Українська правда

Залишити в спокої не можна перевіряти

Скорочення кількості перевірок і санкцій супроводжувалося збільшенням "прибутковості" останніх. Якщо у січні-червні 2013 року обсяг штрафів щодо юросіб становив 1,2 млрд грн, то у 2014 році ця цифра виявилася на 96,2% більшою - 2,4 млрд грн. Можна лише уявити, скільки грошей пішло в кишені ревізорів, щоб не платити офіційні штрафи до бюджету. (Рос.)

Введение моратория на проверки бизнеса вполне вписалось в фискальную политику Кабмина: cначала сделать, потом переделать, а потом и вовсе нивелировать эффект от предложенного "пряника".

В июле, приняв секвестр госбюджета, Верховная рада запретила проверки предприятий всеми контролирующими органами до конца 2014 года.

Казалось бы, правительство пошло навстречу экономике, и мораторий позволит бизнесу хотя бы нескольких месяцев пожить спокойно, избавиться от усилившегося в 2014 году давления со стороны ревизоров.

Но... исключение из моратория составила Государственная фискальная служба, которая специализируется на "выбивании" денег через бесконечные проверки. Со времен прихода новой власти, судя по многочисленным отзывам представителей бизнеса, никуда не исчезли старые механизмы работы налоговиков и налоговой милиции. Более того, "таксы" по "решению вопросов" в некоторых случаях даже стали выше.

Нет в списке и другого главного раздражителя бизнеса и госкомпаний - органов прокуратуры. Они очень любят явиться на объект и пригрозить провести проверку на предемет соблюдения законодательства и законности имеющихся разрешений.

Что это значит, показывает статистика Федерации работодателей Украины.

Согласно исследованию ФРУ, основной причиной проведения 118 тыс проверок в первой половине 2014 года были обращения населения и предприятий. На втором месте - собственная инициатива контролеров.

И то, и другое - традиционное "поле силы" ГФС, хотя точно так же поступают и все другие проверяющие. Важно, что предприятия получают плановые и внеплановые проверки. А что стало поводом для визита контролеров из Налоговой, пожарной службы, санстанции или общества прав потребителей - крайне неважно.

На третьем месте по "возбуждаемости" проверок идут поручения правоохранительных органов, органов прокуратуры и других государственных ведомств. Это традиционное поле силовиков, которые очень часто действуют в тандеме с налоговиками.

За такими кадрами обычно следует "решение вопроса". Фото vkurse.ua

Пикантности новому "мораторию" добавляет и тот факт, что проверки возможны "с разрешения Кабинета министров" или по заявке предприятия. Последний пункт, понятное дело, следует понимать очень широко.

Например, некоторые контролеры уже пытаются работать по новым правилам. Так, на заседании правительственного комитета по вопросам социально-экономического развития и европейского сотрудничества (которое должно состояться сегодня, 29 сентября) планируется рассмотреть вопрос о предоставлении  Фонду госимущества Украины разрешения на проведение в сентябре-декабре 2014 года проверок на предмет того, как соблюдаются условия договоров купли-продажи объектов приватизации. Это следует из копии повестки дня заседания комитета, которой располагает ЭП.

По сути, широко разрекламированный Кабмином "запрет" не лишает контролеров возможности проводить ревизии. В этом смысле, "мораторий" Арсения Яценюка очень похож на предвыборный пиар-ход.

Нельзя не отметить и явный позитив, связанный с приходом новой власти. По информации Федерации работодателей Украины, в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество проверок уменьшилось на 9,2% - с 709 тыс до 643 тыс. Сократилась численность и плановых, и внеплановых ревизий.

Но вот что интересно.

Сокращение количества проверок и санкций сопровождалось увеличением "прибыльности" последних. Так, если в январе-июне 2013 года объем штрафов в отношении юрлиц составил 1,2 млрд грн, то в 2014 году эта цифра оказалась на 96,2% больше - 2,4 млрд грн. Можно лишь представить, сколько денег ушло в карманы ревизоров, чтобы не платить официальные штрафы в бюджет.

Отличились контролеры за первые шесть месяцев 2014 года и количеством привлеченных к административной ответственности. Если с января по июнь 2013 года ревизоры привлекли к этому виду ответственности почти 230 тыс компаний, то в 2014 году этот показатель увеличился почти в три раза до 561 тыс.

В первую тройку ведущих контролеров по количеству проверок вошли Госслужба чрезвычайных ситуаций, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба и Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба.

По критерию "наибольшее количество санкций, примененных к юрлицам", в тройку лидеров вошли Государственная экологическая инспекция, Государственная фискальная служба и Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей.

Тройка ревизоров, которые применили наибольшие штрафы к должностным лицам, выглядит так: Госслужба горного надзора и промышленной безопасности, Государственная экологическая инспекция и Госинспекция по вопросам труда.

