Скільки коштує обличчя Арбузова
Обложка "Бизнеса" и других изданий с лицом Арбузова в конце февраля заполнили 1 740 рекламных поверхностей. Лайтбоксы стоят даже в городах, в которых журнал "Бизнес" официально не продается. Таким образом, это не рекламная кампания журнала, а продвижение Арбузова. Сразу два источника рассказали ЭП, что на последнюю компанию были потрачены 12 млн грн, хотя реальная ее стоимость могла быть намного меньше - порядка 1,5 млн грн.
18 февраля вышел в свет очередной номер журнала "Бизнес". С обложки уважаемого издания на читателя смотрел первый вице-премьер Сергей Арбузов.
Он был сфотографирован, очевидно, на крыше гостиницы "Интерконтиненталь", в самом центре старого Киева.
"Приоритеты – поддержка национального производителя и импортозамещение…", - говорил "лучший банкир Центробанка Восточной Европы" с обложки.
В интервью речь шла о Госпрограмме активизации экономики, авторство которой закрепилось за командой Арбузова. Накануне она была представлена широким массам трудящихся и творческой интеллигенции.
Мы не знаем, как на подобные вещи реагируют читатели, не знакомые с журналистикой изнутри. Но с точки зрения людей, работающих с текстами, интервью Арбузова было типично "писанным".
Так называют интервью, в которых вместо человека ответы пишет его пресс-служба, а в самых запущенных случаях – целые министерства. В последнем случае вопросы журналистов пересылаются профильным специалистам, и те отвечают, кто на что гаразд. Потом эти ответы собираются, и пересылаются в СМИ.
Типичная ситуация для "писанных" интервью – это совершенно разные стили ответа на разные вопросы. Это что-то вроде письма, которое начинал Дяда Федор, продолжал пес Шарик, а заканчивал кот Матроскин. Украинские чиновники любят писать не про "лапы и хвост", а про то, названия каких законов они знают.
Тут же пошли разговоры о том, что Сергей Арбузов купил журнал "Бизнес". Уже более двух лет ходят истории о том, что до кризиса собственник журнала получил кредит 50 млн евро в "Укрэксимбанке", и теперь НБУ через "Эксим" давит на редакцию. Угрожая обанкротить уважаемое издание.
Якобы, многолетняя тяжба закончилась тем, что Сергей Мельничук просто отдал "Бизнес". И якобы сигналом того, что "победа" одержана, и стало появление интервью Арбузова.
Впрочем, разговоры о покупке журнала Арбузовым не подтвердились. Уважаемое издание продолжает работать на старого собственника.
А банкротство происходит - но не журнала, а издательства "Блиц-Информ", которое в свое время набрало кредитов на закупку полиграфического оборудования. К журналу эта организация не имееет отношения - по крайней мере, юридически. Банкротит "Блиц-Информ" один из самых крупных в Украине банк - "Аваль".
Прошла еще пара дней, и шло к тому, что все скоро забудут очередное выпуск с "видным экономистом" на обложке. Ведь он "давал" интервью таким образом уже много раз. Каждый раз ответы оказывались "писанными", и проходили незамеченными.
Дело в том, что "писанные" интервью добавляют узнаваемости, но не добавляют популярности. "А, этот опять вылез", - говорят читатели, которые якобы должны приходить в восторг.
Это первому вице-премьеру, видимо, забыли объяснить его пиар-менеджеры. А может, не захотели – чтобы не вызвать на себя гнев руководителя, либо чтобы не потерять бюджеты.
Этими же мотивами можно объяснить периодическое появление в СМИ не совсем адекватных комментариев Арбузова – например, о "государственности мышления" Сергея Геннаддиевича и правильности его инициатив. Очевидно, что хорошей репутации первому вице-премьеру они не добавляют, не говоря уже о том, что вызывают вопрос, о чем собственно идет речь.
Но если "засевание" комментариями не видно постороннему глазу, то лицо Арбузова жители городов Украины забудут не скоро. Обложку журнала "Бизнес" знает уже вся страна. Кроме столицы.
Вот ночная улица Черкасс.
Вот солнечный день в Хмельницком.
Фото Виталия Тараненко |
А вот – улицы Житомира.
Источник: censor |
Некие шутники, по всей видимости, фанаты "Нашей Украины", заклеили своими листовками глаза и рот на изображении господина Арбузова.
В сопроводительном тексте к опубликованным фотографиям значится следующее: "Напомним, в 2005 году Сергей Арбузов стал членом партии Виктора Ющенко "Наша Украина".
