Чому депутати провалили приватизацію "Укрспирту"
Донедавна в. о. директора "Укрспирту" був Віктор Панков. Однак, за джерелами ЕП, зараз в. о. директора - Роман Іванюк, креатура Блоку Петра Порошенка. Однак інші політичні сили не втрачають надії отримати свою частину тіньових потоків.
Главное было не допустить вывода "Укрспирта" из числа структур, не подлежащих приватизации.
15 января в парламенте развернулось феерическое шоу, призванное не допустить ликвидации одной из самых коррупционных кормушек времен независимости.
Депутаты дружно провалили голосование за законопроект, который дал бы старт продаже 1 200 предприятий, до сих пор защищенных статусом стратегических.
Сложно было не заметить, что среди всех 1 200 объектов споры велись лишь вокруг одного - ГП "Укрспирт". Против его продажи выступили депутаты из Оппозиционного блока, Блока Юлии Тимошенко, "Свободы" и даже "Самопомочі" и Блока Петра Порошенко.
Все они оперировали примерно одинаковыми аргументами. Первый - приватизация во время войны не даст нужной суммы в бюджет. Второй - сначала наведите порядок на 1 200 предприятиях, наладьте их прибыльную работу, а потом продавайте. Третий - "ганьба".
Каждый из этих аргументов не стоит ровным счетом ничего, если понимать, что речь идет об "Укрспирте" и аналогичных ему структурах. Поговаривают, это ГП годами было источником "левого" спирта для производства "паленой" водки. Говорят, что даже запуск производства биоэтанола делался лишь для того, чтобы продавать "налево" огромные объемы целиком питьевого спирта.
Государство с этого получало ноль поступлений в бюджет и массу головной боли.
В частности, одним из лидеров по производству "паленки" якобы был Житомирский ЛВЗ, контролируемый Государственным управлением делами (та самая ДУСя) при Администрации президента. Если это так, можно себе представить, насколько глубоко пустила корни коррупция в алкогольной отрасли. Навести в ней порядок невозможно априори.
Во времена Виктора Януковича на этих сумасшедших теневых потоках работали представители Юрия Иванющенко. После Майдана считалось, что на них "пересели" представители "Свободы".
Из стенограммы заседания Рады 15 января |
Сегодня "Укрспирт" еще не поделили, но это произойдет в ближайшем будущем. Поэтому 15 декабря в сессионном зале интересы всех групп влияния на удивление совпали.
Позиция "Оппозиционного блока" и "Свободы" понятна: они не будут участвовать в "распиле", поэтому априори против.
Хотя в комментарии "Экономической правде" Юрий Левченко заявил, что имел совершенно другие мотивы, чтобы блокировать упомянутый законопроект. Во-первых, по его мнению, нельзя продавать прибыльные госпредприятия, потому что бюджет потеряет, а не выиграет. Во-вторых, стратегические предприятия нельзя продавать вообще ради сохранения безопасности государства.
Большинство же вопреки собственному Коалиционному соглашению на словах поддерживает продажу монополиста, но на практике входящие в него политические силы нашли способ отложить продажу на неопределенный срок. Вот, скажем, позиция "правой руки" президента Игоря Кононенко.
Из стенограммы заседания Рады 15 января |
Голосование по "Укрспирту" в составе 1 199 других структур - один из технических маневров с целью не допустить ликвидации коррупционной кормушки. Всегда можно объяснить, что голосовали не за "Укрспирт".
Скрытая смена руководства
Происходящее вокруг "Укрспирта" слабо поддается анализу. Это подковерная возня, напоминающая попытку президента или правительства завести "своих" людей в отрасль и посадить их на все те же теневые потоки.
До недавних пор обязанности директора "Укрспирта" выполнял Виктор Панков. Однако по данным источников ЭП, сейчас и. о. директора - Роман Иванюк, креатура Блока Петра Порошенко. Иванюк баллотировался в Верховную Раду от БПП в Луцке, но не прошел.
В "Укрспирте" ЭП подтвердили информацию, что Иванюк - и. о руководителя, туманно уточнив, что смена руководителя произошла "недавно". Вот биография нового руководителя ГП. К слову, он уже работал в "Укрспирте".
