Приватизація-2012: крок до розграбування країни
Прошедший год запомнился не только коррупцией на объектах "Евро-2012", невиданным тендерным "дерибаном" бюджета, поломками "скоростных" "хюндаев", выборами, "покращенням" жизни семьи президента, усилением обороноспособности "Межигорья", но и масштабным разграблением государственных активов.
Без преувеличения можно утверждать, что по своему размаху оно превзошло даже массовую приватизацию 1995-1999 годов.
Хотя могло быть и большим.
Бюджетный провал приватизации
Самое показательное в итогах приватизации 2012 года то, что, несмотря на большое количество выставленных на продажу крупных компаний, Фонд госимущества не смог выполнить план по денежным поступлениям.
Госбюджетом на 2012 год ему ставилась задача заработать 10,575 млрд грн, а он получил лишь около 6,763 млрд. Возникает закономерный вопрос: что помешало ФГИ выполнить план? Ведь госбюджету катастрофически не хватало денег на решение социальных и других проблем.
В то же время, благодаря принятию в начале 2012 года новой Программы приватизации и закона о Фонде госимущества, а также сформированной Януковичем жесткой вертикали власти, у ФГИ не было никаких административных и иных препятствий для выполнения и перевыполнения финансового задания.
Причем сроки и объем выставляемой на продажу собственности определялись только желанием и финансовыми возможностями придворных олигархов.
Ответ на вопрос о причинах невыполнения плана прост: занижение выставляемых на "конкурсы" предприятий в два-четыре раза и адресность продаж. Если бы цены на приватизируемые объекты были рыночными, то бюджет получил бы в 2012 году от Фонда госимущества 16-18 млрд грн.
К слову, если ФГИ будет так проводить приватизацию, то к 2015 году госбюджет не получит обещанные главой ФГИ Александром Рябченко 50-70 млрд грн.
Если в целом охарактеризовать приватизационные процессы 2012 года, то можно выделить следующие особенности по сравнению с предыдущими периодами.
Распродажа
Первая - невиданное ранее количество проданных крупных активов за такой короткий промежуток времени. Если сравнивать приватизацию периода президентства Виктора Ющенко, то можно привести следующие цифры.
Всего за 2005-2009 годы были проданы на приватизационных конкурсах госпакеты акций 20 предприятий. Из них одно самое крупное - "Криворожсталь" - прошло повторную реприватизационную перепродажу в 2005 году.
Юлия Тимошенко запомнилась реприватизацией "Криворожстали". Фото .24.ua |
Причем случаев, когда продавались крупные пакеты акций предприятий, было всего лишь десять.
Первая пятерка: "Завод Гамма" - 93,45% за 13,8 млн грн, "Завод полупроводников" - 74,99% за 204,96 млн грн, "Никопольский южно-трубный завод" - 96,67% за 352,61 млн грн, "Лугансктепловоз" - 76% за 292,5 млн грн, "Чистые металлы" - 57,2% за 8,1 млн грн.
Вторая пятерка: "Южный радиозавод" - 78,34% за 10,9 млн грн, "Львовский завод радиоэлектронной медицинской аппаратуры" - 61,32% за 1,89 млн грн, "Дунайсудноремонт" - 75% за 33,37 млн грн, авиакомпания "Днеправиа" - 99,544% за 59,02 млн грн, "Гостиничный комплекс "Братислава" - 51% за 20,56 млн грн.
Средние пакеты акций были проданы у предприятий: "Севастопольский морской завод" - 26% за 48,64 млн грн, "Запорожский абразивный комбинат" - 15% за 21,9 млн грн, НАСК "Оранта" - 25%+1 за 500,75 млн грн, "Львовоблэнерго" - 26,98% за 197,85 млн грн, "Черниговоблэнерго" - 25% за 223,42 млн грн.
Также в 2005-2009 годах были проданы мелкие пакеты акций "Митталстил Кривой Рог", "Павлоградугля", "Криворожского железорудного комбината", "Укртелекома".
