"Мостобуд": банкрутство під шумок кризи?
Шляхом керованого банкрутства може піти компанія "Мостобуд", що належить "регіоналу" Володимиру Продивусу - 51%, і його дружині Світлані - 21%. За останні роки компанія втратила ряд держзамовлень. Та і в цілому її стан далеко не настільки гарний, як у середині 2000-х років. (Рос.)
По сведениям источников ЭП, по пути управляемого банкротства может пойти компания "Мостобуд", принадлежащая "регионалу" Владимиру Продивусу - 51%, и его жене Светлане - 21%.
Для такого шага есть основания.
За последние годы компания потеряла ряд госзаказов. Самой громкой потерей стало расторжение договора о строительстве моста в Запорожье за 3,2 млрд грн. В 2011 году контракт передали фирме "Уманьавтодор", приближенной к экс-главе "Укравтодора" Владимиру Демишкану.
Да и в целом состояние компании далеко не столь хорошее, как в середине 2000-х годов. Данных за 2013 год пока нет, но за 2012 года, пишет портал SMIDA, объем чистой выручки компании составил 140 млн грн. Это в три раза меньше, чем в 2011 году. При этом чистый убыток за 2012 год - 57 млн грн.
140 млн грн - ничтожный оборот для такой большой строительной компании.
"Мостобуд" уже давно не выигрывает тендеры даже средних размеров. Помимо строительства в Запорожье, власти расторгали и другие контракты с компанией, чтобы передавать их "своим" исполнителям. В украинской действительности это говорит о том, что структура отстранена от денежных потоков.
Самая знаменитая стройка "Мостобуда" - Подольский мостовой переход в Киеве - уже второй год заморожена. Власть не демонстрирует никаких позывов завершить миллиардный проект.
Возможно, "незадачливость" компании объясняется ее гигантскими долгами. Сейчас в судах - сразу несколько исков. Истцы требуют признать компанию, которая выиграла многомиллиардные бюджетные тендеры, неплатежеспособной.
Значит, главная компания может не участвовать в тендерах и терять старые контракты. Вся активность переведена на новые структуры - это разумный шаг. Банкротство "Мостобуда" может стать отличным способом не возвращать долги, а также избежать ответственности за "освоение" полученных у государства средств.
Безусловно, если банкротство "Мостобуда" состоится, разразится гигантский скандал на сотни миллионов гривен. Однако его можно списать на общий кризис и проблемы госбюджета, который до сих пор был основным заказчиком компании.
В случае успеха контролируемое закрытие компании Продивуса откроет дорогу череде банкротств других фирм, которые также осваивали бюджетные средства и накопили огромные долги.
Відкривати об'єкти, зведені мостобудівниками, любив екс-прем'єр Микола Азаров. Фото kmu.gov.ua |
Сколько должен "Мостобуд"
Список компаний, которые принадлежат Продивусу, впечатляет.
Депутат и по совместительству президент Федерации бокса, владеет гостиницами, туристическими, рекламными, строительными компаниями, заводами и даже благотворительным фондом по поддержке футбольного клуба. Одной из самых заметных структур в империи Продивуса, конечно, является "Мостобуд".
Есть ли смысл спасать строительную компанию? Это большой вопрос. Дело в том, что ее задолженность существенно превышает миллиард гривен. В балансе "Мостобуда" отраженна сумма банковских кредитов в размере 665 млн грн, однако в реальности она намного выше.
Иски к "Мостобуду" подавали Укрсоцбанк, который требовал возврата 210 млн грн, и "Родовид банк", которому фирма должна 892 млн грн. Всего - 1,1 млрд грн.
Есть и другие долги. Строительная компания выступила поручителем по кредиту ничем не примечательной, на первый взгляд, винницкой компании "Глоинвест".
"Мостобуд" взял на себя ее приличный долг. В конце января 2013 года Хозяйственный суд Киева решил взыскать с компании "Глоинвест" задолженности перед Альфа-банком на 71,8 млн грн и 4,58 млн долл.