Таким образом, скорее всего, "Укрспирт" уже почти подмяли под себя президент и его команда в лице Кононенко.
Петр Порошенко, кстати, так и не дал ход продаже предприятий, входящих в ДУС, в том числе печально известного Житомирского ЛВЗ. Из этого можно сделать предположение, что спиртовую отрасль президент считает своей вотчиной. Причем коррупмированная и непрозрачная структура отрасли его устраивает.
В этой связи также понятно, почему "правая рука" премьера Андрей Иванчук был едва ли не единственным, кроме министра экономики, кто в зале парламента высказался за продажу "Укрспирта".
Причина вряд ли в патриотических порывах депутата. Скорее, это способ донести до людей Порошенко тот факт, что некрасиво забирать ГП под себя, не поделившись с другими уважаемыми людьми.
Из стенограммы заседания Рады 15 января |
К слову, уже после голосования ЭП сообщили, что Иванчук якобы пытается стать следующим руководителем "Укрспирта". Верится в это с трудом. Скорее всего, это встречный выпад в сторону соратника Арсения Яценюка.
Пикантности в расклад добавляют разговоры о том, что еще в конце 2014 года в профильное министерство наметился поток "ходоков". Поговаривают, получение этой должности стоит 2 млн у. е.
Все эти слухи витают на фоне приключений отстраненного от своих обязанностей гендиректора "Укрспирта" Михаила Лабутина. Он был назначен при министре аграрной политики Игоре Швайке в июне 2014 года.
Лабутин погряз в проблемах с налоговой. Очевидно, это был технический инструмент для снятия представителя "свободовцев" (свободовцев ли?) с финансовых потоков ГП.
В декабре прошлого года ГФС по согласованию с Генеральной прокуратурой вынесли уведомление о подозрении его в растрате средств на сумму 172,5 млн грн и уклонении от уплаты налога на добавленную стоимость на 28,2 млн грн.
Спустя несколько дней он был похищен прямо из госпиталя бойцами батальйона "Айдар". Позже Лабутин нашелся и по Скайпу опроверг информацию о похищении.
"Айдар" заявил, что пытался защитить предприятие и его директора Лабутина "от произвола Генеральной прокуратуры и Государственной фискальной службы до выяснения всех обстоятельств".
Следы войны с Минфином и Налоговой на сайте "Укрспирта" |
Когда и кто будет заниматься выяснением этих обстоятельств, непонятно. Приведет ли к конкретным результатам деятельность правоохранительных органов - тот еще вопрос. В принципе, дело сделано. Государственное предприятие, в которое входят спиртзаводы, делят уже другие люди.
Возня вокруг Лабутина вполне может оказаться уловкой, чтобы отвлечь внимание общественности от реальных планов правительства в отношении монополиста.
Президент против премьера
В середине 2014 года Арсений Яценюк внес предложение о приватизации данного предприятия.
"Это было правильное решение, которое поддержали все аграрные ассоциации. Аналогичное предложение было внесено в коалиционное соглашение Блока Петра Порошенко", - напоминает член парламентского комитета по вопросам аграрной политики Леонид Козаченко, БПП.
По его словам, два последних десятилетия ничего другого, кроме вреда, это предприятие государству не приносило.
"По предварительным данным, ГП закончило 2014 год с убытками на несколько сотен миллионов гривен (к сведению Александра Вилкула с его тезисом об источнике доходов для государства. - ЭП). Почти половина поставленной на рынок продукции монополиста - контрафактная. Бюджет с нее ничего не получает. Получают некоторые матерые чиновники", - говорит Козаченко.
Из стенограммы заседания Рады 15 января |
О том, насколько это решение действительно правильное, заинтересованные стороны спорят уже не один год. Что касается участников рынка, продажу предприятия они действительно поддерживают.
"Этот процесс должен быть запущен уже сегодня и только в соответствии с принципом приоритетности отечественного производителя. Хотите помочь и спиртзаводам, и производителям алкоголя? Проведите приватизацию максимально быстро и передайте мощности в руки украинских компаний", - говорит директор Ассоциации "Виноградари и виноделы Украины" Сергей Михайлечко.