Общая сумма поступлений от приватизации в 2005-2009 годах, если не считать 24 млрд грн от перепродажи "Криворожстали", составила около 4,27 млрд грн.
Стахановские темпы "дерибана"
А вот и вторая отличительная черта приватизационного процесса 2012 года
В отличие от эпохи Ющенко-Тимошенко, темпы приватизации "по-Януковически" в 2012 году просто фантастичны. Особенно если учесть, что продавать много госактивов в период затяжного экономического кризиса просто преступно, ведь их приходится распродавать за бесценок.
Холдинг Рината Ахметова "ДТЭК" стал победителем в пяти из восьми конкурсах по продаже госпакетов энергокомпаний: "Западэнерго", "Днепрэнерго", "Днепроблэнерго", "Донецкоблэнерго" и "Крымэнерго". Самый богатый украинец выложил за них 4,5 млрд грн.
Виктор Янукович и Ринат Ахметов. Фото tyzhden.ua |
Государственные пакеты акций остальных трех энергокомпаний приобрели российские олигархи Александр Бабаков и Константин Григоришин, который выполнял роль "свадебного генерала" в приватизационных конкурсах Ахметова. Первый - "Черновцыоблэнерго" и "Закарпатьеоблэнерго" за 210 млн грн. Второй - "Винницаоблэнерго". За нее бизнесмен отдал 176 млн. грн.
Компания Дмитрия Фирташа "Газтек" победила в 13 из 17 конкурсов по продаже госпакетов акций обл- и горгазов: "Крымгаза", "Николаевгаза", "Ивано-Франковскгаза", "Тысменицагаза", "Винницагаза", "Житомиргаза", "Черновцыгаза", "Волыньгаза", "Луганскгаза", "Сумыгаза", "Севастопольгаза", "Днепропетровскгаза", "Запорожгаза".
Сейчас многие облгазы планово банкротятся, и проходят таким образом очистку от кредиторской задолженности (если она есть) и от возможной реприватизации. Последнее приспособление является классическим для олигархов. Они покупают за бесценок государственную собственность, и потом пару раз перепродают ее имущественный комплекс. Таким образом, даже если государство решится отобрать предприятие назад, отбирать уже будет нечего. А олигарх в глазах закона уже будет добросовестным приобретателем. В этом, собственно, и состоит суть "очистки".
За облгазы Фирташ заплатил лишь 326 млн грн. Это в разы меньше, чем они стоят реально, особенно с учетом того, что в масштабах областей или крупных городов они являются единственным продавцом газа. То есть, монополистом.
Естественно, в глазах украинского закона монополистом Фирташ не был до этого, и не стал после тотальной скупки облгазов. Точно так же, как Ринат Ахметов не признан монополистом на рынке поставок электроэнергии.
Василий Цушко преданно охранял имущество олигархов на посту главы Антимонопольного комитета. Фото glavcom.ua |
Почему так - ответ целиком на совести Антимонопольного комитета, который из самостоятельного и сильного регулятора превратился в олигархический придаток, защищающий неприкосновенность собственности "элиты".
Кроме того, в ноябре 2012 года близкая к Фирташу и экс-министру топлива и энергетики Юрию Бойко компания "Укристгаз" купила на приватизационном конкурсе одну из крупнейших теплоэлектроцентралей Украины - Харьковскую ТЭЦ-5 за 340 млн грн, а в декабре его компания OstchemGermany выкупила у государства 50%+1 акцию завода "Крымский титан" за 677,6 млн грн.
О титановой отрасли следует сказать отдельно. В 2012 году была узаконена монополия Дмитрия Фирташа на рынке титана. Предприятия ключевой отрасли, включая формально государственные ГОКи, отошли к нему "незадорого". Очевидно, что это произошло по договоренности с первым лицом государства. Какую услугу оказал Фирташ Януковичу, пока что остается тайной. Вероятнее всего, здесь не обошлось без "серого кардинала" украинской политики - главы Администрации президента Сергея Левочкина, который является давним деловым партнером Фирташа.
