Степан Геннадійович Стельмах: як НБУ знімає з себе відповідальність за девальвацію
Мы словно смотрим старое забытое кино. Нацбанк продолжает борьбу с валютными "спекулянтами". Непубличной порке в очередной раз подверглись несколько мелких финучреждений.
Совершенно очевидно, что основной виновник падения курса гривны - сам же "рагулятор", который проводит широкомасштабную эмиссию через рефинансирование своих подопечных. Миллиарды гривен, которые должны по идее идти на выплаты по депозитам, просачиваются на валютный рынок, толкая курс доллара к новым историческим рекордам.
Но виновными опять назначают неких спекулянтов. Конечно, дело не обошлось без них. Но только ли в них дело?
"Охота на ведьм"
В прошлую пятницу 28 марта глава НБУ Степан Кубив сообщил, что уволил одного из председателей правления коммерческого банка за валютные спекуляции. Формально он имеет такое право. Еще несколько банков получили письменные предупреждения, что их руководство может постигнуть та же участь.
Имена злостных "спекулянтов" в Нацбанке не озвучили. Как рассказал ЭП источник на банковском рынке, за девальвацию гривны был наказан председатель правления 132-го по размеру активов "Грин Банка" Николай Гужвий.
В Грин Банке информацию подтвердили. "Да есть, к сожалению, такой факт" - говорит один из сотрудников отдела рекламы.
Этот мелкий киевский банк, ранее назывался "Олимпийская Украина" (одно время среди акционеров банка числился Национальный олимпийский комитет Украины). До последнего времени "Грин Банк" находился под контролем совладельца киевского гольф-клуба GolfStream Льва Гольдберга. Его также связывают с небольшим по размерам "Артем-Банком".
В середине 2013 года клиенты "Грин Банка" были переведены в "Артем-Банк", а сам "Грин" как чистая лицензия был продан новым инвесторам "из донецкого региона", которые предпочитают не афишировать свои имена. Формально 100% акций финучреждения принадлежит некоему Николаю Киселеву. Он, скорее всего, номинальный владелец.
После смены собственников в августе прошлого года правление "Грин Банка" возглавил Николай Гужвий. Интересно, что до этого с февраля по март 2013 года Гужвий был председателем правления проблемного банка "Даниэль", который связывают с регионалом Юрием Иванющенко.
Кроме того, Гужвий с 2001 по 2007 год трудился на руководящих должностях в ПриватБанке, и многим запомнился в связи с небольшим инцидентом. В 2004 году в одном из отделений "Привата" в Днепропетровской области, где Гужвий работал управляющим, милиция устроила маски-шоу и арестовала банкира. Прокуратура подозревала его в превышении служебных полномочий при реализации имущества заемщиков банка.
Почему банкир попал "под раздачу" на этот раз, точно не известно. Трудно представить, чтобы "Грин Банк" с активами всего 566 млн гривен мог проводить слишком масштабные валютные спекуляции или "раскачивать" курс на межбанке. Хотя очевидно, что "Грин" занимается достаточно специфическими операциями. Треть всех его активов – это денежные средства, а доля депозитов населения в пассивах всего 0,6%. Это больше напоминает "портрет" типичного "обнальщика" средней руки, чем крупного воротилы валютного рынка.
"Письма счастья" от Нацбанка получили еще несколько небольших финучреждений. Чиновники им также пригрозили "экономическими санкциями". В их числе крошечный банк "Украинский капитал" с активами 481 млн гривен (принадлежит председателю правления банка Владимиру Гаврилюку). К слову, "УК" также известен в узких кругах как довольно "специфическое" учреждение.
Получил предупреждение и банк "Союз" с активами 4,6 млрд гривен. Примечательно, что он контролируется бывшим вице-президентом "Родовид Банка" Сергеем Дядечко. В 2012 году на него было совершено покушение. Сам банкир подозревает в организации нападения экс-нардепа Александра Шепелева, который также "курировал" "Родовид", а сейчас явно надеется выйти на свободу.
В "Украинском капитали" и "Союзе" получение предупреждения отрицают.
"Абсолютная неправда. Да, нас как и всех остальных, кого проверяют, оштрафовали на 5 тыс гривен. Но это стабильная ситуация на протяжении 15 лет. У нас была плановая проверка, которая раз в три года проводится Нацбанком. И ни одной не было, чтобы хоть что-то не нашли", - говорит Владимир Гаврилюк из банка "Украинский Капитал".
"Претензий к работе председателя правления банка "Союз" Виталия Валового со стороны Национального банка Украины не было. Претензий о нарушении валютного законодательства так же не было", - утверждают в банке "Союз".
Но, по сведениям наших источников, предупреждение таки имело место.
Кубив использует методы Стельмаха
По большому счету Нацбанк имеет право уволить или отстранить от должности любого председателя банка. Поводом для этого может стать что угодно. Например, "небезупречная деловая репутация" или "несоответствие занимаемой должности". С такой формулировкой в свое время Стельмах уволил одного из председателей "Ощадбанка".
Не понятно другое. Почему именно эти банки попали "на карандаш" НБУ? Вряд ли они могли самостоятельно "раскачать" курс до 11,50 гривен за доллар. Обычно это удается делать банкам покрупнее - минимум из первой десятки-двадцатки. Так, например, некоторые казначеи утверждают, что основными игроками на межбанке, которые раскачивали курс, были государственные банки ("Ощадный", "Укрэксим" и Укргазбан), некоторые указывают на российские госбанки. Чаще всего при этом упоминается "Сбербанк России".
