Чиновники скасували реформу "Укрзалізниці"
В історії тіньової приватизації "Укрзалізниці" рано ставити крапку. Реформування однієї з найбільших чиновницьких годівниць знову відкладається. (Рос.)
Похоже, в истории теневой приватизации "Укрзалізниці" рано ставить точку.
Реформирование одной из самых больших чиновничьих кормушек опять откладывается.
Вопрос превращения государственного холдинга "Укрзалізниця" в акционерное общество уже несколько раз выносился на рассмотрение Министерства инфраструктуры, но неизменно снимался.
По некоторым данным, причина странных телодвижений состоит в особой позиции, которую заняли новые руководители УЗ.
"Они утверждают, что реформа повлечет за собой слишком большие негативные последствия для социального сектора, поэтому для нее нужно выбрать более удачное время", - сообщил источник ЭП в Мининфраструктуры.
Под этим предлогом бюрократы устраивают многочисленные переносы, отсрочки и пересмотры. Проект первого этапа реформы "Укрзалізниці" был подан на рассмотрение Кабмина еще в апреле. В мае документ не рассматривался.
В начале июня правительственный комитет приступил к изучению, но по просьбе железнодорожников отложил решение. Формулировка была выбрана незатейливая: "чтобы провести совещание с консультантами". Само это совещание также трижды откладывалось.
Борис Остапюк, генеральний директор "Укрзалізниці". Фото trkrai.com |
Нельзя сказать, что чиновники выбрали неправильную тактику. Социальные аргументы действительно актуальны.
Корпоратизация "Укрзалізниці" должна была стать первым из трех этапов проведения реформы компании. Одно из важных последствий корпоратизации - сокращение расходов на управление. Должности чиновников, которые дублируют друг друга в шести отдельных железных дорогах, попадут под сокращение.
Вслед за ними на принудительную переквалификацию пойдут еще тысячи лишних работников. Это и есть тот самый "негативный социальный эффект".
Действительно ли эта причина настолько важна, что из-за нее следует тормозить реформу компании? "Укрзалізниця" и без корпоратизации сокращает тысячи работников в год, значит, увольнения происходят в любом случае. Правда, не в управленческом аппарате, а среди рядовых железнодорожников.
Для торможения реформы есть куда более веская причина.
"На самом деле, директора дорог нашли общий язык с новым руководством "Укрзалізниці" и сейчас с разных сторон саботируют принятие решения. Задача - оставить все как есть", - отметил источник ЭП в министерстве.
Перший заступник гендиректора "Укрзалізниці" Максим Бланк. Фото ЕП |
Сейчас УЗ - это шесть отдельных железных дорог, которые покрывают разные области Украины, а также около 50 обособленных предприятий. Их планировалось объединить в компанию с единым менеджментом, и за счет слияния взять все операции под единый контроль.
Железные дороги, ремонтные мастерские, вагонные компании, скоростная компания, информационно-вычислительный центр, проектный институт и другие "княжества" должны превратиться в 30 филиалов АО "Укрзалізниця".
В частности, как рассказывал в интервью ЭП первый замглавы "Укрзалізниці" Максим Бланк, эти предприятия будут переведены на обслуживание в Ощадбанк вместо того, чтобы обслуживаться в десятках разных учреждений.
Один из плюсов реформы - единый контроль над госзакупками и расходами. Сейчас решения, куда направлять деньги "Укрзалізниці", принимаются в шести разных точках, а на более низком уровне - в десятках мест.
"Удельные княжества" - это благоприятная почва для коррупции. Слияние в единую корпорацию - это прямая угроза их существованию.
Реформа должна была начаться еще два года назад. В феврале 2012 года депутаты приняли закон "Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования". Он предполагал, что за три месяца Кабмин примет решение о превращении УЗ в корпорацию.
Тем не менее, "семья" имела на "Укрзалізницю" свои виды. Последние два года, как и до этого, реформа намеренно тормозилась. Пресса писала, что "семья" планировала использовать механизмы теневой приватизации отрасли и выведения вагонного парка на сторонние структуры.
В частности, имевшая отношение к Александру Януковичу компания "Премьер лизинг" занялась поставкой для УЗ электровозов по завышенной стоимости. Благодаря административному ресурсу, конкурентов у нее не было.
Олександр Янукович і Рінат Ахметов мали плани щодо залізничних активів. Фото dn.vgorode.ua |
"Семье" реформа явно не была выгодна. Запустить корпоратизацию не смог даже бывший глава УЗ Владимир Козак, занявший пост министра инфраструктуры.