Пакеты акций еще четырех газовых компаний - "Кременчуггаз", "Херсонгаз", "Лубныгаз", "Полтавагаз" - за 59 млн грн купили группы "Содружество", "Финлекс-инвест" и "Финэкс-инвест". В отношении того, кто контролирует последние две структуры, существуют разные мнения.
Дмитрий Фирташ и Сергей Левочкин. Фото Дмитрия Амидова |
Получить свой кусок приватизационного пирога сумели и другие отечественные олигархи. В частности, близкая Петру Порошенко компания "Укравтозапчасти" приобрела "Нежинский сельмаш" за 7,9 млн грн.
Киевский мотоциклетный завод, владеющий крупным земельным участком в центре Киева, купила компания "Капитал индекс групп" за 59,8 млн грн. По данным источников ЭП, за ней стоит "регионал" Василий Хмельницкий.
Бизнес-партнер Ахметова Вадим Новинский получил в 2012 году гостиницу "Спорт" возле НСК "Олимпийский" в центре Киева за 67 млн грн. Полученная очень дешево, она вот-вот превратится в сетевой отель мирового класса.
Законы и коррупция неразделимы
Третьей особенностью приватизационных процессов в 2012 году стала законодательная легализация в их рамках откровенно коррупционных схем.
В качестве наглядных примеров можно привести продажу на "конкурсе" гостиницы "Спорт" и маневры власти с целью поставить под контроль своих людей оценку объектов для налогообложения.
Под предлогом необходимости использования гостиницы "Спорт" в период "Евро-2012" 8 июля 2011 года народные депутаты позволили ее приватизировать.
Однако 19 октября конкурсная комиссия Национального агентства по "Евро-2012" на конкурсе по привлечению инвестора для реконструкции гостиницы определила победителем ООО "Юджин".
Объявление Фондом госимущества 22 февраля 2012 года конкурса по продаже Киевского госпредприятия "Гостиница "Спорт" стало неожиданностью - это противоречило распоряжению правительства от 2011 года.
2 апреля ФГИ объявил, что победителем конкурса признана компания "Юджин", входящая в "Смарт-холдинг" Вадима Новинского. Она якобы предложила чуть больше стартовой цены - 67 млн грн при начальной цене 66,324 млн грн.
Пресс-служба фонда заявила, что в конкурсе участвовала еще одна компания, но ее название не озвучила. При этом на сайте ФГИ никаких данных о результатах проведения конкурса и его участниках до сих пор не размещено.
Попытки журналистов узнать, кто составлял конкуренцию компании Новинского, и по каким критериям ее определили победителем, не увенчались успехом.
Вадим Новинский и Ринат Ахметов. Фото focus.ua |
Конкурентов быть и не могло. Их отпугивало выдвинутое ФГИ условие, что его участник должен был заключить договор о совместной деятельности с госпредприятием (!). Поскольку "Юджин" это уже сделало, то конкурентов у него не могло быть в принципе.
Это называется "моделирование конкурса под заказчика" - классический пример коррупции.
ЭП на основании закона о доступе к публичной информации обратилась к Фонду госимущества с просьбой сообщить перечень участников конкурса.
Начальник управления ФГИ Татьяна Буртняк сообщила, что, в соответствии с Положением о конкурсной комиссии, информация о составе комиссии, участниках конкурса, их количестве и содержании предложений не разглашается.
Протокол заседания конкурсной комиссии содержит "информацию с ограниченным доступом", и "у ФДМ нет оснований для предоставления информации относительно участников конкурса по продаже целостного имущественного комплекса государственного предприятия "Гостиница "Спорт".
Это лишь один из примеров более чем ненормальных для нормального государства приватизационных конкурсов.
