Українська правда

"Про розкуркулювання населення та недопущення економічного зростання"

Приходячи до влади, Яценюк називав себе "камікадзе", і обіцяв непопулярні заходи. Тому зараз будь-яку дурість, яку народжує новий уряд, він назве непопулярним заходом. У відповідь на саму конструктивну критику на свою адресу команда Яценюка заявить - страждаємо за непопулярні заходи. ЕП вирішила розібратися, що може вирости на грунті, яку приготував пан Яценюк.

Сбросив "семью", у власти в Украине закрепились олигархи. Они не намерены бороться с финансовым кризисом за свой счет. За все заплатит средний класс.

Правительство Арсения Яценюка уверенно работает на то, чтобы увеличить налоговое давление на население, малый и средний бизнес. Это как раз то, за что критиковали Виктора Януковича в первые годы его правления. Правда, потом "папа" привел к власти "семью", и получился другой перекос – в сторону его личного благосостояния, а не благосостояния олигархов.

Однако теперь ситуация исправляется. Руками команды Яценюка.

Новое правительство со старта забыло, что избавиться от Януковича помогли именно население и малый бизнес. В ответ они ждали снижения налогового давления и устранения коррупции хотя бы на треть. Тогда экономика Украины, словно во времена НЭПа, ожила бы за считанные месяцы.

Но получилось иначе. Пока люди гибли на баррикадах, расстреливаемые неизвестными снайперами, олигархи вкладывались в финансирование "тройки": Яценюка, Кличко и Тягныбока. Расчет был правильным – у Майдана не было своих лидеров, поэтому он поневоле попал в руки профессиональных политиков.

Теперь история заходит еще дальше. Люди, имевшие к Майдану слабое отношение - Порошенко, Тимошенко и прочие – предлагают Майдану выбрать из их числа нового президента. Это фарс, потому что хороший выбор сделать невозможно. Все эти люди представляют собой старую коррупционную номенклатуру, которая настроена "пилить бабло" в тесных объятиях олигархов. А еще не очень понятны их взаимоотношения с Россией и прошлой властью.

Одинаково "хорошие" кандидаты в президенты - Юлия Тимошенко и Петр Порошенко. Фото ipress.ua

Так называемая политическая "элита" представляет собой корку, плотно засохшую на поверхности украинского общества. Это не сливки, это нечто другое, что тоже стремится всплыть. И сейчас эта субстанция пытается забетонировать свою власть.

Новая власть уничтожает тех немногих людей вроде Сашка Билого, которые способны задать вопрос: "Чем вы занимаетесь?" Билый не был безгрешным и не был типичным представителем протестующих. Но он имел достаточный вес в голосе, чтобы выдвигать требования от имени Майдана.

Точно так же, за ненадобностью уничтожается "Правый сектор". Возможно, его участники тоже подумали, что у них есть право голоса в нынешних раскладах. Теперь им дали понять – "свободны". Следующей на очереди наверняка окажется Самооборона. "Зачистка" второго Майдана проходит по плану.

В перспективе нескольких лет, все идет к тому, что состоится третий по счету Майдан, и он окажется кровавым и неумолимым, напоминая Октябрьскую революцию 1917 года. Все те "элиты", которые заняты работой на себя и олигархов, будут буквально уничтожены. Если вовремя не сумеют вылететь за пределы страны.

Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягныбок. Фото dt.ua

Но это случится через несколько лет, если кому-то не захочется искусственно ускорить процессы. А пока что к власти пришел триумвират "Батькивщины", "Удара" и "Свободы". За их спинами маячат олигархи.

Пришедшие к власти депутаты продолжают работать на крупный бизнес, создавая предпосылки для третьего Майдана. А параллельно, с радостью используют те схемы, которые расцвели во времена "семьи".

Но остается пустой бюджет. Его нужно наполнять. Поэтому появились совершенно дикие нормы, которые призваны собрать деньги в казну немедленно.

Тут важно понять тонкий момент. Приходя к власти, Яценюк называл себя "камикадзе", и обещал непопулярные меры. Поэтому сейчас любую глупость, которую рождает новое правительство, он назовет непопулярной мерой. В ответ на самую конструктивную критику в свой адрес команда Яценюка заявит – страдаем за непопулярные меры.