Казалось, после Майдана процесс сдвинулся с мертвой точки. Новый менеджмент компании и Мининфраструктуры создали "Дорожную карту реформирования железнодорожного транспорта на 2014-2015 годы" и даже подали в Кабмин некий проект решения о корпоратизации. Однако потом началось непонятное.
По словам источника ЭП, сейчас в действиях чиновников просматривается расчет дотянуть до парламентских выборов и смены состава Кабинета министров. "Тогда по процедуре проект реформы придется отозвать, а дальше - вопрос техники, как затянуть повторные согласования", - объяснил он.
Удивительно, но в разгар подготовки к корпоратизации руководство "Укрзалізниці" сократило штат главного управления реформы. Еще одна интересная тенденция - отсутствие прогресса в борьбе с коррупцией. После нескольких резких кадровых перестановок в апреле-мае 2014 года запал новых руководителей иссяк.
Например, недавно "Наші гроші" расследовали деятельность главы Юго-западной ЖД Алексея Кривопишина. За много лет близкие к его семье структуры через тендеры заработали на "Укрзалізниці" 758 млн грн.
Тем не менее, никакие кадровые решения не приняты. Это признак хороших отношений Кривопишина с новым руководством УЗ и Минтранса. Видимо, новые управленцы не слишком долго сопротивлялись искушениям "снизу".
Джерело: сайт Південно-західної залізниці |
Кто больше всего выиграет от блокирования реформы, пока непонятно. "Семья" уже в прошлом, мощные лоббисты из среды "регионалов" также лишились сил.
Зато чиновники "Укрзалізниці" остаются на своих местах, а к власти приходят люди эпохи Леонида Кучмы и Виктора Ющенко. В ближайшее время общество может стать свидетелем перераспределения потоков в пользу неких групп влияния. Этим группам очень на руку нынешнее положение вещей.
758 млн грн из расследования касательно Кривопишина - лишь один из примеров, в каком масштабе вымываются деньги из УЗ. Контроль над сотнями миллионов - крайне веский стимул блокирования любых изменения. Вряд ли есть чиновники, с которыми нельзя договориться, имея такой финансовый рычаг.
Безусловно, нет никаких гарантий, что воровство прекратится, когда "Укрзалізниця" станет корпорацией. Однако есть одно существенное различие. Сейчас решения о закупках принимают десятки структур, а после объединения будет принимать всего одна. Контролировать одну структуру гораздо легче.
"Да, есть противники создания АО и разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. Однако дальнейшее сдерживания реформы может негативно сказаться на работе отрасли", - считает председатель Центра экономического и политического анализа, эксперт в области транспорта Александр Кава.
ЭП направила развернутые вопросы в адрес "Укрзалізниці". Полученные ответы никак не опровергли подозрения в том, что чиновники саботируют реформы. Мининфраструктуры и Кабмин свои комментарии не предоставили.
Комментарий "Укрзалізниці"
На ваш запрос о состоянии реализации программы реформирования железнодорожного транспорта в пределах компетенции сообщаем следующее.
Государственная целевая программа реформирования железнодорожного транспорта на 2010-2019 годы утверждена постановлением Кабинета министров Украины от 16 декабря 2009 года №1390.
Основной целью программы является создание новой организационно-правовой и экономической модели управления железнодорожным транспортом, развитие конкурентной среды на рынке железнодорожных услуг и повышения эффективности его функционирования.
В рамках выполнения первого этапа программы осуществлены мероприятия в части совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для реформирования отрасли.
Так, принят закон "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования" от 23 февраля 2012 года № 4442-VI.
Также принят закон "О внесении изменений в закон "О железнодорожном транспорте" от 23 февраля 2012 года № 4443-VI, который вступит в силу со дня регистрации акционерного общества железнодорожного транспорта.
Міністр інфраструктури Максим Бурбак. Фото УП |
Во исполнение закона и согласно задачам программы, Министерством инфраструктуры совместно с "Укрзалізницею" был разработан проект постановления Кабинета министров "Об образовании публичного акционерного общества "Украинская железная дорога", который был согласован всеми заинтересованными государственными органами и 5 февраля 2013 года направлен в Кабмин для рассмотрения и принятия в установленном порядке.
Однако согласно регламенту Кабинета министров 1 марта 2014 года данный проект постановления был возвращен в связи с приобретением полномочий вновь сформированным Кабинетом министров.
В связи со сменой руководства министерств "Укрзалізниця" провела работу по повторному согласованию документа и предоставила его на рассмотрение в Кабинет министров Украины.
Принятие постановления позволит сделать второй шаг (после принятия закона) на пути создания вертикально-интегрированной структуры, способной эффективно функционировать в условиях обострения международной технологической конкуренции и продолжить реформирование железнодорожного транспорта.