Митний союз чи МВФ - куди податися бідному родичеві?
Найвідчутнішим короткостроковим ефектом від вступу до Митного союзу буде зниження ціни на газ на $100-200 за 1000 кубометрів. Що з точки зору валютних резервів означатиме економію близько $4 млрд на рік. Однак цього буде явно недостатньо, щоб закрити розрив у зовнішньому фінансуванні (рос.)
Не смотря на позитивные данные по платежному балансу - дефицит текущего счета которого уменьшился в ноябре до $0,8 млрд, а баланс финансового счета был сведен с профицитом, - ситуация на долговом рынке остается для Украины напряженной.
Общий разрыв во внешнем финансировании украинских долгов по итогам 2013 года может составить до 10 млрд долларов. Теоретически, его можно покрыть с помощью кредита МВФ, но для этого нужно проводить реальные реформы, которые болезненно бьют и по карману, и по имиджу не слишком любимой народом власти.
В свою очередь, Таможенный союз, в который активно зовет Украину Владимир Путин, гарантирует скидку на газ, не бьет по карману, но и не гарантирует новых кредитов. А кроме того, грозит потерей суверенитета – сначала экономического, а там недалеко и до политического растворения Украины.
Неправильный выбор партнера для преодоления кризиса может очень плохо закончиться. Понимают ли это в Кабмине?
Ужимки кризиса
В новый год экономика Украины входит если не в состоянии комы, то точно с симптомами серьезной болезни.
На протяжении 6 месяцев наблюдается падение промышленного производства. Самое глубокое сокращение промпроизводства наблюдалось в сентябре - на 7%. В октябре промышленность "похудела" на 4,2%, а в ноябре - еще на 3,7%.
Ключевые причины торможения - высокие цены на газ для химической промышленности, которая проигрывает конкуренцию белорусским и российским компаниям, продолжающееся снижение мировых цен на сталь, а так же сокращение объемов производства в машиностроении. Это если не касаться по-прежнему сложных условий для работы бизнеса в Украине, и почти полной невозможности начать новое более-менее технологически сложное производство.
В то же время, дефицит сведенного платежного баланса Украины в октябре 2012 составил $1 млрд 999 млн. По сравнению с показателем прошлого года ($1 млрд 566 млн) дефицит вырос на 26,65%. Причина - в продолжающемся росте импорта дорогих нефтепродуктов и газа, а так же в сокращении экспорта товаров и услуг, в первую очередь, из-за ухудшения мировой конъюнктуры на рынке металла.
Отрицательное сальдо торгового баланса Украины за 9 месяце 2012 года (это самые "свежие" данные) составило $11 млрд 474,6 млн по сравнению с $9 млрд 588,6 млн за аналогичный период прошлого года. При этом коэффициент покрытия экспортом импорта составил 0,82 (за 9 месяцев 2011 года - 0,84).
Фото Александр Чекменев |
При таких темпах роста импорта, в следующем году украинская экономика легко может повторить антирекорд 2008 года, когда дефицит торгового баланса Украины достиг минус $14,35 млрд. После девальвации гривны он сократился до $4,84 млрд (за январь-ноябрь 2009 года), вновь увеличился до $7, 96 млрд за тот же период 2010 года и, очевидно, будет расти дальше, если не будут предприняты реальные шаги по реформированию экономики и не достигнута договоренности с МВФ по рефинансированию долга перед Фондом, выплаты по которому в 2013-м году составят около $6 млрд.
Директор по суверенным рейтингам и главный аналитик по Украине в Standard&Poor's Ratings Services Тревор Каллинан считает, что регуляторные меры, предпринятые НБУ, а также сокращение сводного дефицита госбюджета обеспечат гривне временную поддержку, считает . "Но они (предпринятые меры – ЭП) не улучшат основные показатели Украины, такие, как большой и растущий дефицит текущего счета, который является одним из факторов, оказывающих давление на обменный курс и международные резервы", - отмечает эксперт.
Говоря о перспективах возобновления сотрудничества Украины с МВФ, Тревор Каллинан отметил, что, ключевые структурные критерии, которые ранее устанавливались для официального Киева, скорее всего, останутся точками преткновения и в предстоящих переговорах.
"Они включают в себя повышение внутренних тарифов на газ, фискальную консолидацию, а также более гибкий режим обменного курса. В итоге, обсуждения с МВФ могут растянуться и в 2013 году, и с нашей точки зрения любое соглашение может оказаться трудным для реализации", - резюмирует представитель Standard&Poor's.
При этом вариантов рассчитаться с долгами и компенсировать разрыв во внешнем финансировании у властей не много. Это либо возобновление сотрудничества с МВФ, либо вступление в Таможенный союз. Последний шаг принесет снижение давления на валютные резервы через уменьшение цены газа, хотя может увеличить поток импорта в страну в целом, а в стратегической перспективе угрожает суверенитету Украины.
Страсти по МВФ
В 2013-2015 годах Украине предстоит в общей сложности погасить задолженности перед Фондом на $10,8 млрд (SDR 7 млрд). Однако в нынешних условиях данная сумма является скорее "потолком" для запроса относительно кредитования.