Правительство явно спутало меры, способные дать миллиарды в бюджет, с обыскиванием карманов населения.

Это классические казуистика, иезуитство и лицемерие. С тем же успехом, можно убивать детей, чтобы уменьшить расход хлеба по стране, но называть убийство "непопулярной мерой для преодоления продовольственного кризиса".

Свой законопроект правительство назвало "О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине". "Экономическая правда" решила разобраться, что может вырасти на почве, которую приготовил господин Яценюк.

То, что увидели мы, полностью противоречит пафосному названию закона. Куда больше ему подходит название "О раскулачивании населения, поощрении коррупции и недопущении экономического роста".

Шесть недостатков принятого закона

Принятый Верховной Радой 28 марта, подписанный и опубликованный 31 марта закон может привести к той самой финансовой катастрофе, которую якобы собирались предотвратить его авторы.

На самом деле, документ не предлагает бороться с финансовой катастрофой. Он предполагает создание красивой картинки для МВФ – якобы сбалансирования бюджета на 70-80 млрд грн за счет увеличения финансовой нагрузки на экономику и сокращения расходов.

Очень показательно, что финансовая нагрузка увеличивается, прежде всего, для "пересічних українців". На них же решено сэкономить по расходным статьям.

А вот олигархи в чудном мероприятии оздоровления украинской экономики никак не участвуют.

Предлагаем хит-парад основных скользких моментов, которые прописаны в законе.

Первый недостаток. Власть не предлагает зачислить в бюджет доходы, которые лежат на поверхности.

Речь идет о схемах уклонения от уплаты налогов, которые работали на "семью" внутри Украины, а также об офшорных схемах, которыми пользуется преимущественно крупный бизнес.

О масштабах бюджетного воровства, основанного на применении схем уклонения от налогообложения, сегодня любят поговорить многие. Причем, суммы называются разные, но неизменно в сотнях миллиардов гривен в год.

Если новая власть пришла с намерением разрушить эти схемы, то она должна была автоматически увеличивать доходную часть бюджета минимум на десятки миллиардов гривен. Ликвидация внутренних и оффшорных схем позволила бы даже не рассматривать вопросы о замораживании или снижении социальных выплат.

Однако этого не произошло. Что наталкивает на вполне определенные подозрения о том, что Яценюк и его команда работают на олигархов. В прямом смысле этого слова – изначально блокируя те новации, которые невыгодны крупному бизнесу.

Виктор Янукович,Ринат Ахметов, Александр Янукович и Петр Порошенко. Фото argumentua.com

То же самое касается и оффшоров. "Семья" начала бороться с ними, приняв закон "О трансфертном ценообразовании". Наверняка, этот закон принимался не только ради честного наполнения бюджета, но и ради собственной выгоды. С другой стороны, это лишь вопрос администрирования – у новой власти есть все шансы развернуть механизм исключительно в пользу бюджета.

Вместо этого, правительство Яценюка собирается вообще отказаться от борьбы с оффшорными схемами, договорившись с олигархами. В частности, для этого срок вступления в силу "трансферного" закона планируют отложить на год. Якобы, налоговики не готовы администрировать новый механизм.

Второй недостаток. Власть приняла явно коррупционные нормы.

Коррупционные нормы явно просматриваются, как минимум, в изменениях по взиманию платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых. Это можно назвать "олигархическим" налогом, потому что основные украинские финансово-промышленные группы создали свое состояние на сырье.

Повышение ставок оказалось очень странным. В отдельных случаях они выросли (все еще оставшись ниже среднемирового уровня), а вот ставка для добываемой нефти или марганцевой руды не была поднята ни на копейку.

Это говорит только об одном: олигархи не заплатят намного больше налогов. Но если Ринат Ахметов, добывающий руду, кое-что добавит в бюджет, то Игорь Коломойский, добывающий нефть и марганцевую руду, не доплатит ничего. А значит, у новой власти есть более любимые олигархи.

А еще рента снижена по очень многим видам полезных ископаемых. Сделано это очень простол. Огромную детальную таблицу с тарифами правительство отменило, и вместо нее поставило очень общую, и с некой средней ставкой.