Основні показники контрольної роботи департаменту податкового та митного аудиту ДФС, січень-серпень 2014 року

Область

Кількість перевірок, результати яких узгоджено

Сума донарахованих зобов'язань, яка підлягає погашенню, тис. грн

Всього

У т. ч. планових

у т. ч. поза-планових

Всього

У т .ч. за плановими перевірками

У т. ч. за поза-плановими перевірками

АР Крим*

199

21

178

16 307

3 303

13 004

Вінницька

494

107

387

40 228

15 349

24 879

Волинська

502

37

465

117 848

31 693

86 155

Дніпропетровська

1792

358

1434

232 442

111 393

121 049

Донецька

660

256

404

189 916

100 010

89 906

Житомирська

373

87

286

41 792

24 981

16 811

Закарпатська

344

59

285

18 611

10 729

7 882

Запорізька

609

125

484

62 418

40 385

22 033

Ів.-Франківська

473

42

431

39 057

16 692

22 365

Київська

665

96

569

186 217

71 099

115 118

Кіровоградська

374

62

312

32 795

9 853

22 942

Луганська**

502

36

466

44 589

7 994

36 595

Львівська

1 440

240

1 200

114 217

52 681

61 536

Миколаївська

564

62

502

63 848

23 404

40 444

Одеська

1 465

160

1 305

242 341

102 641

139 700

Полтавська

1 008

118

890

315 821

231 060

84 761

Рівненська

427

57

370

18 706

6 598

12 108

Сумська

450

88

362

51 715

36 259

15 456

Тернопільська

489

62

427

49 715

12 622

37 093

Харківська

1 569

314

1 255

1 919 493

1 380 911

538 582

Херсонська

619

114

505

128 724

36 128

92 596

Хмельницька

633

132

501

65 093

42 272

22 821

Черкаська

508

61

447

82 422

19 415

63 007

Чернівецька

376

52

324

44 384

23 244

21 140

Чернігівська

653

84

569

30 024

9 259

20 765

Київ

3 913

549

3 364

2 498 693

1 168 067

1 330 626

Севастополь*

89

10

79

12 854

4 321

8 533

Всього

21 784

3 589

18 195

7 215 190

3 848 070

3 367 120

* - січень-лютий 2014 року, ** - січень-червень 2014 року

Затишье перед бурей

Опрошенные ЭП бизнесмены и эксперты сходятся во мнении: кроме отдельных случаев, пока ревизоры ведут себя дисциплинированно. Правда, в регионах на первых порах они пользовались незнанием бизнеса о моратории.

По словам руководителя Секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, в августе, тогдашний министр экономического развития и торговли Павел Шеремета рассылал в подведомственные МЭРТ госорганы письма с разъяснениями, в каких случаях можно проводить проверки, а в каких - нет.

"Это косвенный признак того, что они таки проводились. Предприниматели также жаловались на Госсельхозинспекцию, Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля и некоторых других контролеров", - рассказал эксперт.

Например, инспекция государственного архитектурно-строительного контроля в Полтавской области решила проверить компанию "Феррошлях", начав ревизию за день до вступления в силу моратория. "Формальности были соблюдены, однако фактически проверка произошла во время действия запрета", - отметил эксперт.

Настораживает, что сразу же после принятия моратория правительство начало корректировать правила его действия.

Через неделю вступило в силу постановление №408 относительно ограничений на проведение проверок госинспекциями и другими контролирующими органами. Согласно ему, запрет распространяется на 61 ревизора, кроме ГФС и ГПУ.

Министр финансов Александр Шлапак и руководители ГФС: Игорь Билоус, Виталий Науменко и Владимир Хоменко

Относительно последней, то это не совсем сфера деятельности Кабмина. ГПУ подчиняется президенту и не руководствуется понятиями "плановая" или "внеплановая" проверка. У Генпрокуратуры для проверок - особый порядок.

Ревизии проводятся по письменным обращениям госорганов или органов местного самоуправления, депутатов всех уровней, физических и юридических лиц, а также по собственной инициативе прокурора.

При этом все проверки, кроме случаев уголовных правонарушений, проводятся только после рассмотрения компетентными органами исполнительной власти.

ГФС отвечает за наполнение бюджета, и увеличивать без того большие риски невыполнения плана по сбору фискальных платежей - не в интересах власти.

Кабмин также облегчил контролерам условия проведения ревизий, прописав там пункт, что разрешение не требуется, если проверка проводится по решению суда.

Натисніть для перегляду всього документа

Страх перед монстрами

По словам опрошенных ЭП представителей бизнеса, отдельные случаи нарушения моратория - не так страшны, как то, что планирует правительство в рамках так называемой оптимизации контролирующих органов.

"В процессе задуманной реорганизации возникнут монстры-контролеры, которые окажутся для бизнеса гораздо страшнее, чем обычные контролеры. Рисков того, что они начнут проверять с повышенным энтузиазмом, очень много", - отмечает глава комиссии УСПП по вопросам экономической политики Юлия Дроговоз.

Речь о том, что анонсированное правительством сокращение контролеров в стране согласно постановлению №442 будет происходить за счет слияния некоторых органов и образования новых.

Таким образом, появится четыре крупных органа, которые получат мегаполномочия. Они возьмут на себя функции контроля нескольких ликвидированных органов и получат новые в соответствующей сфере надзора.

Среди них - Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, Государственная служба по безопасности на транспорте, Государственная служба по лекарственным средствам и контролю над наркотиками, Государственная служба по вопросам труда.

Как говорится в выводах ФРУ, такой подход показывает, что целью реформы, скорее, является сокращение расходов на содержание штатной численности аппаратов контролирующих органов, а не уменьшение нагрузки по проверкам.

Однако и здесь возникает вопрос, ведь еще не известна сумма прогнозных расходов, необходимых для проведения ликвидационных мероприятий.

Президент Петр Порошенко и премьер Арсений Яценюк. Фото thekievtimes.ua