"Пока что мы работаем с МВФ в рамках очень простой ситуации "условия программы не выполнены - продолжайте погашать кредит по графику". А выдачу нового кредита необходимо очень тщательно обосновать", - говорит старший советник Альфа-банка Роман Шпек. - "Сравните это с обычным банковским кредитом — перед каждой выдачей коллегиальный орган тщательно рассматривает кредитную историю, достоверную информацию о доходах и финансовом состоянии. Украина не показала себя как образцовый заемщик, хоть и своевременно погашает кредиты Фонда".
В то же время, говорить, что Украина провалила сотрудничество с Фондом по всем статьям - нельзя. "Одним из наиболее заметных условий предыдущей программы, которое Украина сумела выполнить, стало принятие изменений в пенсионное законодательство. Также, власти достигли прогресса в таких вопросах как рекапитализация проблемных банков, снятие административных ограничений на валютном рынке, создание единого регулятора на рынке коммунальных услуг", - говорит начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб.
Фото Кабмин |
Можно долго говорить о степени выполнения разных статьей программы, но ключевым вопросом на переговорах с МВФ является состояние государственных финансов. "По сути, именно баланс государственных финансов есть результирующей от тех направлений государственной экономической политики, что содержатся в программе stand-by и являются предметом переговоров Украины и МВФ", - считает Шпек, работавший постоянным представителем Украины при ЕС в 2000-2008 годах.
Так, Украина утвердила Госбюджет на 2012 год с дефицитом 1,7% ВВП, однако в итоге данный показатель вырастет практически вдвое. В течение года МВФ неоднократно указывал на отсутствие прогресса в вопросе политики в отношении сбалансирования финансов НАК "Нафтогаз Украины", на неоправданность увеличения доходов и расходов бюджета, на проблемы с дефицитом Пенсионного фонда.
В бюджете-2013 изначально установлен значительный дефицит в 3,2% ВВП. При этом в газовой сфере ничего не изменилось — каждый месяц правительству совместно с НБУ приходится проводить "спецоперации" по финансированию платежа за импорт газа.
"Бюджет балансируют путем перераспределения средств, забирая их у местных бюджетов. При этом абсолютно не очевидно, что прогноз роста украинской экономики на 3,4% в 2013 году является наиболее подходящим в нынешней ситуации. То есть дефицит Госбюджета-2013 рискует оказаться выше заявленного показателя. И уже звучат заявления о возможности пересмотра бюджета по итогам первого квартала, что создает очень устойчивые ассоциации с неоправданным пересмотром бюджета в 2012 году", - говорит Роман Шпек.
Собственно, так и выглядит нынешний фон для переговоров с МВФ.
Фото Александр Чекменев |
"На наш взгляд, в основе новой программы будут лежать три основных требования МВФ. Во-первых, постепенное повышение тарифов на газ и коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня. Этот вопрос остается наиболее болезненным для правительства и, поэтому, выполнить его будет труднее всего. Во-вторых, повышение гибкости обменного курса. И, в-третьих, обеспечение фискальной стабильности – а именно, удержание бюджетного дефицита (включая "Нафтогаз") в рамках 2,5-3% ВВП, а также ограничение объема предоставления госгарантий", - говорит Дмитрий Сологуб.
Какие-то условия будут выдвинуты и относительно финансового сектора – скорее всего, речь пойдет о диагностике банковского сектора на предмет достаточности капитала и возможности противостоять вероятной девальвации гривны.
"Также не исключено, что МВФ выставит какие-то условия и к проведению структурных реформ – повышение энергоэффективности, борьба с коррупцией, либерализация рынка земли", - отмечает аналитик "Райффайзен Банка Аваль".
При этом условие о переходе к более гибкому курсу гривни, скорее всего, будет выписано более жестко, чем в предыдущих двух программах. Украинская сторона, несмотря на все заверения, так и не сделала реальных шагов для изменения валютно-курсовой политики.
На наш взгляд, основным инструментом реализации этого требование будет установление жестких количественных ограничений на объем чистых валютных резервов. "То есть, в программе на квартальной основе будут четко прописаны минимальные значения этого показателя. И поэтому для того, чтобы выполнить эти условия, Нацбанку придется сократить поддержку курса гривны с помощью интервенций", - уверен Сологуб.
В то же время, согласно подсчетам аналитиков РБА, общий дефицит бюджета в 2013 году (включая "Нафтогаз" и Пенсионный Фонд) может достигнуть примерно 5% ВВП (то есть останется на уровне 2012 года). Такой уровень вряд ли будет приемлемым для МВФ – Фонд, скорее всего, потребует сокращения дефицита хотя бы до 3% ВВП. Что означает безусловное сокращение государственных расходов и, как следствие, вызовет ожидаемое сопротивление приближённых к бюджетным потокам лиц.
Мутный союз
Впрочем, по убеждению сторонников Евразийской интеграции, всех этих неприятных сокращений и прозрачностей все еще можно избежать.