Впрочем, в самих российских госбанках обвинения в свой адрес всячески отрицают. А вот украинские госбанки никто и никогда не наказывает. Более того, зампредом НБУ остался Борис Приходько – бывший казначей Ощадбанка и, по некоторым сведениям, один из представителей "семьи" Виктора Януковича в Нацбанке. Почему Кубив принял такое кадровое решение, остается загадкой.
В центре - Борис Приходько. Фото ukrgasbank.com |
Глава НБУ в целом ведет довольно специфическую политику. В понедельник 31 марта котировки межбанка уже находились на уровне 11,5 гривен за доллар. Это тот же самый уровень, по поводу которого Кубив начал репрессии среди мелких банков, обвиняя их в том, что спекулятивные операции остаются "одной из причин дальнейшего дрейфа гривны в сторону девальвации".
Но санкции уже применены. Почему же курс продолжает расти и дальше? Или все-таки дело не ограничивается только мелкими спекулянтами? Может, действительно следует внимательнее рассмотреть, чем занимаются госбанки? Пока что ответа на эти вопросы нет. Тема девальвации – традиционное табу для НБУ.
Вместо того, чтобы наводить порядок на рынке, Нацбанк продолжает упорствовать в охоте на ведьм. "Рагулятор" хочет через изменения в законодательстве получить право лишать банки лицензий за валютные спекуляции.
"Вчера провел переговоры в комитетах и фракциях о том, будут ли поддержаны изменения к закону "О банках и банковской деятельности", чтобы Нацбанк имел право забирать лицензии после нарушений в виде спекуляций на рынке. Я получил полную поддержку", — рассказал Кубив в прошлую пятницу.
Для чего понадобилась подобная опция и без того "всесильному" Нацбанку, не совсем понятно. Он и сейчас имеет практически неограниченные возможности по экзекуции любого банка по любому поводу. При этом арсенал мер воздействия шире не придумаешь – от письменного предупреждения и отказа в рефинансировании до признания банка неплатежеспособным и выведения его с рынка.
Кроме того, НБУ и так имеет право ограничивать банкам действие лицензий или просто отстранять от торгов на валютном рынке. В ноябре прошлого года, например НБУ отлучил от валютного межбанка "ОТП Банк".
Не исключено, что идея отзывать лицензии - это всего лишь очередной пиар-ход, чтобы успокоить общественность и снять с себя ответственность за происходящее на валютном рынке. Дескать, "злые спекулянты расшатывают курс, а мы с ними боремся". А тем временем, доллар движется к отметке 12 гривен, которая опять грозит валютным бунтом населения.
Возникает легкое дежа-вю. Кубив использует абсолютно все те же методы работы, которые использовали его предшественники. Например, игру в ловлю спекулянтов.
Так, Владимир Стельмах списывал любые просчеты НБУ (например, невыход на рынок с интервенцией) на происки банков, нарушающих правила. На спекулянтов ссылались также Сергей Арбузов и Игорь Соркин, которые через тот же Ощадбанк "распиливали" резервы НБУ. И вот, 28 февраля Степан Кубив заявил, что регулятор отстранил от межбанка восемь финучреждений, которые занимались валютными спекуляциями.
Интересно, что опрошенные нами казначеи так и не смогли припомнить хоть одного из коллег по цеху, кого лишили права торговать безналичной валютой. Обычно такая информация расходится по рынку мгновенно. Скорее всего, в Нацбанке просто блефовали или, как всегда, наказали пару-тройку ну очень мелких финучреждений. Ухода которых с рынка даже никто не почувствовал.
Не смогли в Нацбанке по этому поводу толком ответить и на адвокатский запрос. "НБУ принял меры в отношении восьми банков из-за валютных спекуляций. Решил сразу же направить адвокатский запрос по этому делу. Страна же должна знать своих героев и кому она обязана нынешним курсом", - написал в своем Facebook старший партнер адвокатской компании "Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец.
В Нацбанке адвокату ответили стандартной отпиской. Скорее всего, ответ был составлен роботами.
Источник: страница Ростислава Кравца в "Фейсбуке" |
Что же происходит на самом деле? Почему курс доллара опять штурмует отметку 12 гривен?
Банкиры утверждают, что падение курса до 11,5 гривен за доллар связано с масштабным рефинансированием банков и отсутствием валютных интервенций НБУ. В марте регулятор практически не выходил на валютный рынок, максимально экономя резервы, которые на начало месяца составляли всего 15,5 млрд долларов.
При этом объемы рефинансирования, выданного банкам, впечатляют. В феврале НБУ предоставил только долгосрочных кредитов (свыше 30 дней) на 18 млрд гривен. Львиная доля этих займов была выдана уже при новом руководстве Нацбанка.
Снова по рынку поползли слухи об откатах в размере 3-5% от суммы рефинанса. Это конечно лучше, чем 7-15% во времена Арбузова-Соркина. Но тогда и номинальная ставка по стабкредитам была всего лишь 6,5-7,5% годовых. Сейчас стоимость таких займов "по прайсу" составляет 12-19,5% годовых.
При этом Нацбанк впервые с 2009 года начал принимать в залог под свои кредиты акции банков, которые сейчас фактически ничего не стоят. По сути, НБУ раздает деньги.
Аукцион невиданной щедрости продолжился и в этом месяце. С 1 по 27 марта Нацбанк выдал банкам кредитов на 17,5 млрд гривен, из них долгосрочных на 13 млрд гривен. Возможно, это оправданно в условиях беспрецедентного оттока депозитов из банков и нависшей угрозы кризиса неплатежей на межбанке? Но очевидно и другое, что контроль за целевым использованием этих средств практически отсутствует.
Иногда и сами банкиры не знают кто, сколько и по какой цене получает взаймы от Нацбанка. С одной стороны, это и есть защита банковской тайны. С другой стороны, это ли не идеальная почва для доброй старой коррупции?