Они стали возможными благодаря принятому в январе 2012 года закону "О программе приватизации на 2012-2014 годы".
Этот документ восстановил инвестиционные конкурсы по продаже государственных объектов, отмененные в 2001 году. Их отличие от обычных конкурсов состоит в том, что победителем может определяться участник, который предложил меньшую сумму за покупку, но большие "инвестиционные обязательства" якобы для улучшения финансово-экономического положения или модернизации продаваемого предприятия.
Верховная Рада вернула старый механизм дерибана госсобственности |
Ныне, как в 1990-е годы, эта уловка служит для протаскивания в победители "нужных" фирм и уменьшения своих затрат для прикарманивания госактивов.
Данная норма и была применена для того, чтобы определить победителем на приватизационном конкурсе по гостинице "Спорт" компанию Новинского.
По информации конфиденциального источника из ФДМ, второй участник конкурса, имя которого фонд отказывается назвать, предложил большую сумму, но меньшие инвестиционные обязательства, чем "Юджин".
Это дало конкурсной комиссии, составленной из послушных чиновников, формальное право провозгласить последнее победителем.
Да и как может быть иначе, если партнером Новинского по "Метинвесту" является Ринат Ахметов. К слову, реконструируемая с целью открытия к "Евро-2012" гостиница "Спорт" до сих пор не запущена в эксплуатацию.
В качестве еще одного свидетельства законодательной легализации коррупционных схем нынешней властью можно привести пример с попытками народных депутатов Антона Яценко и Сергея Осыки монополизировать своими фирмами рынок оценки в целях налогообложения.
Это стало возможным после того как с подачи отцов "тендерной мафии" в конце 2012 года в закон "О Фонде государственного имущества Украины" был включен пункт об исключительном характере данного вида деятельности.
Своим все, чужим ничего
Новая власть по-своему перефразировала генерала Франко, который говорил: "Друзьям - все, врагам - закон".
Четвертая особенность приватизационных процессов в 2012 году - адресный характер продаж крупных активов.
Разве кто-то осмелится при нынешнем режиме претендовать на энергетические компании, на которые "положил глаз" Ахметов? Сможет ли кто-то конкурировать с Фирташем на конкурсах по облгазам, которые находятся в сфере его интересов?
В качестве примеров, подтверждающих адресный характер приватизации-2012, можно привести январско-февральские надуманные отмены и переносы конкурсов по продаже пакетов акций "Закарпатоблэнерго" и "Винницаоблэнерго". Их особенностью было то, что Ахметов на них не претендовал.
В декабре 2011 года заявки на участие в конкурсе по продаже 50% "Закарпатоблэнерго" подали две компании: "Луганское энергетическое объединение" украинско-российского олигарха Константина Григоришина и "Энергетическая Украина ТВ" депутата Госдумы России Александра Бабакова.
Причем одна из компаний последнего владела 10% акций. Бабаков, конечно же, считал, что он имеет преимущество при приобретении "Закарпатоблэнерго" и, соответственно, "застолбил" свое первоочередное право у руководства Украины.
Однако 20 января 2012 года итоговое заседание конкурсной комиссии под предлогом отсутствия кворума было отменено.
Дело в том, что Рябченко был назначен на должность руководителя приватизационного ведомства по квоте коммунистов, которые, как пишет пресса, давно финансируются Константином Григоришиным.
Александр Рябченко. Фото ДВ |
При вскрытии конвертов оказалось, что Бабаков предложил большую сумму, чем планировал заплатить его конкурент. Естественно, Рябченко доложил об этом кому-то. Поскольку Григоришин не смог договориться с Бабаковым до 20 января, нужен был предлог, чтобы перенести заседание комиссии.
В предыдущий раз, в ноябре 2011 года, при продаже 25% акций "Киевэнерго" поводом для переноса конкурса на 9 декабря 2011 стал отказ Антимонопольного комитета рассматривать документы "Полтаваоблэнерго", принадлежащие Коломойскому и Григоришину, для получения разрешения на участие в конкурсе.