Выполнить решение суда должник, очевидно, не сможет. По данным финансовой отчетности выручка компании "Глоинвест" за первый квартал 2013 года составила менее 1 млн грн. Этого явно недостаточно для покрытия долга.
Однако по кредиту перед "Альфой" есть поручитель - "Мостобуд". Строительная компания обязалась выплатить заем "Глоинвеста", если у того не будет денег. Теперь задолженность компании перед банками выросла до 1,2 млрд грн.
Впрочем, оказалось, что деньги у "Глоинвеста" есть, и немалые. Согласно данным самой компании, она является инвестором строительства торгового центра "Европа" на одном из крупнейших вещевых рынков Украины в Хмельницком.
Полученные в банке кредитные средства направлялись ООО "Глоинвест" на финансирование строительства ТЦ "Европа". Однако не напрямую, а через ООО "Сим инвест", контролируемое Федором Грищевым. Этот человек известен как член Попечительского совета крупнейшей Днепропетровской еврейской общины.
Будівництво естакади на Трухановому острові у Києві. Фото mostobud.com.ua |
Американские "корни" Продивуса
Владельцами "Глоинвеста" являются два американских бизнесмена украинского происхождения - Олег Орловский и Аркадий Гонтмахер. Они земляки и бизнес-партнеры Продивуса.
Упомянутый Грищев также имеет отношение к американским бизнесменам. Он - миноритарный собственник фонда "Реал", который владеет "Глоинвестом". Более 50% "Реала" принадлежит фирме NW Financing, которой владеют семьи Орловских и Гонтмахеров.
Аркадий Гонтмахер - бывший житель Винницы. Со своим другом Олегом Орловским они начинали с переправки теплоходом автомобилей в СССР.
В 1992 году оба эмигрировали в США, где в 1994 году основали корпорацию Globaltradingresource. Сегодня GTR Corp считается одной из крупнейших торговых компаний в северо-западной части США.
Кроме того, Гонтмахер и Орловский основали фирму GlobalFishinginc, которая специализируется на продаже морепродуктов в США, Японии, Южной Корее и других странах. Перечисление ассортимента начинается с королевского краба, вылов которого проводится в водах российского Дальнего Востока.
В 2010 году в Камчатском краевом суде проходил процесс над президентом корпорации GlobalFishingInc гражданином США Аркадием Гонтмахером и президентом ЗАО "Восточные рыбные ресурсы" Азизом Эмбареком по уголовному делу о незаконной ловле крабов.
Суд вынес оправдательный приговор.
В Украине Грищеву и Гонтмахеру принадлежит представительство корпорации GlobalFishingInc и ООО "Атлант торговая компания". Они занимаются оптовой торговлей морепродуктами.
Обороты компаний впечатляют. GlobalFishingInc в 2006-2009 годы поставляла ООО "Атлант торговая компания" морепродукты на 121 млн грн. Данных за более поздние периоды получить не удалось.
Таким образом, у владельцев "Глоинвеста" средства для возврата кредитов, скорее всего, есть. Однако по причинам, понятным только им, американские бизнесмены решили "перевесить" свои долги на "Мостобуд".
Будівництво моста через затоку Десенка. Фото mostobud.com.ua |
Как Продивус избавляется от долгов
Долги "висят" на "Мостобуде" уже очень давно. Впрочем, до недавних пор компании удавалось отбиваться от банков. Структура депутата-"регионала" во всех делах с кредиторами действовала по одной схеме.
После обращения банка в суд "Мостобуд" подавал против финансового учреждения встречный иск о признании недействительными кредитных договоров. Это приводило к блокированию исков банков до рассмотрения дела о правомочности кредитных договоров.
На профессиональном сленге такие действия называют "получением опосредованного финансирования" - когда задолженность перед контрагентами оспаривают в судах, чтобы отсрочить момент выплаты. Компания продолжает пользоваться деньгами до тех пор, пока суды не вынесут окончательное решение.
В случае с Укрсоцбанком и "Райффайзен банком аваль" основанием для встречных исков "Мостобуда" стало превышение полномочий представителем строительной компании. Работник якобы визировал кредитные договора на большую сумму, чем разрешал протокол заседания набсовета компании.