Игорь Коломойский назначен любимой женой нового Кабмина. Фото bigmir.net

Третий недостаток. Власть ставит под удар банковскую систему.

В условиях жесткого банковского кризиса в Украине, вводить налогообложение процентов по депозитам было вообще неправильно. А уж так, как это было сделано, и подавно.

Авторы нововведения умудрились создать максимально запутанную систему взимания налога с дохода по депозитам. Они вернули прогрессивную шкалу налогообложения, чтобы представить новацию как "налог на богатых". На самом деле, эти разговоры не стоят ломаного гроша. При сегодняшнем уровне процентных ставок, под налогообложение будут попадать даже вклады в 75 тыс грн. А это менее 7 тысяч долларов – типичный уровень сбережений семьи среднего класса, которая получает перечисления от родственника-"заробитчанина".

Краха банковской системы не произойдет. Но обложение налогами скудных сбережений лишь усилит всеобщее недоверие к финансовым учреждениям. "Богатые" постараются разбить свои сбережения на более мелкие суммы, чтобы уменьшить ставку подоходного с 30% до 15%. А более бедные предпочтут забрать деньги вообще, или станут требовать повышенных процентов.

Если сейчас банки предлагают 24% годовых в нестабильной и вечно девальвирующей гривне, то теперь им придется платить 27-28% годовых. Почем будут кредиты при таких депозитах? Какого экономического роста ожидает господин Яценюк? Двойка по экономике.

Есть еще один момент. Сегодня люди выносят вклады из-за недоверия к банковской системе. Завтра они заберут деньги с депозитов из-за того, что налоговики получат доступ к банковской тайне.

Митинг обманутых вкладчиков под Нацбанком

Что думает о налогообложении дохода с депозитов Министерство финансов, читайте ниже.

Четвертый недостаток. Власть провоцирует застой в экономике и нищету среди населения.

В Украине уже растут цены. Девальвация дала первый толчок к тому, чтобы подорожало практически все. Классический передаточный механизм – цены на топливо, которое в Украину всегда импортируется. Подорожал бензин и ДТ – выросли цены на транспортировку – тут же подорожали молоко и хлеб.

Второй толчок к инфляции дало повышение ставок акцизов на дизтопливо. Цепочка перехода в инфляцию – та же самая, что в случае с девальвацией.

В принципе, инфляция – это неплохо. В условиях экономического застоя, она дает стимул к возрождению производства. Но вот незадача – возрождать его не на что.

И без того слишком дорогие кредиты станут еще дороже (из-за налога на доходы по депозитам, смотрите выше). А значит, экономический рост сможет опираться только на собственные деньги бизнеса.

Но эти деньги, во-первых, подточены девальвацией. А во-вторых, сейчас малый и средний бизнес пребывает в шоке от политики нового правительства. Мало того, что вместо ожидаемого снижения налогов произошло повышение. Так еще и активизировались налоговые проверки уже работающих предприятий, а о борьбе с коррупцией в налоговых органах никто даже не думает.

Более того, само правительство сделало решительный шаг к поощрению мздоимства. Кабмин убрал надбавку за старательную работу, которая составляла огромную часть дохода работников Миндоходов. Теперь налоговый инспектор, который не имеет выслуги лет, будет получать 1100 грн в месяц, а директор департамента - 4000 грн. И эти люди будут проверять предприятия с миллионными оборотами. Чем они будут заниматься, понятно без слов – даже на 4000 грн в Киеве невозможно прожить. А уж учитывая возможности налоговиков, перспектива однозначная – они будут требовать взятки с проверяемых предприятий.

О каком экономическом росте можно говорить в подобных условиях?

Самопиар Яценюка в Фейсбуке

В минусе окажется не только честный бизнес. Инфляция приведет к уменьшению реальных доходов населения. На 100 грн можно купить все меньше и меньше.

Правительство Яценюка приготовило достойный ответ населению. Урезано огромное количество социальных выплат – например, помощь на содержание детей до трех лет. Власть посягнула даже на святую святых – выплаты по рождению ребенка. Они лицемерно зафиксированы в пределах старого курса гривны.