Поскольку с депутатом Госдумы России использовать этот же предлог было чревато новым российско-украинским скандалом, Рябченко избрал вариант отмены и переноса конкурсного заседания из-за "отсутствия кворума".
Однако как ни пытался председатель ФДМ подыграть Григоришину, Бабаков, заручившись поддержкой "выше", 13 февраля выиграл конкурс с незначительным повышением первоначальной цены.
Еще более показательным стал конкурс по продаже "Виннацаоблэнерго". Первоначально к нему были допущены три участника: "Львовоблэнерго", которое принадлежит братьям Суркисам, "Луганское энергетическое объединение", подконтрольное Григоришину, и "ВС энерджи" Бабакова.
Двое последних, с учетом намечаемого компромисса по "Закарпатоблэнерго" определились, что победителем должна стать структура Григоришина. Братья Суркисы оказывались не при делах.
Поскольку последние не соглашались отказаться от участия в конкурсе, по указанию сверху Рябченко дал команду работникам ФДМ сорвать конкурс.
ЭП писала, что это было сделано самым циничным и примитивным образом: сначала путем манипулирования, а затем - физического недопущения нескольких членов комиссии в помещение фонда, где она заседала.
Григорий и Игорь Суркисы. Фото 62.ua |
Братья Суркисы продолжали упорствовать, поэтому под надуманным предлогом Генпрокуратура за один рабочий день до конкурса подала протест против участия в нем 13 февраля "Львовоблэнерго".
ФДМ покорно согласился отстранить компанию Суркисов. Победителем с незначительным повышением стартовой цены стала структура Григоришина.
Руководство "Львовоблэнерго" сделало несколько гневных публичных заявлений, в которых пообещало оспорить решение конкурсной комиссии в суде. Однако данные о судебных тяжбах в прессу не просачивались. Скорее всего, Суркисам объяснили бесполезность попыток добиться справедливости.
Однако 26 марта произошло символическое событие. В тот день в Дарницком районе Киева на лестничной площадке у своей квартиры было совершено нападение на начальника юридического управления ФГИ Сергея Пушкаря.
Он организовывал сначала срыв конкурса 3 февраля, а затем юридически обосновывал отстранение "Львовоблэнерго" от участия в нем. Пушкаря десять раз ударили молотком по голове. В результате тяжелой черепно-мозговой травмы он несколько месяцев пролежал в реанимационной палате больницы "Феофания".
Есть основания полагать, что все произошедшее было местью за совершенную им должностную коррупцию. Причем местью устрашительной и показательной для других должностных лиц Фонда госимущества.
Ведь если бы хотели убить, достаточно было нескольких "хороших" ударов. Однако злодеи преследовали цель лишь поучительно покалечить Пушкаря. Как говорится, пускай дальше мучается по жизни с такой серьезной травмой.
Очень "смешные" цены
Пятой особенностью приватизационных сделок в 2012 году стала бросовая цена, по которой продавались объекты.
ЭП уже писала, как это делается по отдельным предприятиям. Анализ же всего массива продаж 2012 года позволяет выявить сложившуюся схему занижения стоимости приватизационных объектов. Упрощенно это выглядит так.
Сначала в узком кругу президентского окружения определяются предприятия, которые "верхи" хотят присвоить себе, и кто какое из них получит. Затем этот список оформляется нормативно-законодательными актами.
Далее Кабмин или списывает долги отраслям, предприятия которых планируется приватизировать, или путем взятия под свои гарантии иностранных кредитов финансирует модернизацию компаний с госдолей. Например, с помощью китайских денег планирует переоснастить угольные шахты и ТЭЦ.
Для таких целей неплохо иметь своего "карманного" члена правительства. Например, такую функцию у Фирташа выполнял Юрий Бойко. Для Ахметова стараются целый Совет Энергорынка и руководство НКРЭ.
