Банкіри вбили довіру до гривні
Курс найближчим часом стабілізується, але банкіри забили останній цвях у кришку труни гривні. Посилаючись на постанову НБУ №104, деякі з них почали віддавати у гривні абсолютно всі види валютних вкладів. Тепер населення, у якого на руках, за різними оцінками, 50-80 млрд дол, точно не ризикне нести їх у банки. (Рос.)
С 9.30 утра 28 февраля население Украины потеряло доступ к валюте на собственных счетах.
Своим клиентам, у которых истекли депозиты, банкиры объясняли: заблокировал НБУ.
Несколько дней хладнокровно понаблюдав за ростом курс доллара, регулятор таки осознал, что сама по себе ситуация не "рассосется".
А поскольку новая власть пообещала беречь золотовалютные резервы, НБУ решил прибегнуть к административным мерам.
В 10.00 новый глава правления НБУ Степан Кубив вышел к журналистам, чтобы заявить о принятии антикризисного постановления №104. Самого документа до сих пор не увидели ни журналисты, ни даже банкиры, но оно уже работает.
Документ ввел ограничение на досрочное снятие валютных депозитов физлицами. Теперь население сможет забирать с валютных вкладов всего около 1,5 тыс долл в день - эквивалент 15 тыс грн.
Арсений Яценюк объяснил эту драконовскую норму тем, что якобы представители прежней власти снимают миллионы долларов и перекладывают их в банковские ячейки.
Так это или нет, сложно сказать. Главные преступники режима уже давно сбежали, предварительно обналичив все свои валютные счета, или заблаговременно вывели их. Другое дело, что еще с декабря 2013 года население очень активно снимало именно валютные депозиты.
С гривневых счетов отток тоже наблюдался, но с ним легче - гривну в банки постоянно вбрасывает НБУ через рефинансирование. А вот валюты всегда не хватает.
Кроме того, банки часто выходили на межбанковский рынок именно для того, чтобы купить валюту для выплаты населению. Слишком большие заявки лишь усиливали обвал гривны.
Таким образом, ограничение по снятию валютных депозитов убрало объем заявок с рынка. Какой объем? Довольно приличный.
По статистике НБУ, в декабре 2013 года физлица вынесли с валютных счетов 200 млн долл, а в январе - 357 млн долл. На конец января валютные вклады физлиц сократились до 22,2 млрд долл. Каким был отток в феврале, пока неизвестно. Скорее всего, на порядок выше.
В то же время при анализе этих цифр нужно сделать важную оговорку. Представители предыдущей власти долгие годы занимались системной обналичкой валюты. Почему это делалось - сложно сказать. Вполне возможно, "кэш" гораздо безопаснее "безнала". Его перемещение невозможно отследить.
Банкиры рассказывают, что особо крупные объемы "черного кэша" перевозились инкассаторскими машинами Национального банка в некие тайные хранилища.
Эти операции проходили по статистике как покупка населением. В эту же графу входила разного рода обналичка бизнесом. Поэтому аргументы премьера звучат не вполне убедительно.
После победы Майдана блокировка оттока валюты - как раз удар по среднему классу, представители которого держат на валютных депозитах от нескольких тысяч до 100-200 тыс долл.
Степан Кубів (стоїть, у центрі). Фото УП |
Как НБУ стабилизирует межбанк
Курс доллара "раскачивал" не возврат депозитов. Это признали банкиры, которые сидели 28 февраля за одним столом с Кубивым перед представителями СМИ. "Не население является источником роста курса доллара", - заявил зампред банка "Финансы и кредит" Виктор Голуб.
По словам самих банкиров, курс доллара рос в последние дни не за счет наличного рынка, а за счет межбанковского. Небольшие объемы безналичной валюты покупались и продавались, и каждый раз - с более высоким курсом.
Таким образом, 27 февраля межбанк "нарисовал" цену 11,4 грн за долл. 28 февраля ожидался еще больший рост, поскольку в предыдущие дни НБУ бездействовал, экономя валюту.
Впрочем, уже вечером 27 февраля начались первые интервенции на безналичном рынке через Ощадбанк. А уже утром 28 февраля заработало постановление №104, блокирующее снятие крупных сумм в валюте.