Если ждать еще три-четыре года, отмечает он, можно прийти к тому, что в Украину зайдут иностранные инвесторы, а отечественный производитель опять останется не у дел.
Продажу монополиста традиционно блокирует профильный аграрный министр.
С каждой сменой власти повторяется одна и таже ситуация: приходит новое руководство, просит не продавать активы "Укрспирта", обещает поставить во главе предприятия хорошего человека, который устранит коррупцию и сделает работу ГП честной и прозрачной.
Из последних примеров: рьяным противником приватизации был экс-министр аграрной политики Игорь Швайка. Он же неоднократно заявлял о планах провести аудит активов ГП. К сентябрю 2014 года планировалось его завершить. Этого не произошло.
"Один из вариантов ответа на вопрос, почему аудит "Укрспирта" до сих пор не завершен, потому что он и не начинался по-настоящему. Фактически была проведена проверка отделом КРУ Минагропрода по некоторым вопросам, относящимся к работе Михаила Лабутина", - сказал ЭП и. о. руководителя Вузловского ГП "Укрспирт" Сергей Пыртко.
Нынешний министр Алексей Павленко, который прошел в парламент по спискам "Самопомочі", судя по всему, решил не ломать традицию.
"Да, изначально нынешний министр был настроен на продажу монополиста. Однако сегодня его позиция заключается в том, что во время войны продавать такие объекты не имеет смысла", - говорит Пыртко.
Изменение позиции министра он объясняет тем фактом, что из-за военных действий в стране стоимость этих объектов низкая. Сейчас она составляет около 1 млрд долл. Если провести отраслевую реформу, повысить рентабельность этих предприятий, то их можно продать за большие деньги.
"Курицу, которая можеть нести золотые яйца, не нужно продавать по заниженной цене, которая во многих случаях, по опыту продаж госпредприятий, меньше годовой чистой прибыли. После окончания военных действий и реорганизации этих предприятий стоимость отрасли может увеличиться до 10 млрд долл.
Те, кто настаивают на продаже "Укрспирта", понимают это, и они же хотят купить его по дешевке", - говорит он. Тот же тезис, что у депутатов, которые блокировали приватизацию "Укрспирта".
Алексей Павленко. Фото 112.ua |
Тем не менее, голосов желающих купить спиртовые заводы на прозрачном конкурсе пока на слышно. Зато есть все признаки борьбы многочисленных групп влияния за теневые потоки алкоголя.
Вместо ожидаемого аудита и конкретных реформ вокруг "Укрспирта" сейчас происходит очередная мышиная возня. На уровне министерства создается рабочая группа по проверке деятельности предприятия и запуск "горячей линии" министерства для систематизации информации.
В Государственной фискальной службе, которая контролирует оборот нелегального алкоголя, по-прежнему говорят о разворовывании средств на предприятии.
"Я не хочу комментировать возможные решения правительства о приватизации, но считаю, что у предприятий спиртовой отрасли должен быть эффективный собственник. Сегодня государство управляет ими неэффективно. Если при прежней власти руководство "Укрспирта" украло около миллиарда, то за семь месяцев новой власти украдено около 200 млн грн.
Я разницы не вижу между Хартом (Александр Харт, экс-генеральный директор "Укрспирта", которого связывают с Юрием Иванющенко и Александром Януковичем. - ЭП) и Лабутиным. Частный же собственник сам у себя воровать не будет", - считает первый замглавы ГФС Владимир Хоменко, являющийся сторонником Арсения Яценюка.
К слову, в 2014 году именно против ГФС была направлена пиар-атака "Укрспирта". Небезынтересно, что тогда спиртовикам удалось привлечь на свою сторону батальон "Айдар" - наверняка не просто так.
Аналитика Минэкономики о состоянии дел в спиртовой отрасли |
Реформа, по словам Пыртко, заключается в следующем. Сегодня потенциал производства биотоплива раза в три превышает потенциал производства пищевого спирта. Объемы потребления спирта на внутреннем рынке ограничены: теоретически мы можем их увеличивать, но это не сулит увеличения спроса.