Бизнес-партнеры: Дмитрий Фирташ, Юрий Бойко и Иван Фурсин
|
Следующий шаг - приобретение на фондовом рынке или посредством скупки у членов трудового коллектива миноритарных пакетов акций, интересующих придворных олигархов или высокопоставленных чиновников АО.
Это позволяет им установить на предприятии свой менеджмент. Его руками за время до начала приватизации ухудшаются, чаще всего до убыточности, финансовые показатели предприятия. Именно так случилось с "Сумыхимпромом", который был доведен до банкротства в интересах Фирташа.
Благодаря этому при оценке выставляемых на продажу объектов силами специалистов ФДМ или независимых экспертов получается значительно заниженная стоимость предприятия.
Затем Кабмин и ФГИ так выписывают конкурсные условия продажи объектов, что участвовать в их покупке не могут не только иностранные компании, но и большинство украинских.
Например, для права приобретения энергокомпаний необходимо было 30% коксующего угля закупать у отечественных предприятий, то есть у Ахметова, Звягильского и Иванющенко.
А для участия в недавнем конкурсе по отбору негосударственных участников для Запорожского титаномагниевого комбината - ЗТМК - нужно было иметь возможность обеспечить предприятие отечественным ильменитовым сырьем, производимым в Украине только Иршанским и Вольногорским ГОКами.
"Фишка" данного условия в том, что оба эти комбината являются госпредприятиями, переданными структурам Фирташа в аренду.
Далее путем административного, правоохранительного, а порой и криминального давления отсекаются оставшиеся "не свои" претенденты на покупку объекта. В итоге при проведении конкурса стартовая цена или повышается незначительно - лишь для создания видимости конкуренции, или не возрастает вообще.
Так покупал свои облэнерго Ахметов и Григоришин. Так покупали государственное имущество все.
Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ. На заднем плане Юрий Бойко. Фото glavcom |
Последним наглядным примером работы описанной схемы может служить недавняя приватизационная покупка структурой Фирташа "Крымского титана".
В 2010-2011 годах это предприятие получало по 20 млн грн прибыли. Однако после того как украинский газово-химический олигарх решил прибрать его к своим рукам и окончательно установил на нем в конце 2011 года свой менеджмент, по результатам десяти месяцев 2012 года убыток составил 119,77 млн грн.
Естественно, определенная оценщиком стоимость 677,6 млн грн оказалась значительно ниже рыночной. По оценке специалистов, она должна была составлять 6 млрд грн. Однако процесс занижения стоимости приватизируемых предприятий не заканчивается после их покупки по бросовым ценам.
Благодаря предоставлению Кабмином приватизированным компаниям льгот в налогообложении (ГМК и судостроение), последующему уменьшению выплачиваемых государству отчислений посредством трансфертного ценообразования, а иногда - выделению кредитов и госдотаций, цена приватизационной покупки предприятия порой приближается к нулю.
Иными словами, подавляющее большинство прикарманенных олигархами высоколиквидных активов, в конечном счете, оплачивается путем перераспределения в их пользу бюджетных денег, то есть посредством залезания в карман к каждому украинскому гражданину.
Приватизация как источник доходов коммунистов
В качестве пятой особенности приватизации в 2012 году необходимо назвать монополизацию исполнительно-контрольных функций в процессах разгосударствления в руках коммунистов.
Автор уже не раз писал о парадоксальности данной ситуации и с точки зрения управленческих принципов, и с позиции постоянно провозглашаемых украинскими "красными" призывов путем национализации возвратить стратегические предприятия в собственность державы.
Однако факт остается фактом: назначенный председателем ФГИ по квоте коммунистов Александр Рябченко является исполнителем воли олигархов по окончательному разграблению государственных активов.
А председатель Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации Верховной рады коммунист Евгений Мармазов вместо борьбы с этим явлением своей бездеятельностью и молчанием - вряд ли случайным - покрывал его.