Безналичного рынка коснулись сразу несколько пунктов "сто четвертого". Помимо ограничения, наложенного на депозиты, документ внес изменения в постановление №49, которое ограничивало возможность оплаты по импортным контрактам.
Нацбанк не ослабил давление на импортеров и субъектов ВЭД, а напротив - еще больше "закрутил гайки". Теперь банки не имеют права покупать валюту без ее физической поставки по так называемым форвардным сделкам.
В последнее время эти сделки позволяли импортерам как минимум фиксировать курс покупки валюты в будущем. Механизм позволял хоть как-то нивелировать влияние девальвации на финансовое состояние предприятия.
Новое антикризисное постановление НБУ также запретило банкам кредитовать клиентов в валюте для выполнения своих обязательств перед нерезидентами.
Кроме того, Нацбанк распространил запрет на покупку валюты под досрочное погашение кредитов, полученных от нерезидентов. Хотя раньше эта норма распространялась только на выплату процентов по таким займам.
А еще НБУ ввел санкции по отношению к банкам-нарушителям. Сам Кубив описал, как общался с представителями банков, которые переводили в валюту огромные суммы. На вопрос, зачем, ему отвечали: "Нужно как-то выживать". В итоге НБУ заблокировал выход на безналичный валютный рынок восьми банкам.
В целом, вопросы возникли к большему числу учреждений. "Мы нашли 16 банков-нарушителей, которые ставили спекулятивные курсы. Отдельные из них пускали на покупку валюты 48%, 56%, 72% и даже 108% налички", - сообщил Кубив.
Фото ipc-dzhankoy.org |
После запуска этих мер межбанковский рынок начал понемногу успокаиваться. Курс закрытия торгов в пятницу, 28 февраля, составил 10,5 грн за долл.
Впрочем, остается один незакрытый вопрос. Нацбанк намерен продолжить бесконтрольное рефинансирование финучреждений, столкнувшихся с оттоком депозитов. То есть печатный станок Нацбанка продолжит работать на полную катушку, провоцируя как рост курса доллара, так и двузначную инфляцию.
Словесная интервенция
Безусловно, повлияли на ситуацию и выступления профессиональных заклинателей змей. Премьер Арсений Яценюк заявил, что уже на подходе предоставление Украине зарубежного финансирования. Он даже привел термин "инструмент быстрого финансирования" - rapid financing instrument.
Ближайший аналог - это инструмент RFI. Так называется разновидность экстренного кредита от МВФ для стран-участниц, испытывающих проблемы.
Комментируя RFI, один из сотрудников НБУ уточнил: "Есть такие инструменты. В случае острой необходимости принимается политическое решение. Это кредит, но под очень низкую процентную ставку. В отдельных случаях его даже могут впоследствии списать".
Также Яценюк сообщил, что Украина проведет переговоры с миссией МВФ, которая приедет в Киев на следующей неделе. Идет к тому, что в скором времени Украина получит очередной кредит, особенно после заявления премьера.
"Мы будем делать крайне непопулярные действия для стабилизации. Мы готовы выполнить абсолютно все условия, которые будут необходимы для получения кредита МВФ", - пообещал он.
Безусловно, подход "абсолютно все" вызовет огромную критику в адрес нового Кабмина. Помимо повышения цен на газ и электроэнергию для населения, может возникнуть вопрос разблокирования рынка земли. А это уже стратегический вопрос, который нельзя проталкивать даже ради получения нескольких миллиардов.
Для запуска рынка земли необходимо создать четкие условия, которые предотвратили бы ее неконтролируемый переход в руки случайных покупателей, тем более нерезидентов.
Тем не менее, в качестве заклинания упоминание МВФ является позитивным.
После Яценюка слово взяли банкиры.
"Всем и везде нужна гривна. Не помню, когда держал в руках 1 тыс долл", - соврал руководитель Приватбанка Александр Дубилет.
Арсеній Яценюк. Фото УП |
"Эмоциональный пик уже пройден", - поддержал его глава "Дельта банка" Николай Лагун.
"Курс значительно завышен. В ближайшем будущем количество валюты и инвестиций вырастет", - рассказал глава Укргазбанка Сергей Мамедов.
