Українська правда

Бюджет-2014: Янукович заморожує соцвиплати

Вперше за останні роки з 1 січня не будуть підвищені соцстандарти. Прожитковий мінімум, мінімальні пенсія і зарплата "заморожені" до літа. Проект бюджету показує стратегію влади на президентські вибори: довести людей до бідності, сконцентрувати ресурс, а з осені вийти з черговими "соціальними ініціативами президента" і дешево купити голоси виборців. (Рос.)

В распоряжении "Экономической правды" оказался проект госбюджета на 2014 год (нажмите, чтобы скачать документ), пожалуй, один из самых долгожданных документов этой осени.

Это черновик. Полного текста проекта, со всеми таблицами и дополнениями, нет ни в Администрации президента, ни у членов бюджетного комитета парламента.

По сложившейся традиции, формально сроки подачи бюджета выдержаны, однако реально они нарушены. Согласно Бюджетному кодексу, проект госбюджета на будущий год правительство должно было доработать и подать до 15 сентября. Так и произошло, проект к этой дате зарегистрировали в Раде. Вот только сам документ никому не показали, а через несколько дней отозвали обратно в Кабмин - на доработку.

"Скорее всего, тогда документ не "доехал" до Верховной рады. Очевидно, что текст бюджета обнародуют и начнут обсуждать с депутатами уже после саммита "Восточное партнерство" в Вильнюсе, то есть после 29 ноября. Поэтому и тянут", - говорит ЭП член бюджетного комитета, экс-глава Госказначейства Татьяна Слюз.

Наверняка часть макропоказателей и расчетов проекта будет меняться даже в последний момент.

"Сейчас мы заканчиваем дополнения №6, 7, 8, касающиеся местных бюджетов, после чего с всеукраинскими ассоциациями и органами местного самоуправления будут проведены консультации и окончательная верстка бюджета", - сообщил ЭП высокопоставленный чиновник Минфина.

Значит, пока анализу подлежит текст проекта объемом 14 страниц. Он состоит из 19 статей и заключительных положений, и там кроется много интересного.

Налог на бизнес

Как и в 2013 году, правительство слишком завысило плановые показатели. Как известно, в текущем году выполнить их никак не получается. Экономика падает, в стране практически нулевая инфляция - все это означает, что собирать налоги в запланированных объемах невозможно. Наверняка, то же самое Украину ждет в 2014 году.

"Главное, что бросается в глаза, - нереалистичность доходной (нажмите, чтобы скачать документ) и расходной (нажмите, чтобы скачать документ) частей бюджета. Ожидаемые доходы сильно завышены", - говорит Слюз.

Согласно проекту, в 2014 году правительство хочет получить в госбюджет 403 млрд грн, тогда как до конца 2013 года планируют привлечь 370 млрд грн.

"Недобор составит около 50 млрд грн. Судите по показателям бюджета-2013. По общему фонду план-прогноз на 2013 год составляет 322 млрд грн, а за восемь месяцев собрано 187 млрд грн. Это значит, что до конца 2013 года, за четыре месяца, в казну должно поступить еще 135 млрд грн.

По моим прогнозам, недобор 2013 года составит 37-40 млрд грн. Значит, нельзя фиксировать в проекте госбюджета-2014 рост доходной части. План-прогноз на 2014 год общего фонда в размере 355 млрд грн - это нереально", - говорит Слюз и обращает внимание на возросшую сумму изъятий из местных бюджетов в пользу госбюджета.

Найменування статті надходжень20142013
Разом доходів:403 038 454,0362 830 144,1
Офіційні трансферти3 917 884,21 589 152,0
Кошти, що передаються до державного бюджету з місцевих бюджетів3 917 884,21 589 152,0
Податкові надходження334 013 557,6300 742 074,3
Податки на доходи, податки на прибуток, податки на збільшення ринкової вартості58 204 500,064 839 742,3
Податок на доходи фізичних осіб8 862 500,08 203 742,3
Податок на прибуток підприємств49 342 000,056 636 000,0
Збори та плата за спеціальне використання природних ресурсів14 328 800,513 771 436,6
Внутрішні податки на товари та послуги231 515 000,0195 290 120,0
Податок на додану вартість184 571 000,0154 576 120,0
Податок на додану вартість з вироблених в Україні товарів (робіт, послуг)97 364 000,0100 602 120,0
Бюджетне відшкодування податку на додану вартість грошовими коштами-44 097 000,0-59 500 000,0
Податок на додану вартість з ввезених на територію України товарів130 404 000,0112 824 000,0
Акцизний податок з вироблених в Україні підакцизних товарів (продукції), включаючи особливий податок на операції з відчуження цінних паперів та операцій з деривативами34 450 000,030 724 000,0
Акцизний податок з ввезених на митну територію України підакцизних товарів (продукції)12 494 000,09 990 000,0
Податки на міжнародну торгівлю та зовнішні операції16 648 000,015 324 000,0
Ввізне мито16 556 000,015 075 000,0
Вивізне мито92 000,0249 000,0
Інші податки та збори7 166 961,14 200 483,0
Екологічний податок5 058 069,82 123 500,0
Неподаткові надходження62 839 660,657 361 575,4
Кошти, що перераховуються Національним банком України відповідно до Закону України "Про Національний банк України"22 807 334,416 000 000,0

В 2014 году изъятия могут составить 4 млрд грн. Это на 40% больше, чем в 2013 году, - 1,6 млрд грн. Для местных бюджетов это большой удар, считает эксперт Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

"Темпы роста доходов по налогу на доходы физлиц, основному налогу в местных бюджетах, не показывают такой рост. Не растет и фонд оплаты труда. В 2013 году большинство местных бюджетов не выполняет плановые показатели Минфина по доходам, а ведь именно из них происходит изъятие", - говорит эксперт.