Перемещаемся резко южнее. Солнечная Одесса, Аркадия.
"Арбузова мало не бывает.Одесса, Аркадия.после 20-го лайтбокса я бросила считать. Арбузов-мистер Аркадия 2013", - пишет Кристина Бердинских на своем Facebook'е.
Обратите внимание на комментарии под этой фотографией. Из них следует, что галереи первого вице-премьера присутствуют также в Сумах, Николаеве и даже в Горловке.
"Экономическую правду" заинтересовала логика, которой руководствовались рекламисты. Мало того, что она заклеивали плакатами Арбузова целые кварталы. Так еще и делали это не в самых лучших местах.
"Аркадия зимой - самый безнадежный вариант с точки зрения рекламы. рекламщики тоже не дураки, знают где размещать балласт", - пишет один из участников обсуждения бигбордов в своем Facebook'е.
Кроме того, нас заинтересовало, какие суммы были потрачены на это размещение. А еще, кто это заказывал, и кто платил за этот праздник души.
Эти вопросы мы направили в адрес Сергея Арбузова. Ответа первого вице-премьера мы, к сожалению, не получили.
Зато у нас есть данные мониторинга компании Doors Consulting. Они относятся к кампании журнала "Бизнес" и других газет, на которых изображено лицо Арбузова.
Эти данные показывают, что обложка "Бизнеса" и других изданий в конце февраля заполнили 1740 рекламных поверхностей!
В большинстве своем, это были сити-лайты и лайтбоксы, но встречались и более экзотические формы наружной рекламы.
Город |
Формат |
12 Jan |
25 Jan |
12 Feb |
25 Feb |
Ивано-Франковск |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
2 |
Кривой Рог |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
3 |
Николаев |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
3 |
Ровно |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
1 |
Севастополь |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
2 |
Тернополь |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
2 |
Ужгород |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
1 |
Черкассы |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
3 |
Чернигов |
Триэдр |
0 |
0 |
0 |
4 |
Белая церковь |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
16 |
Бердянск |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
33 |
Винница |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
33 |
Горловка |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
18 |
Днепропетровск |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
132 |
Евпатория |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
25 |
Житомир |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
49 |
Запорожье |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
55 |
Ивано-Франковск |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
38 |
Кировоград |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
45 |
Кременчуг |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
41 |
Кривой Рог |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
20 |
Лубны |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
5 |
Луцк |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
44 |
Мелитополь |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
20 |
Мукачево |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
2 |
Николаев |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
31 |
Одесса |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
180 |
Полтава |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
40 |
Ровно |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
15 |
Севастополь |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
47 |
Симферополь |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
47 |
Сумы |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
68 |
Тернополь |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
45 |
Ужгород |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
19 |
Харьков |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
140 |
Херсон |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
37 |
Хмельницкий |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
35 |
Черкассы |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
25 |
Чернигов |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
32 |
Черновцы |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
14 |
Чоп |
Сити-лайт |
0 |
0 |
0 |
10 |
Днепропетровск |
Остановка |
0 |
0 |
0 |
41 |
Запорожье |
Остановка |
0 |
0 |
0 |
32 |
Одесса |
Остановка |
0 |
0 |
0 |
45 |
Харьков |
Остановка |
0 |
0 |
0 |
100 |
Херсон |
Остановка |
0 |
0 |
0 |
6 |
Черкассы |
Остановка |
0 |
0 |
0 |
2 |
Винница |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
2 |
Днепропетровск |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
16 |
Кривой Рог |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
7 |
Николаев |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
26 |
Одесса |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
23 |
Севастополь |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
6 |
Симферополь |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
7 |
Сумы |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
2 |
Харьков |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
10 |
Хмельницкий |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
8 |
Чернигов |
Лайтбокс |
0 |
0 |
0 |
21 |
Одесса |
Киоск |
0 |
0 |
0 |
2 |
Симферополь |
Квадраэдр |
0 |
0 |
0 |
2 |
Итого : |
|
0 |
0 |
0 |
1740 |
Информация предоставлена по запросу Ассоциации наружной рекламы Украины
Лайтбоксы стоят даже в городах, в которых журнал "Бизнес" официально не продается – условно, в Белой Церкве, Горловке, Мукачево и Чопе.
А Киев, в отличие от предыдущих случаев, рекламисты Арбузова решили не заклеивать. Очевидно, чтобы не вызывать на первого вице-премьера огонь критики. Он и без того является одним из любимых персонажей таких изданий, как "Украинская правда", "Зеркало недели", "Наші Гроші", а также телеканала TVi.