Какое доверие к гривне?
Есть замечательная традиция. Как только власти говорят, что гривна стабильна, и ей нужно доверять, жди беды.
Владимир Стельмах летом 2008 года рассказывал, что доллар должен стоить 4,8 грн и призвал хранить сбережения в национальной валюте. И вот зимой 2008 года курс обвалился до отметки 8, побывав на 11-ти.
В декабре 2013 года и январе 2014 года тогдашний первый вице-премьер Сергей Арбузов заявлял, что оснований для девальвации нет. И вот к моменту бегства Виктора Януковича курс обвалился до отметки 9 грн за долл.
Лучше бы новый глава НБУ два дня назад не говорил, что гривна достигла максимального значения. Прошло немного времени, и с воспетой Кубивым отметки 9,7 грн за долл курс обвалился до 11,4 грн за долл.
Регулятор вплоть до недавнего времени не торопился вмешиваться. Наконец Кубив сделал хоть какие-то действия для стабилизации ситуации. Возможно, это не лучшие мер, но они сработают. Блокирование оттока с валютных депозитов - неплохой шаг. Он успокоит панику, которая наблюдается среди населения.
"Когда в Украину поступит достаточно валюты, мы уверены, что ограничение будет снято", - заверил председатель правления "Надра банка" Дмитрий Зинков.
Однако такие категории как "доверие к гривне" и "доверие к регулятору" отныне не существуют. Каждая бабушка будет знать, что на государство нельзя полагаться. Это означает сразу несколько вещей. В первую очередь, из оборота не исчезнет доллар. Он остается самой надежной валютой в этой европейской стране.
Также можно забыть про "длинные" депозиты. Нужно быть идиотом, чтобы класть в Украине гривну на депозит на срок больше года.
Наконец, можно надолго забыть о снижении процентных ставок на кредиты. Минимум год население Украины будет жить с мыслью о том, что через месяц от его сбережений не останется половины. Значит, будет закладывать риски и требовать только высоких ставок по депозитам. Значит, и кредитам нет причины дешеветь.
Фото ЕП |
Возможно, последним решением Кубив зародил еще одну неприятную тенденцию. Ограничено снятие лишь валютных депозитов. Забирать валютные вклады без ограничений, но только в гривне по коммерческому курсу. Значит, валюта населения оказалась под угрозой.
Ведь одно дело ограничить снятие всех депозитов. Тогда вроде как проходит тезис о наличии проблем в целом, но произошло совсем другое. Впервые в истории Украины банкиры замахнулись на истинную ценность, которой владеют люди, взамен выставив пустышку.
Это все равно, что забирать у людей квартиры, выдавая взамен гривну. Вроде бы все честно, но гривна обесценивается из-за инфляции, которая находится под угрозой девальвации. От этой гривны невозможно избавиться, если наступают сложные времена.
А еще невозможно предсказать, когда именно наступят тяжелые времена. Ведь если глава НБУ рассказывает, что максимальный курс достигнут, а через два дня он вырастает еще на 10%, то доверия к такому государству нет.
Аналогичную меру Нацбанк готовил еще осенью 2013 года, но экс-глава НБУ Соркин каким-то чудом удержался от ее введения. Возможно, это именно он дал "медвежью" рекомендацию новому главе Нацбанка. А возможно, Кубив излишне поддался влиянию банкиров, которым такая норма выгодна.
Они же забили последний гвоздь в крышку гроба гривны. 28 февраля одновременно во многих учреждениях начались злоупотребления.
Ссылаясь на постановление НБУ №104, они начали настаивать, чтобы отдавать в гривне все виды валютных вкладов - даже в пределах 15 тыс грн. Населению отказывались выдавать валюту - как с депозитов, так и с текущих счетов.
Теперь население, у которого на руках по разным оценкам от 50 до 80 млрд долл, точно не рискнет нести их в банки. Ведь если банкиры осмелились нарушить табу и "наложили лапу" на святую святых - доллар, то теперь доверия к ним нет никакого.
Скорее всего, в Украине оборот долларов может переместиться в "тень". Как это может выглядеть, гадать пока рано. Но что остается населению с долларами? Не в банк же их нести!