Сокращение таких расходов серьезно ударит по благосостоянию семей с низким доходом, но не даст существенной экономии для бюджета. Это и есть "непопулярные меры" Яценюка.

Пятый недостаток. Власть приняла странное решение по налогообложению зерновых.

Поставки зерновых и технических культур освобождены от начисления НДС до 1 октября 2014 года – то есть до нового урожая. Это означает, что зернотрейдерам НДС до этого момента возмещаться не будет.

Представители зернотрейдеров считают, что это несправедливо. Однако следует помнить, что сельхозпроизводители находятся на специальном режиме обложения НДС, и не платят его в бюджет. Поэтому при обложении зерновых в общем режиме и наличии нулевой ставки при экспорте, государству пришлось бы возмещать трейдерам (именно им, а не производителям) НДС, который в бюджет не поступал.

Но еще более странной будет ситуация с 1 октября 2014 года. Тогда вступит в силу приостановленная норма, и одно и то же зерно (в зависимости от того, кто его продает на экспорт – первый покупатель или второй) будет облагаться в разных режимах. То есть, с возмещением НДС и без него. Это прекрасная среда для развития коррупции. Тем более, что ресурс на возмещение НДС по зерну в бюджет вообще не закладывался.

Фото lb.ua

Когда-то подобная схема создавалась для финансирования президентской выборной кампании для Януковича. Ее гениальность состояла в том, что воровать деньги предлагалось не с расходов, а с доходов бюджета.

В случае приобретения трейдером зерна у непосредственного производителя, при экспорте зерно облагалось бы по нулевой ставке, и могло заявляться к возмещению НДС. А в случае покупки у посредника, операция по экспорту была бы освобождена от налогообложения, и никакого возмещения не предполагала.

В обоих случаях, зерно было бы одно и то же. Но его себестоимость получалась бы разная, и давала простор для возможностей.

Во-первых, появился бы коррумпированный рынок подтверждения так называемой "первой закупки" - то есть закупки у производителя. Тот, кто выдавал бы соответствующий подтверждающий документ, мог заработать очень много.

Во-вторых, в бюджет не закладывались 12-13 млрд грн, необходимых для возмещения при экспорте зерна. То есть возмещать НДС изначально планировали не всем. Затем некая часть – например, половина или даже 70% возмещения – трейдеры перечисляли бы на некий счет, с которого уже велось финансирование кампании Януковича.

Если оставить эту гениальную идею сегодня, ею сможет воспользоваться кто-то другой. Либо же возмещение ввиду недостатка средств будет избирательным, что само по себе подразумевает коррупцию.

Так Кабмин оправдывает "непопулярные меры"

Шестой недостаток. Власть приняла решение препятствовать развитию рынка связи в Украине.

Повышение в два раза сбора за пользование радиочастотным ресурсом приведет к повышению стоимости мобильной связи для простых украинцев. В Киеве и крупных городах население уже давно нашло способ обойти сверхвысокие тарифы, и все больше переходит на звонки и смс через интернет. Телефон служит лишь базой контактов и средством доступа к интернету.

После очередного повышения расценок, можно ждать усиления этой тенденции. Она чревата сворачиванием развития новых видов связи в Украине, потому что упадут доходы мобильных операторов. А ведь мы и так пользуемся архаичным видом связи второго поколения, которого в Европе уже практически не осталось. При этом, размер сбора в Украине теперь будет самым высоким в Европе.

Что думает о повышении сборов Министерство финансов, читайте ниже.

***

Принятый закон буквально кишит противоречивыми нормами. Например, сокращение максимального размера чиновничьей пенсии с 80% до 70% от средней зарплаты – это фикция реформы. У чиновников остается своя, особая система пенсионного обеспечения. Пенсии чиновников, особенно высшего звена, останутся неспоставимо выше пенсий обычных граждан. Тогда как по Конституции Украины, все ее граждане должны быть равны.

Аналогично, для прокуроров и пенсионеров от прокуратуры сохраняются льготы по первоочередному получению жилья и скидке за коммунальные услуги. Чем данные люди лучше работников СОБЕСа или врачей неотложки? Это при том, что во времена Януковича органы прокуратуры стали едва ли не ядром коррупции и давления на бизнес в Украине.

