Українська правда

Гроші в обмін на реформи

Світові фінансові інститути готові позичити Україні мільярди, частина з яких піде на відновлення зруйнованого сходу. Однак без посиленого контролю Донбас може виявитися чорною дірою, яка поглине кошти міжнародної допомоги. (Рос.)

Украина намерена договориться с МВФ об условиях расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF) до 29 января.

Об этом заявила министр финансов Наталья Яресько на международном форуме в Давосе.

Последнее время Министерство финансов "живет" новостями из Давоса.

В понедельник украинская делегация должна вернуться и привезти свежую информацию. В том числе - о новых условиях сотрудничества с МВФ и, собственно, сумме займа, о которой договорились.

Ранее министр заявляла, что от внешних кредиторов Киев ждет 15 млрд долл, и это "крошечная сумма по равнению с деньгами, которые выделялись Греции в период финансового кризиса".

С 2010 года Евросоюз, МВФ и Европейский центробанк потратили на спасение Греции от банкротства около 240 млрд евро. Сейчас фонд приостановил программу кредитования этой страны.

По данным источников Reuters в греческом правительстве, Афины начали переговоры с МВФ о выходе из программы. У Киева же аппетиты растут. В Минфине оперировали не 15 млрд долл, а 27 млрд долл.

До сих пор Украина работала с фондом по программе stand-by. Помощь на условиях этой программы предоставляется странам с временными экономическими сложностями и слабой резервной позицией.

Деньги направляются на пополнение золотовалютных резервов. Срок программы - полтора-два года, погашение кредита - до пяти лет.

Механизм EFF предполагает выделение средств на протяжении максимум четырех лет. По EFF работают страны, испытывающие серьезный платежный дисбаланс из-за структурных проблем.

Средства направляются как на пополнение ЗВР, так и на погашение бюджетного дефицита. В отличие от stand-by, у EFF более длительный срок погашения - до десяти лет.

По задумке Минфина, переход на новую программу позволит Украине вернуться к экономическому росту, восстановить достаточный уровень валютных резервов и обеспечить экономическую и финансовую стабильность в дальнейшем.

Обязательное условие EFF - жесткие реформы. С этим у Киева проблемы. Пока все действия и заявления Кабмина направлены на одно: получить деньги во что бы то ни стало и в максимально сжатые сроки.

 Віце-президент США Джозеф Байден та Арсеній Яценюк. Фото kmu.gov.ua

План с условием

По словам Яресько, одна из составляющих плана по сотрудничеству с МВФ - консультации Минфина с владельцами украинского суверенного долга для улучшения среднесрочной финансовой стабильности.

За столь туманной формулировкой скрывается реструктуризация обязательств по евробондам. С 2005 года Украина эмитировала бондов на 18,15 млрд долл. Сейчас все выпуски в обороте.

По мнению начальника отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке Concorde Capital Юрия Товстенко, для Украины более выгоден "мягкий" вариант реструктуризации.

"В чем его преимущества? Реструктуризация в стиле soft позволяет пролонгировать долги под более низкий процент и обойтись без списания долгов, избежав при этом снижения рейтингов", - говорит он.

Одними из наиболее проблемных рискуют оказаться переговоры о реструктуризации бондов на 3 млрд долл, которые выкупила Россия в конце 2013 года. Срок их погашения наступает в 2015 году.

Ранее российская сторона заявила, что может потребовать досрочного их погашения. Украина якобы нарушила условия договоренностей, допустив превышение показателя госдолга в 60% ВВП.

Из-за девальвации гривны в ноябре размер совокупного долга Украины превысил 1,3 трлн грн.

Пока РФ не вправе требовать досрочного погашения бондов по одной простой причине: нет официальных данных по ВВП. Они должны появиться в марте. Тогда Москва может создать Киеву новую порцию экономических проблем.

Акцент на кредиты

Помимо займов МВФ, Киев активно работает над привлечением пакета кредитов от МФО. В 2014 году Кабмин рассчитывал получить международную донорскую помощь на восстановление Донбасса.

Обсуждалась идея создания спецфонда, куда будут поступать эти взносы и средства украинских олигархов. Последних планировалось активно привлекать к восстановлению разрушенной инфраструктуры.

Со временем идея со спецфондом канула в Лету, а разговоры о получении донорской помощи поутихли.

 Арсеній Яценюк та Ангела Меркель. Фото kmu.gov.ua

Как объяснили ЭП в Минфине, мероприятие, на котором планируется сорвать джек-пот, - международная конференция доноров. Из-за событий на востоке ее проведение откладывается уже год. При самом оптимистичном сценарии конференция состоится не раньше апреля.

Пока же Минфин сосредоточился на кредитах. Средства, которые Киев ожидает получить в 2015 году, условно можно разделить на два блока: те, которые зависят от договоренностей с МВФ, и те, которые кредиторы готовы выделить независимо от переговоров с фондом.

К первым относятся займы в общий фонд госбюджета. Эти средства могут направляться на что угодно, в том числе - на погашение дефицита. Ко вторым относятся целевые кредиты, в частности на восстановление Донбасса. ЭП стали известны подробности переговоров по этим займам.

Кредитный пакет, получение которого зависит от фонда, выглядит так.

1. Займы Мирового банка.