Вот, например, тематический фильм, посвященный странным расходам, которые проводились, когда Арбузов был главой Национального банка Украины. В частности, ассигнования на постройку дома отдыха НБУ в Карпатах и закупку оборудования для собственного телеканала "БТБ".
Очень интересно, сколько денег было потрачено на бездарность под названием "Гимн гривне". Когда нам впервые рассказали про то, что это существует, мы решили, что речь идет о розыгрыше, подготовленном на очередной корпоратив.
Но оказалось, что нет – песню усиленно ротировали по радиостанциям, а клип – по телеканалам. За деньги.
Не исключено, что это делали те же самые люди, которые несколько месяцев назад распространяли в СМИ ободряющие комментарии о валютных спекулянтах (смотрите обложку "Комментариев"), а в последнее время – о высоком качестве Госпрограммы активизации экономики.
Интересно, какого эффекта ожидали заказчики? Что люди побегут продавать доллары и покупать воспетую (в прямом смысле этого слова) гривну? Это что, сеанс НЛП на всю страну?
Также немалые деньги были потрачены в свое время на то, чтобы "разогнать" по наружной рекламе вот это изображение…
Фото "Лига" |
…и вот это.
Возникает вопрос, откуда деньги? И кто платил? Ответа Сергея Арбузова, напомним, мы не получили.
Но кое-какие данные нам удалось достать.
Мы попытались посчитать, сколько стоило размещение 1 740 рекламных поверхностей. Сразу два источника рассказали, что на последнюю компанию были потрачены 12 млн грн, при том, что реальная ее стоимость могла быть намного меньше. Можно ли верить этому утверждению? Не знаем.
Насколько меньшей может быть реальная стоимость кампании, можно понять из комментария Артема Биденко (смотрите ниже) – в нем фигурирует цифра 1,5 млн грн. Правда, эксперт сделал поправку – если не произошло завышения цены.
Но и 1,5 миллиона, и 12 миллионов – по сути одно и то же, потому что расходовались средства государственного банка. А вот вопрос, какая из сумм более верная – это уже из области предположений, не завысили ли заказчики цены, которые показали Арбузову.
Сведения экспертов отличались только в одном. Первый утверждал, что генеральным подрядчиком выступала компания "Инфокон", второй – что это была компания "РТМ". Обе структуры являются уважаемыми, и давно работают на рынке. Впрочем, они обе были лишь исполнителями.
Структура, через которую прогонялись деньги, остается неизвестной. По словам экспертов, платить заставили один из государственных банков. Какой из пяти, они не смогли назвать.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Артем Биденко, политолог, руководитель Ассоциации наружной рекламы Украины.
"Мы видим достаточно необычную картинку - отсутствие рекламы в Киеве, и огромное количество плоскостей в регионах. Действительно огромное - на последних выборах столько рекламы размещали ведущие политические партии (от 1 000 до 2 000 плоскостей в месяц).
Какие выводы мы можем из этого сделать? Первый и очень важный. Речь идет о рекламе газет и журналов - никак не Арбузова лично. Поэтому мы не можем напрямую говорить о явной пиар-кампании, это было бы некорректно и неправильно. Соответственно, мы не можем считать общий бюджет данной пиар-компании.
Мы можем лишь сказать, что если бы это количество рекламы покупалось по рыночным ценам на реальном украинском рынке, то пришлось бы заплатить до 1,5 млн грн, с учетом сезонных скидок, печати, разнообразных комиссий посредников и т.д.
Выбран подход "реклама не политической фигуры, а СМИ". Мы, понимаем, что все-таки идет работа по формированию нового бренда.
Является ли кампания реально грамотной - будет понятно только, если мы узнаем реальную стоимость. Ведь она в реальной жизни может быть в разы больше.
Второе. Обычно политик или политическая сила максимально привлекают внимание элит в Киеве, поэтому значительная часть рекламы - в среднем 20% - размещается в Киеве. Эдакий эффект присутствия: если мы есть на щитах на Вышгородской, значит, мы серьезная политическая сила.
В данном же случае явно и сознательно Киев не хотят будоражить. Нет желания обращать внимание, вызывать агрессию со стороны потенциальных конкурентов. Особенно интересна кампания в разрезе того, что не во всех городах можно купить указанные газеты и журналы.
Итак, что в сухом остатке? Мощная пиар-кампания по продвижению лица и фамилии одного политика. При этом - без Киева, чтобы не вызывать преждевременных кривотолков.
Регионы же вовсю готовят к переменам политической жизни - чтобы в нужное время не было бунтов на местах.