"Укррічфлот" як дзеркало України
Після успішної приватизації та десятирічного динамічного розвитку потужна компанія, яка контролює Дніпро, має порти і ремзавод, пройшовши через рейдерські захоплення і суди, опинилася в руках російсько-українського олігарха. (Рос.)
19 августа 1991 года Совет министров УССР принял постановление о создании Фонда госимущества Украины.
Начало его работы в первой половине 1992 года означало переход Украины от бесконтрольной теневой приватизации к законодательно оформленному разгосударствлению бывшей социалистической собственности.
Первые шаги ФГИ
Первыми шагами Фонда госимущества стала реализация принятого Верховной радой закона "О предприятиях, учреждениях и организациях союзного подчинения, расположенных на территории Украины" от 10 сентября 1991 глда.
В статье 5 закона говорилось, что "правопреемником по договорам аренды государственных предприятий и контрактов с руководителями на территории Украины, которые были заключены с министерствами и ведомствами СССР, является Фонд государственного имущества Украины".
Завершить переход предприятий, учреждений и организаций в ведение органов государственного управления предписывалось до 1 декабря 1991 года. Несмотря на всю сложность поставленной задачи, сотрудники ФГИ ее выполнили - в собственность Украины за 1991-1992 годы было переведено 5,3 тыс предприятий.
Синхронно фонд начал выполнять закон "О превращении имущества Компартии Украины и КПСС в государственную собственность" и постановление Верховной рады "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины".
За этот период фонд передал Верховной раде список 1 500 объектов общесоюзных общественных организаций и 99 объектов ВЛКСМ и ЛКСМУ.
Еще одно важное направление работы фонда открылось после выхода в свет постановления Кабмина о разграничении госимущества Украины между республиканской и коммунальной собственностью от 4 ноября 1991 года.
Решение этой задачи позволило ликвидировать возникшую на тот момент путаницу в работе ФГИ и фондов коммунального имущества.
Не менее масштабную задачу перед фондом поставил указ президента "О коммерциализации государственной торговли и общественного питания" от 31 января 1992 года.
Необходимо было подготовить нормативно-методическую базу проведения коммерциализации государственной розничной торговли и общественного питания. На базе кафе и столовых - создать предприятия розничной торговли.
Следовало ликвидировать торги, тресты, объединения, фирмы и другие аналогичные предприятия государственной торговли и общественного питания, передать новым предприятиям основные фонды и имущество структурных подразделений государственных предприятий, на базе которых они создавались.
Фото breakdances.ru |
Во исполнение закона "О свободе совести и религиозных организациях" от 23 апреля 1991 года и указа президента "О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества" от 4 марта 1992 года ФГИ принимает участие в возвращении религиозным организациям культового имущества.
К концу 1991 года процесс приватизации заметно затормозился.
Во-первых, 1 октября 1991 года был введен в действие закон "О хозяйственных обществах". Однако он был парализован постановлением Верховной рады "О введении в действие закона "О хозяйственных обществах". Документ запрещал госпредприятиям быть учредителями и участниками акционерных обществ.
Поскольку большинство акционерных обществ создавалось именно на базе государственного имущества, перед ними возникло серьезное препятствие.
Во-вторых, отсутствие закона о разгосударствлении и приватизации не позволяло однозначно подойти к оценке стоимости госимущества, которое должно вноситься в уставной капитал АО. То есть не была определена часть имущества, которая передается бесплатно. Не были определены и льготы трудовому коллективу.
Уже с конца 1991 года фонд начали "осаждать" директора предприятий, желавшие начать процедуру приватизации. Однако сделать это не позволяло отсутствие законодательной базы.
Тем не менее, приказом ФГИ и Министерства по вопросам разгосударствления и демонополизации производства было принято решение о проведении пилотной приватизации около двух десятков объектов.
Были сформированы списки предприятий, директора которых настойчиво добивались приватизации, и созданы рабочие группы по приватизации объектов, в которые вошли представители двух структур. Эти группы выезжали на объекты и пытались на практике увидеть, как сработают подготовленные ими документы.
Однако ни по одному из объектов работа так и не была завершена в силу длительности данной процедуры. А в марте 1992 года уже были приняты базовые законы о приватизации. В дальнейшем предприятия, включенные в пилотный проект, были приватизированы в обычном порядке.