Однако эта ситуация парадоксальна лишь на первый взгляд. Дороговизна недавней избирательной кампании коммунистов показывает, что они кроме членских взносов имели большие дополнительные источники финансирования.
Поскольку, по словам Петра Симоненко, в рядах украинских "красных" нет ни крупных бизнесменов, ни тем более олигархов, предположение напрашивается само собой: необходимые денежные вливания они могли получить посредством "деятельности" их ставленников - Александра Рябченко и Игоря Калетника.
Приватизация и таможня считаются наиболее коррупционно пригодными сферами в Украине.
Однако если говорить об их ценности для коммунистов с точки зрения неофициальных дивидендов, факт их отказа от поста главы Таможенной службы и сохранения своих людей в ФДМ и Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации парламента говорит сам о себе.
Начнет ли оппозиция сражаться за госсобственность
Шестая особенность приватизационных процессов в 2012 году - вялая реакция оппозиционных сил на факты разграбления госсобственности.
"Объединенная оппозиция", "Удар" и "Свобода" не раз говорили о необходимости возврата активов, присвоенных в ходе коррупционной приватизации. Но говорили как-то вяло - скорее, потому что об этом нужно говорить.
Реально ни прикарманивание энергокомпаний, ни облгазов, ни "Крымского титана", ни начало приватизации "Нафтогаза" и "Укрзалізниці" не вызвало у них столь же яркой реакции, как, например, "языковой закон" Колесниченко. А ведь в основе власти лежит не язык, а собственность.
И вообще, есть ли в Украине реальная оппозиция?
Многочисленные переходы наиболее состоятельных депутатов сначала в БЮТ, а потом в Партию регионов говорит, что ее нет. Использование одних и тех же оффшорных посреднических фирм указывает на то же самое.
И вообще, нынешняя "оппозиция" - это вчерашняя власть. И при Юлии Тимошенко творилось то же самое, что происходило при Кучме, и что происходит при Януковиче.
А сегодня "оппозиция" скорее играет роль инструмента власти. Когда нужно, блокируют трибуну. Когда нужно, создают шум.
"Свобода" в парламенте |
Можно говорить, разве что, о наличии "голодных". В этом качестве выступает сегодня "Свобода", которая неожиданно для себя получила большое количество голосов избирателей.
Сегодня "свободовцы" всячески доносят до власти, что они - реальная сила. Доносят пока кулаками, распиливанием заборов и попытками встрять в любой экономичексий конфликт.
Рано или поздно, власть решит поделиться с "голодными". После этого "Свобода" станет тем, чем ее долго называли до выборов - "контролируемой "оппозицией" на бюджете "Партии регионов".
Но произойдет это не завтра. Значит, пока что "Свобода" будет радовать нас новыми смелыми действиями в стенах парламента и за их пределами.
Секретные файлы Фонда госимущества
Седьмой особенностью приватизации в 2012 году можно назвать усиление закрытости в работе ФГИ.
В 2012 году фонд впервые в своей истории провел тайный конкурс по продаже фирме Новинского гостиницы "Спорт".
Не увенчались успехом попытки прессы узнать, как выполнял в 2012 году покупатель "Укртелекома" - компания ЭСУ, "дочка" австрийской EPIC, - инвестиционные обязательства на 1 275 млн грн.
Отказалось приватизационное ведомство ответить на запрос оценщиков, кто является членами общественных организаций, которые народные депутаты Антон Яценко и Сергей Осыка используют для монополизации рынка оценки.
"Нафтогаз Украины", как партизан на допросе, скрывает результаты оценки ГТС.
Восьмая особенность приватизации в 2012 году - активное использование властью для "дерибана" госсобственности средств теневой приватизации. Подробнее об этом читайте в ближайшее время на "Экономической правде".
ПРО АВТОРА:
Владимир Ларцев, экс-советник председателя Фонда госимущества, директор "Центра антиолигархической политики"