За годы сотрудничества МБ утвердил для Украины 49 кредитов на общую сумму 9,7 млрд долл. Из них получено 7,3 млрд долл. В частности, в 2014 году Украина получила от МБ 1,25 млрд долл.

Сейчас Минфин ведет переговоры о выделении в 2015 году еще 1 млрд долл. Эти средства планируется распределить следующим образом: 500 млн долл - на поддержку финансового сектора, другие 500 млн долл - на программы развития в различных сферах.

2. Кредит банковской группы KfW.

Основной капитал KfW на 80% принадлежит ФРГ и на 20% - федеральным землям. Общий объем активов - свыше 495 млрд евро. В Украине банковская группа KfW действует через банк KfW Entwicklungsbank (Банк развития KfW) по поручению правительства ФРГ.

Сейчас на стадии реализации находятся три проекта: программа льготного кредитования в сельской местности - 9 млн евро, модернизация электростанций - 80,65 млн евро и поддержка малого и среднего бизнеса - 12 млн евро.

Как известно, Германия заявила о готовности выделить Украине дополнительный кредит - 500 млн евро. Как уточнили ЭП в Минфине, 200 млн евро из этого займа поступит в общий фонд. Остальная сумма будет направлена на проекты по восстановлению Донбасса.

 Арсеній Яценюк і президент Європейського інвестиційного банку Вернер Хойер. Фото kmu.gov.ua

3. Кредит Японского агентства международного сотрудничества.

Речь идет о 300 млн долл. Украина вправе выбрать размер сменной процентной ставки, срок и льготный период. Японская сторона предлагает четыре возможных варианта: ставка 30% на десять лет, 25% на семь лет, 20% на шесть лет, 15% на пять лет.

По данным источников ЭП, Украине больше всего импонирует первый вариант. 17 января Минфин направил в посольство Японии письмо относительно этого займа. Следующие шаги - оформление документов, переговоры и ратификация соглашения в форме обмена нотами.

4. Помощь Европейской комиссии.

Киев ведет переговоры о получении от ЕК 250 млн евро макрофинансовой помощи. Это "хвост" от общих 610 млн евро, львиную долю которых Украина уже получила.

Также Киев подал заявку в Еврокомиссию на получение нового транша помощи. Изначально речь шла о 1,8 млрд евро. Впрочем, сейчас уже поговаривают о возможном увеличении суммы до 2,4 млрд евро.

Кроме упомянутых 300 млн евро от KfW, еще 200 млн евро на восстановление Донбасса готов выделить Европейский инвестиционный банк. Средства будут выдаваться отобранным предприятиям.

Также в планах у Минфина привлечение в 2015 году 150 млн долл от ЕБРР на целевые инвестиционные проекты. Параллельно планируется создать донорский фонд для Украины с бюджетом 15-20 млн евро.

Пока, уточнили ЭП в Минфине, он еще не запущен. Предполагается, что фонд сфокусируется на проектах в банковском секторе, сферах энергетики, инфраструктуры, а также на проектах по поддержке корпоративного сектора и по улучшению инвестиционного климата.

Условия, на которых МФО готовы финансировать Украину, выглядят так.

Натисніть для збільшення

"На восстановление Донбасса кредиторы обещают выделять деньги, не дожидаясь окончания войны. Они готовы финансировать восстановление инфраструктуры на подконтрольных Киеву территориях и в приграничных к зоне АТО областях", - уточнил источник в Минфине.

Вливание денег в мятежный регион до завершения войны - рискованная затея. Граница между подконтрольными и неподконтрольными Киеву территориями весьма условна и может сдвинуться в ту или иную сторону. Значит, построенный объект может быть уничтожен.

Будут ли предприняты повышенные меры контроля над распределением этих средств? Кто именно будет ими распоряжаться? Без усиленного контроля и завершения войны Донбасс может оказаться черной дырой, которая поглотит сотни миллионов долларов международной помощи.

Сначала деньги, потом реформы

Прежде чем выделять транш, кредиторы требует провести реформы. В этом вопросе основной "диктатор" - МВФ.

С реформами получилась парадоксальная ситуация. В конце 2014 года парламент вслепую принял якобы сбалансированный бюджет, основанный на налоговой реформе и реформе децентрализации.

На практике именно эти реформы могут стать основными предметами дискуссий по части выделения транша. Дело в том, что они приняты в сыром виде, а правки, внесенные с голоса, сулят бюджетные разрывы.

Также бюджет не решат проблему дефицита "Нафтогаза" и не содержит значительного снижения социальных расходов, чего требует МВФ. Кроме того, по словам Яресько, фонд хотел бы видеть реализацию антикоррупционных инициатив не только в документальном виде.

"Основные вопросы к нам со стороны МВФ - реорганизация ГФС, в том числе изменение концепции работы офиса для крупных налогоплательщиков. В марте мы должны подать план-график его реорганизации", - уточнил в комментарии ЭП глава ГФС Игорь Билоус.

 Ігор Білоус. Фото minrd.gov.ua

Из налоговых требований фонда - перевод аграриев на общую систему налогообложения. "Мы поддерживаем перевод крупного бизнеса на общую систему и сохранение льгот для малых предприятий. Обсуждались и другие варианты. Пока решение не принято", - сказал он.

Мировой банк также выделяет Украине средства при определенных условиях. Многие из них пока не выполнены. Например, не приняты законы о Счетной палате, об усилении независимости регулятора коммунальных услуг, о защите инвесторов.