Кроме того, в проекте госбюджета не заложены средства на повышение зарплаты госслужащим и должностным лицам местного самоуправления.

"Проект просто приостанавливает ряд статей нового закона о государственной службе, расходы по которому должны были составить 28,4 млрд грн, в том числе для потребностей местного самоуправления - 6,8 млрд грн", - говорит Слобожан.

Ящик Пандоры

Традиционно самые интересные нормы, формирующие бюджетную политику и стиль действий власти на год, следует искать не в цифрах и таблицах сведенных доходов и расходов, а в самом законе о бюджете, особенно в заключительных положениях. В этом бюджете этот раздел - ящик Пандоры, где кроются детали.

Финансирование госбюджета

 20142013
РАЗОМ45 709 867,150 532 000,0
Фінансування за борговими операціями43 766 412,254 462 132,2
Запозичення130 732 535,9135 530 545,3
Внутрішні запозичення87 577 095,692 862 950,0
Зовнішні запозичення43 155 440,342 667 595,3
Погашення-86 966 123,7-81 068 413,1
Внутрішні зобов'язання-50 608 840,3-45 473 917,5
Зовнішні зобов'язання-36 357 283,4-35 594 495,6
Надходження від приватизації державного майна17 000 000,010 900 000,0
Фінансування за активними операціями-15 056 545,1-14 830 132,2
Зміни обсягів  депозитів і цінних паперів, що використовуються для управління ліквідністю-15 156 545,1-14 983 400,0
Розміщення бюджетних коштів на депозитах або придбання цінних паперів-15 156 545,1-14 983 400,0
Зміни обсягів бюджетних коштів100 000,0153 267,8
На початок періоду100 000,0153 267,8

Одна из забавных - в проекте госбюджета появился пункт на финансирование специального фонда бюджета, который будет наполняться в рамках программ помощи Европейского союза. Иными словами, правительство априори закладывает расчет на подписание соглашения об ассоциации с ЕС.

"Это мелочи. В первую очередь в глаза бросаются нормы, которыми правительство замораживает плановое понижение ставок налога на прибыль и НДС", - говорит бывший и. о. министра финансов Игорь Уманский.

Иными словами, проект госбюджета приостанавливает некоторые нормы Налогового кодекса, предполагавшие в 2014 году снижение ставок НДС с 20% до 17% и налога на прибыль с 21% до 19%. Эти решения переносятся на 2015 год.

"Правительство следует настоятельным рекомендациям Международного валютного фонда не снижать налоги, чтобы избежать роста бюджетного дефицита", - сказал ЭП высокопоставленный чиновник в Минфине.

Уманский не верит в это.

"Минфин вынужден был "нарисовать" завышенные доходы, чтобы выполнить ряд макрообязательств перед кредиторами. С другой стороны подогнали доходы и попытались изменить налоговую базу, которой, как им кажется, хватит для обеспечения достаточного количества поступлений", - говорит Уманский.

Фото kmu.gov.ua

По его словам, с той же целью правительство предлагает понизить 5-процентную ставку подоходного налога на дивиденды и отменить снижение ставок на операции от продажи объектов движимого и недвижимого имущества: 0% и 5% будут заменены ставками 15-17%.

В целом проект госбюджета расширяет базу налога на недвижимость. Налогом будут облагаться не жилая, а общая площадь и нежилая недвижимость.

Кроме того, проект максимально зажимает бюджетное возмещение НДС. Если сравнивать с бюджетом-2013, расходы сокращены на четверть - с 59,5 млрд грн до 44,1 млрд грн, что может привести к росту бюджетной задолженности.

"Думаю, Минфин будет объяснять, что сумма на возмещение НДС снизилась, потому что упал уровень экспорта: по итогам девяти месяцев (январь-август) с начала года отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило 7,3 млрд дол. А соответственно, уменьшился запрос на возмещение. Однако по факту возмещать будут еще хуже. Экономика стагнирует", - говорит ЭП президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко.

"При этом растет НДС с импорта - на 17,6 млрд грн. Через такой подход власть намекает, что в экономике все плохо, но НДС перестанем возмещать даже тем, кто хоть как-то шевелился. При этом импортировать будем больше", - говорит член бюджетного комитета парламента Павел Ризаненко.

Бюджет на 2014 год также приостанавливает ряд социальных статей.