Главное, совершенно невозможно понять, какая именно глубокая мысль лежит в основе принятого закона. Он напоминает собрание вырванных отовсюду норм, конечный эффект ведет лишь к одному – формальному выполнению требований МВФ.

Документ для скачивания. Таблица правок к законопроекту  Нажмите, чтобы сохранить.

Деньги МВФ нужны для того, чтобы сдержать гривну от девальвации. Правительство Яценюка стремится эти средства получить любой ценой. Как видим, эту цену заплатит население, малый и средний бизнес, но олигархам счет выставляться не будет.

Тем временем, гривна успешно девальвировала до отметки 11,5 за доллар. Получается, уже сейчас Нацбанк не выполняет ту задачу, ради которой он просит денег у Международного валютного фонда. К чему такое лицемерие, господин Яценюк?

"Лига" изобразила, как население поучаствует в "оживлении" экономики

КОММЕНТАРИЙ

Министерство финансов, пресс-служба (ответы получены 20 марта, еще до голосования за описываемый закон и введения поголовного обложения доходов с депозитов)

- Почему правительство решило вводить налогообложение депозитов населения? Учитывает ли Кабмин потенциальный урон банковской системе (отток вкладов, рост процентных ставок) и экономике (уменьшения количества денег у банков, удорожание кредитов, возможное банкротство банков, резкий рост объемов рефинансирования, инфляция, скупка валюты населением), которые последуют за этим решением? Кто является инициатором этого предложения?

- По вопросу введения налогообложения депозитов населения следует подчеркнуть, что правительство вводит не налогообложение депозитов, а только доходов от них.

Причем, в контексте реализации принципа социальной справедливости, в соответствии с подпунктом 4.1.6 пункта 4.1 статьи 4 Налогового кодекса Украины, который заключается в установлении налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков.

Так, в частности, предлагается ввести обложение налогом на доходы физических лиц только 1,5% владельцев крупнейших вкладов, размер которых превышает 100 тыс грн, На которые приходится 70% всех банковских сбережений, то есть для богатой части населения.

Налогообложения вкладов до 100 тыс грн, которые являются самой массовой категорией (98,5%), не предвидится. Так, если общая сумма вкладов не превышает 100 тыс грн в одном финансовом учреждении на конец отчетного налогового месяца, то налогообложение процентов, начисленных вкладчику в этом учреждении, не предвидится.

Министр финансов Александр Шлапак - один из инициаторов описываемого закона. Фото unian.net

В пользу введения налогообложения процентных доходов, полученных резидентами , свидетельствует международный опыт. Например, в Литве и Японии - по ставке 15% , в ​​Польше - по ставке 19% , в ​​Германии - по ставке 25%, в ​​Швейцарии - по ставке 35%, в ​​Нидерландах - от 37% до 52%.

Поэтому мы не можем продолжать практику, когда заработные платы в области образования, здравоохранения, культуры и сельского хозяйства облагаются налогом на общих основаниях, а доходы, которые получают богатые вкладчики, освобождены от налогообложения.

Так, в частности, из средней заработной платы в области образования, за январь 2014 по данным Госстата Украины составляет 2476 гривен, взимается налог в размере 358 гривен, в области здравоохранения - 327 грн с 2270 грн, в сфере культуры 469 грн с 3200 грн, в сельском хозяйстве - 305 грн с 2100 гривен. В это же время, владельцы крупных вкладов ничего не платят в бюджет.

Поэтому правительство будет настаивать на том, чтобы процентные доходы на такие вклады облагались налогом.

- Радиочастотный ресурс в Украине является и без того одним из самых дорогих в Европе. Зачем делать его еще дороже?

- Низкий уровень конкуренции в отрасли мобильной связи в сочетании с высоким спросом на соответствующие услуги дает возможность обеспечить высокую рентабельность деятельности в сфере предоставления услуг мобильной связи, которая колеблется в рамках от 25% до 45%.

Такие финансовые показатели позволяют мобильным операторам оставаться высокорентабельной отраслью даже после повышения размера сбора в два раза, не повышая стоимость услуги (размер тарифов) для потребителей.

"Непопулярные меры" оправдываются требованием МВФ. Фото aim.org