Для этого достаточно войти в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Надо лишь договориться о надлежащем распределении доходов от таможни. По сведениям "ЭП", недоговоренность в этом вопросе - главная причина, удерживающая Виктора Януковича в Киеве - это отказ Владимира Путина рассматривать возможность, при которой Украина будет ассоциированным членом ТС, и при этом подпишет соглашение о зоне свободной торговли с ЕС.
Позиция Москвы принципиальна. Не может быть льготных условий по импорту украинских товаров в страны ТС, если Украина не уравняет все ввозные пошлины на импорт товаров из ЕС.
Фото 1c-rating.kz |
Однако вариант не устраивает властные группы. И причину их недовольства легко проиллюстрировать цифрами.
Так, по данным экс-министра финансов Виктора Пинзеника, бюджету РФ достаются 88% всех таможенных платежей, полученных от перемещения товаров на/с территории ТС.
В рамках Таможенного союза средневзвешенный импортный тариф - 9,43%, в Украине - 4,45%. Их уравнивание повлечет конфликты с ВТО; приведет к подорожанию западного оборудования, необходимого для модернизации промышленности, с последующим замещением машин и оборудования на российские.
Теперь о плюсах. Согласно результатам исследования Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Института экономики и прогнозирования НАН, интеграционный эффект для Украины от вступления в ТС даст в перспективе рост ВВП на 6% (для Беларуси – на 14%, для Казахстана – на 3,5%, для России – на 2%). Это может быть обеспечено в том числе благодаря наращиванию высокотехнологичного производства (рост доли машиностроения в ВВП с 6 до 9%).
В то же время, как обращали внимание в Институте экономических исследований и политических консультаций, для Украины страны Таможенного союза не являются основными потребителями высокотехнологичного экспорта: почти две трети украинского высокотехнологического экспорта продаются в страны вне Таможенного союза, в т.ч. 37% - в страны ЕС-27.
Фото sevreg.com.ua |
Следует также учитывать, действующие торговые ограничения между Украиной и ТС касаются ограниченной группы товаров (агропродукция, продукты питания, трубы и т.д.), а потому значительного эффекта от их отмены в масштабах всего государства не будет. Кроме того, россияне активно применяют нетарифные методы борьбы с импортом из стран ТС (санитарные, фитосанитарные инструменты и т.п.).
В сухом остатке, самым ощутимым краткосрочным эффектом от вступления в Таможенный союз для Украины будет снижение цены на газ на $100-200 за 1000 кубометров. Что с точки зрения валютных резервов будет означать экономию около $4 млрд в год на уплате стоимости газа. Однако этого будет явно недостаточно, чтобы закрыть разрыв во внешнем финансировании. А кредитов для рефинансирования долга МВФ россияне, как известно, не предлагают.
Зато предложение Путина избавляет Кабмин Азарова от необходимости заниматься такими нелюбимыми реформами.
Особенно в части либерализации газового рынка, где существует 5-ти кратная разница в цене на газ для домохозяйств и промышленности. Что, в условиях отсутствия адекватного учета, позволяет владельцам облгазов реализовывать голубое топливо бизнесу, а списывать на украинцев. Причем, своему бизнесу - по бросовой цене, а чужому - с 5-ти кратным "наваром".
"Скорее всего, если какие-то макроэкономические условия и будут выставлены, они будут носить формальный характер, так как ТС выглядит сугубо политическим объединением без реального экономического смысла", - соглашается Дмитрий Сологуб. - "Например, на этапе создания ТС между тремя очень разными (в экономическом плане) странами речь не шла о какой-либо синхронизации монетарной и фискальной политики".
В частности, Беларусь, которая является слабейшим звеном ТС на сегодняшний день, не была поставлена перед необходимостью серьезной экономической трансформации.
До... (Фото dengi.onliner.by) |
... и после вступления в ТС (Фото vesti.kz) |
Впрочем, эксперты уверены, что получение дешевого газа без реального управления экономикой все равно приведет экономику к кризису. Разве что с отсрочкой.
"Таможенный союз нельзя воспринимать как индульгенцию от реформ. Во-первых, в постсоветской политической культуре, чем менее развит участник альянса, тем меньше с ним считаются. То есть без реформ Украина рискует стать периферийной страной, позиция которой будет играть все меньшую и меньшую роль. Непонятно, как таможенный союз может стать "якорем" для реформ", - говорит Роман Шпек.
В случае с ЕС есть четкая система стандартов, единых правил (acquis communautaire), которая является "дорожной картой" для длительного процесса преобразований. В случае с Таможенным союзом таких "дорожных карт" нет — подписывай и присоединяйся.
"Дешевый газ не оправдывает отсутствие реформ. В начале 2000-х годов импортный газ для Украины стоил недорого. Однако очевидно, что не этот фактор определял качество жизни и конкурентоспособность украинской экономики. Нужны более серьезные аргументы.
Также необходимо помнить, что в сегодняшнем глобальном мире большего успеха будут достигать экономики которые конкурентоспособны в глобальном масштабе, а не только на узких не особоразвитых рынках", - уверен экс-министр экономики (1993-1995).
Это значит, что высококонкуретные товары из развитых экономик будут вытеснять низкоконкуретные украинские товары даже с рынков стран ТС.