В то же время в Украине шла приватизация довольно крупных объектов госсобственности: "Укрречфлота", Одесского мясокомбината, Тростянецкой шоколадной фабрики "Украина", ЗАО "Киспо", Одесской кондитерской фабрики.
Фото photo-day.ru |
Несмотря на солидные задачи приватизации на 1992 год, результаты года в силу ряда объективных и субъективных причин оказались более чем скромными.
В 1992 году было создано 30 акционерных обществ, начата приватизация около 2 тыс предприятий. Во внебюджетный Государственный фонд приватизации от приватизации государственной собственности поступило 2 158 млн крб (21 580 грн). Из них 472 млн крб (4 720 грн) было направлено в госбюджет.
Таким образом, выполнить в полном объеме задачи, поставленные Государственной программой приватизации имущества государственных предприятий на 1992 год, не удалось.
Успешное начало печального конца
Межотраслевое государственное объединение - МГО - "Укрречфлот" являлось производственно-хозяйственным комплексом, в котором добровольно объединились 34 юридических лица.
Оно было создано на основе решения собрания представителей трудовых коллективов от 21 ноября 1989 года и постановления Совмина УССР от 29 декабря 1989 года.
Многолетние традиции организационного управления речным флотом в Украине, опыт, накопленный за годы перестройки, позволили руководству "Укрречфлота" в 1991 году практически первому сделать выбор в пользу приватизации.
Приватизации предшествовали длительные процессы поиска оптимальной структуры управления, дальнейшего развития и модернизации флота с целью усиления его конкурентоспособности на мировом рынке.
Предложения МГО "Укрречфлот" по вопросам приватизации предприятий и организаций речного транспорта уже в августе 1991 года были представлены в Министерство по делам разгосударствления имущества и демонополизации производства Украины.
В этих предложениях в качестве основной формы изменения госсобственности на речном транспорте обоснованно предлагалась акционерная форма собственности, а временем проведения приватизации был определен 1992 год.
Все структурные подразделения "Укрречфлота" представляли собой единую систему, и разрушение этой производственно-транспортной структуры в процессе приватизации нарушало существующие технологические и экономические связи, обеспечивавшиеся централизованно головным предприятием.
Фото ukrrichflot.com |
Дезорганизация этой крупной транспортной системы привела бы к негативному влиянию на работу многих отраслей, транспортные услуги которым оказывало МГО. Это определяло заинтересованность государства в обеспечении нормального функционирования "Укрречфлота" как единой структуры.
Открытие речных портов Украины для захода иностранных грузовых и пассажирских судов, а также рост масштабов деятельности судов МГО на зарубежных перевозках грузов и пассажиров должны были существенно увеличить перевозки в пределах страны и на зарубежном фрахтовом рынке.
Поэтому только создание крупной судоходной компании могло обеспечить ее конкурентоспособность.
На базе магистрального флота и головного предприятия МГО "Укрречфлот" ФГИ создал Государственную акционерную судоходную компанию - ГАСК, контрольный пакет акций которой - 51% - первоначально принадлежал Фонду госимущества. При этом головное предприятие МГО "Укрречфлот" теряло статус юрлица.
В ГАСК "Укрречфлот" в качестве дочерних предприятий вошли организации и другие структурные единицы, обеспечивающие судоходство. 12 дочерних предприятий сохранили статус юрлица, а их имущество вошло в фонд ГАСК.
"Укрречфлоту" отошли Днепропетровский, Черниговский, Запорожский, Херсонский и Николаевский речные порты, Киевский портопункт, Запорожский и Херсонский судостроительно-судоремонтные заводы, Вилковская ремонтно-эксплуатационная база флота.
На базе оставшихся подразделений МГО "Укрречфлот" фонд создал 31 акционерное общество. Среди них - десять речных портов, три судостроительно-судоремонтных завода и две ремонтно-эксплуатационные базы флота.
Общая схема первоначального размещения акций приватизированного предприятия, реорганизуемого в ОАО, включила в себя следующие этапы.
Багатолітній керівник процесу української приватизації Олександр Бондар. Фото dt.ua |
1. Закрытая льготная подписка на акции членами трудового коллектива за приватизационные имущественные сертификаты.