В свою очередь дальнейшая переориентации заводов на производство биоэтанола позволит снизить зависимость страны от поставок нефти.
"При нынешних ценах на топливо в течение трех-четырех лет мы можем переоснастить неработающие спиртзаводы и даже построить несколько современных биоэтанольных заводов, снизив потребление бензина из нефти до 20% ежегодно", - резюмировал Пыртко.
Впрочем, в прошлые годы не раз звучали тезисы о том, что производство биоэтанола может быть использовано как прикрытие для производства "левого" спирта.
Не мытьем, так катаньем
После 15 января приватизация "Укрспирта" заблокирована. Нелишне сказать, что накануне голосования у президента и Кабмина были еще два способа отложить продажу или какие-либо реформы "Укрспирта".
Первый был "зашит" в законопроекте №1567 о перечне объектов госсобственности, которые не подлежат приватизации. На первый взгляд, все логично: в виду будущей приватизации "Укрспирт" из вышеупомянутого перечня исключается.
Дьявол кроется в деталях, точнее, в дополнительных условиях. Как следует из документа, государственную монополию на производство этилового спирта предлагается отменить с 2020 года, то есть никогда.
"Регистрация законопроекта №1567 - это попытка оставить "Укрспирт" в управлении министерства еще на пять лет, а то и вовсе свести идею приватизации на нет. Точно так же поступали и предшественники. Они просили отсрочку на два, три, пять лет. Дайте только порулить", - говорит Козаченко.
Из стенограммы заседания парламента 15 января |
Также на три года на объектах, исключенных из списка предприятий, не подлежащих приватизации, в том числе на "Укрспирте", планируется ввести спецрежим. Суть его в том, чтоб в течение трех лет прекратить производства по делам о банкротстве этих предприятий, а также ввести мораторий на возбуждение производств по делам об их банкротстве.
В случае с ГП "Укрспирт" получается очень интересно. Проблема кроется в истории предприятия.
Государственный концерн "Укрспирт" был создан в 1996 году. Тогда объем производства спирта составлял 60,8 млн декалитров, реализации - 52,3 млн декалитров.
В 1997 году Россия исключила из режима свободной торговли украинский спирт, что привело к сокращению объемов его производства до 23,8 млн декалитров. В условиях излишнего производства и дефицита рынков сбыта финансовое самочувствие заводов еще раз ухудшилось. Так, в 2010 году кредиторская задолженность предприятий, входящих в концерн, составила 1,2 млрд грн.
В июле 2010 года на базе 36 государственных заводов было создано ГП "Укрспирт". С тех пор длится процесс передачи имущества предприятий и их реорганизация.
С юридической точки зрения процесс весьма проблематичный. В 2014 году реорганизация 29 предприятий даже не была начата из-за возбужденных в предыдущие годы дел об их банкротстве. Согласно оценкам Минагропрода, кредиторская задолженность предприятий превышает 900 млн грн, в том числе 134 млн грн перед казной, что в 7,7 раза больше стоимости самих активов - 118 млн грн.
БЮТ также принимает участие в торгах. Из стенограммы заседания парламента 15 января |
По мнению участников рынка, нормы, предусматривающие прекращение производства по делам о банкротстве предприятий спиртовой отрасли, а также введение моратория на возбуждение новых производств, не позволят провести приватизацию с максимальной выгодой для отрасли.
Сегодня эти спиртзаводы функционируют в соответствии с законом "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
"Отмена действия норм указанного закона запустит процесс, в результате которого большая часть предприятий исчезнет как субъекты. Прекращение производства по делам о банкротстве возвращает кредиторам все права и обязанности по взысканию долгов. Инвесторы попросту не успеют прийти на предприятие, поскольку оно уже будет "распилено" на части", - говорит Михайлечко.
В четверг 15 января Верховна Рада вернула документ правительству на доработку.
В неформальных разговорах причастные к процессу лица сходятся во мнении: подобные законопроекты - признаки того, что власть продолжит создавать видимость бурной деятельности вокруг отрасли, а в реальности займется "распилом" бюджетных средств в этой сфере.