Однако бесконечно такая игра продолжаться не может. К тому же, банки поднаторели во взыскании долгов. Богатый опыт обеспечили суды с заемщиками, которые прибегали и к оспариванию кредитных договоров, и к искусственному наращиванию долгов, и даже к имитации психических заболеваний.
Скорее всего, "Мостобуду" придется признать долги, от которых он упорно отказывается. Значит, перед Продивусом возникнет реальная альтернатива: возвращать более 1 млрд грн или инициировать банкротство своей ведущей компании, чтобы заодно избавить от кредиторской задолженности "Глоинвест".
Возможно, первый шаг к управляемому банкротству уже сделан. В ноябре 2012 года Хозяйственный суд Киева принял к рассмотрению иск компании "Пери Украина" - "дочернего" подразделения немецкого производителя и поставщика опалубки PeriGmbH. Этой компании "Мостобуд" не выплатил за поставленные товары 1,6 млн грн.
Примечательно, что суд как будто не заметил мизерность суммы и счел доводы истца достаточными для возбуждения дела о банкротстве огромного предприятия. Самое главное - суд запретил должностным лицам "Мостобуда" ликвидировать и реорганизовывать должника, а также отчуждать основные средства.
Все это напоминает ни что иное, как судебную защиту от банков, которые требуют вернуть куда более крупные суммы.
ЭП обратилась с запросом в компанию "Пери Украина", чтобы выяснить подноготную взаимоотношений между этой фирмой и "Мостобудом", однако ответа не получила. Не ответил и Владимир Продивус. Компания "Мостобуд" также не пожелала комментировать более чем пикантную ситуацию.
Причал в Одеському морському торговому порту. Фото mostobud.com.ua |
Что будет означать банкротство
Возможно, еще какое-то время предприятие Продивуса сможет удерживать блокировку через суды. Не исключено, что продолжаться она будет до смены власти в стране. Однако рано или поздно дело может дойти до принуждения к возврату долгов. Придется платить, но платить нечем.
Тогда единственное, что сможет остановить банкротство "Мостобуда", - это новые выгодные контракты с государством. Если фирма получит заказ на строительство новых мостов или хотя бы на завершение старых, то появится смысл оставить компанию в живых. Однако пока такие контракты не маячат даже на горизонте.
Значит, может произойти самое худшее: банки получат доступ к активам "Мостобуда". Как и у любой строительной организации, их явно недостаточно. По некоторым оценкам, активы от силы стоят 30 млн долл или около 260 млн грн. Банкам придется посоревноваться, кто их них заберет львиную долю денег.
Получается, что банкротство выгодно Продивусу. Оно позволит не выплачивать 100 млн долл долгов. В остальном же банкротство смерти подобно и может привести к потере ценных работников, оборудования и документации.
Банкротство означало бы увольнение 5 тыс сотрудников с высокой квалификацией. Было бы преступлением уничтожить гигантский опыт "Мостобуда", основанный еще на традициях советского треста "Мостострой №1".
Некогда великое предприятие строило огромное количество мостов в России, Белоруссии и Молдавии. "Мостобуд" возвел почти все мосты в Украине. Это уникальная "курица", способна десятилетиями "нести золотые яйца".
Если Продивус решится на банкротство, ему придется постараться не допустить исчезновения "Мостобуда". Если у него получится, то имущество компании останется в руках нынешнего владельца.
Тринадцать мостоотрядов, пансионат в Затоке и конструкторское бюро могут быть объединены, скажем, в "Новомостобуд". Акционеры получат изрядную добавку негатива к репутации, но продолжат заниматься строительством мостов.
Впрочем, в такой ситуации главное - сделать банкротство контролируемым. Если процесс хотя бы немного выйдет из-под контроля, в него включатся банки, которые с радостью распродадут имущество "Мостобуда" с аукционов. Учитывая возможности финансовых учреждений, такой вариант очень вероятен.
Главный строитель мостов еще никогда не был так близок к исчезновению.
Володимир Продивус. Фото vinnitsa.info |