда в компании уже была введена временная администрация, а объем долгов по выплатам рос.

Если допустить, что хотя бы у трети обладателей этих полисов случится ДТП, это 170 тыс страховых случаев. По ним придется выплатить 1,8 млрд грн. Будут ли у "Оранты" эти деньги, или долги оплатит МТСБУ?

У рынка и прокуроров немало вопросов к предыдущим руководителям МТСБУ. Главный из них - будет ли рынок един в желании меняться. Ведь претензии есть и к страховщикам: демпинг не прекратился. Страховщики заключают договора, выплачивая агентам огромные комиссионные и доводя себя до банкротства.

Решить эту проблему можно путем введения электронного полиса и финансовых санкций вплоть до связывания резервов. Страховщик отдает МТСБУ часть средств, исходя из его убыточности, и выплаты вместо страховщика проводит МТСБУ. Ранее такой механизм внедрен на рынке "Зеленой карты".

Сделано это под давлением международного объединения "Зеленая карта" под угрозой исключения из ассоциации. Теперь страховщики, имеющие лицензию на заключение договоров по "Зеленой карте", отчисляют резервы в МТСБУ и именно бюро занимается выплатами по страховым случаям.

Скандал вокруг МТСБУ пошатнул позиции Украины в международном объединении.

Заместитель директора МТСБУ Владимир Романишин, курирующий вопросы "Зеленой карты", срочно вызван в штаб-квартиру Совета бюро "Зеленая карта" в Брюссель с просьбой предоставить отчет о финансовых показателях бюро и заверить международную организацию в возможности украинского объединения отвечать по обязательствам отечественных водителей за рубежом.

Страховщики опасаются такого сценария для "автогражданки". Во-первых, никто не хочет отдавать деньги МТСБУ, ведь непонятно, в каком банке они окажутся. Во-вторых, многим страховщикам отдавать нечего. Они живут "с колес".

МТСБУ