"Впервые за последние годы с 1 января не будут повышены соцстандарты. Прожиточный минимум, минимальные пенсия и зарплата "заморожены" до лета. "Замораживаются" и выплаты "чернобыльцам", - говорит бывший первый заместитель министра труда и соцполитики депутат Павел Розенко.

По его словам, проект показывает стратегию власти на президентские выборы: за полгода довести людей до черты бедности, сконцентрировать за это время ресурс, а со средины осени выйти с очередными "социальными инициативами президента" и задешево купить голоса избирателей.

Виктор Янукович. Фото kmu.gov.ua

Кроме того, проект госбюджета-2014 не предусматривает повышение тарифов на услуги ЖКХ. Коммунальные субсидии и коммунальные расходы бюджетных учреждений "один в один" списаны с бюджета-2013.

При этом вообще не закладываются суммы расходов на компенсацию разницы в тарифах, хотя для "Нафтогаза" предусмотрено увеличение уставного капитала на 14 млрд грн. Очевидно, эти расходы профинансируют за счет выпуска векселей, над чем правительство будет работать уже в ближайшие дни.

Как известно, 10 октября Верховная рада приняла в первом чтении законопроект №3358, вносящий правки в закон о госбюджете-2013. Документ позволяет Кабмину выплачивать долги за тепло финансовыми казначейскими векселями.

По информации источников ЭП, на очередной пленарной неделе документ рассчитывают принять в целом.

Любопытно, что о векселях и предстоящих выпусках в проекте бюджета - ни слова. Очевидно, схема запуска будет введена либо в процессе обсуждения бюджета, либо по ходу его выполнения в 2014 году отдельными правками в бюджет.

Загальний фонд

РАЗОМ 2014

Загальний фонд

РАЗОМ 2013

РАЗОМ:

394 505 595,6

443 558 940,3

363 629 669,8

412 060 560,7

Апарат Верховної Ради України

840 788,3

920 041,9

849 778,6

935 971,0

Державне управління справами

1 123 300,7

1 274 181,3

1 145 639,4

1 301 748,4

Господарсько-фінансовий департамент Секретаріату Кабінету Міністрів України

267 035,2

275 912,0

325 065,2

334 520,0

Державна судова адміністрація України

3 641 840,8

4 566 803,0

3 474 208,3

4 419 209,5

Верховний Суд України

101 669,0

105 379,0

102 659,6

105 659,6

Вищий спеціалізований суд України з розгляду цивільних і кримінальних справ

110 348,6

120 348,6

103 079,2

112 279,2

Вищий господарський суд України

110 380,2

144 224,7

101 949,8

133 999,5

Вищий адміністративний суд України

98 217,0

100 898,0

102 054,6

104 228,1

Конституційний Суд України

64 280,6

64 280,6

68 693,0

68 693,0

Генеральна прокуратура України

3 150 939,4

3 152 004,4

3 200 529,2

3 201 659,2

Міністерство внутрішніх справ України

13 381 886,5

15 807 883,2

13 407 301,7

16 059 713,5

Міністерство енергетики та вугільної промисловості України

14 833 546,7

14 851 106,7

9 890 727,9

9 911 299,1

Міністерство економічного розвитку і торгівлі України

907 894,1

1 339 993,5

1 573 589,1

2 011 122,8

Міністерство закордонних справ України

876 770,5

885 642,6

1 106 769,1

1 116 412,1

Міністерство культури України

2 234 813,5

2 528 837,7

2 219 449,8

2 460 140,6

Міністерство оборони України

13 528 655,3

14 559 769,0

14 333 995,2

15 315 079,5

Міністерство освіти і науки України*

16 966 507,2

25 164 720,6

17 235 558,0

25 230 919,6

Міністерство молоді та спорту України*

683 125,7

707 936,5

Міністерство охорони здоров'я України

7 107 335,4

9 160 500,3

6 854 829,8

9 041 843,4

Міністерство екології та природних ресурсів України

2 317 074,2

8 089 215,3

2 024 044,6

4 130 251,3

Міністерство соціальної політики України

92 072 062,1

92 272 337,0

88 420 780,3

88 639 188,6

Міністерство промислової політики України**

100 935,6

101 035,6

118 779,3

118 869,3

Міністерство регіонального розвитку, будівництва та житлово-комунального господарства України

559 658,2

608 763,8

715 594,5

758 767,9

Міністерство аграрної політики та продовольства України

4 386 209,5

7 548 295,9

4 959 108,0

8 413 533,7

Міністерство інфраструктури України

1 234 867,6

1 570 078,4

1 201 410,5

1 502 749,1

Державне агентство автомобільних доріг України

10 812,9

14 807 476,9

11 039,0

13 559 189,0

Міністерство фінансів України

45 348 105,2

45 425 958,4

42 445 823,0

43 111 533,7

Міністерство фінансів України (загальнодержавні витрати)

131 872 305,6

133 616 605,6

115 635 576,0

116 585 576,0

Міністерство юстиції України

4 335 297,5

5 592 425,1

4 244 512,9

5 031 682,9

* - в 2013 Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України

**- в 2013 Державне агентство України з управління державними корпоративними правами та майном