2. Льготная продажа в пределах заранее обусловленной общей стоимости пакета акций членам трудового коллектива за наличные.
3. Льготная продажа значительного - до 5% первой эмиссии - пакета акций администрации предприятия.
4. Свободная продажа части пакета акций гражданам Украины за приватизационные ценные бумаги.
5. Свободная продажа акций на разных условиях на фондовом рынке УФБ.
6. Продажа значительных пакетов акций стратегическим зарубежным и отечественным инвесторам.
Как для МГО "Укрречфлот", так и для ФГИ это был первый опыт в реальных жизненных условиях.
Начало было положено приказом ФГИ №477 от 10 ноября 1992 года.
В соответствии с размером уставного фонда, первая эмиссия содержала 6 714 476 акций номинальной стоимостью 1 тыс крб каждая.
Отчуждение от госпакета почти 7 млн акций требовало разработки нестандартной технологии по размещению первой эмиссии. Для реализации этой задачи было создано предприятие "Речфлот-акционер".
Оно помогало проводить приватизацию созданным на базе госпредприятий речного транспорта акционерным обществам, в частности ГАСК "Укрречфлот".
При утверждении первого плана приватизации квота госакций составляла 51%. Активное сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития помогло компании уменьшить квоту акций, принадлежащих государству, до 20%. Это позволило исключить из названия слово "государственная".
Дальше переговоры, проходившие также с участием ЕБРР, позволили уменьшить квоту государства как собственника пакета акций до 10% уставного фонда. Наконец, в мае 1995 года ФГИ принял решение о реализации всей эмиссии. Компания получила новых собственников - отечественных и зарубежных.
После приватизации, несмотря на довольно сложную экономическую ситуацию в стране, АСК "Укрречфлот" продолжала эффективно работать. Существенную роль сыграла она и в построении национального рынка ценных бумаг.
АСК осуществила первый в Украине эксперимент по выходу акций отечественного предприятия на международный фондовый рынок.
За первые десять лет работы в новом качестве бывшее госпредприятие стало одной из крупнейших и наиболее успешных украинских судоходных компаний, на которое приходилось 40% грузовых перевозок речным и морским флотом страны.
Фото odessanews.biz |
Объем грузоперевозок компании за это время удвоился. Суда "Укрречфлота" стали заходить в порты 35 стран Атлантического побережья, Черного, Средиземного и Балтийского морей.
Управление "Укрречфлотом" было организовано на уровне современных европейских образцов, что позволяло хорошо зарабатывать всем - от матросов до топ-менеджеров.
Последние, конечно же, изначально играли определяющую роль в развитии компании. Руководство АСК часто отмечалось разными наградами, немало лестных слов прозвучало в его адрес из уст первых лиц страны.
Старт менеджерского "дерибана"
Однако с начала 2000-х годов ситуация начала меняться в худшую сторону. У многих появились сомнения в эффективности работы менеджмента компании, точнее, в целях, которые он ставил перед собой. В результате ряда сомнительных операций акции "Укрречфлота" оказались на счетах сторонних фирм.
В конечном итоге прямой убыток "Укрречфлота" от вывода акций с баланса предприятия составил несколько миллионов гривен. Самое удивительное, что перевод акций не стал делом мошенников со стороны. Как все происходило, можно увидеть на примере нескольких операций, проведенных в 2003-2005 годах.
АСК "Укрречфлот" владела некоторым количеством своих акций, находящихся на балансе компании. В феврале 2003 года ОАО АСК "Укрречфлот" заключает договор обмена этими акциями с ЗАО "Трудовой коллектив АСК "Укрречфлот". Несмотря на похожие названия, обе компании имели лишь формальную связь.
АСК "Укрречфлот" была одним из учредителей и собственников - принадлежало 20% - ЗАО "ТК АСК "Укрречфлот". В ходе операции в обмен на свои акции АСК "Укрречфлот" получила 123 960 акций ОАО "Житомирский завод "Автозапчасть".
Это была вроде бы обычная коммерческая сделка, не вызывающая опасений, не считая того, что ранее акции малоизвестного завода из Житомира были куплены по 3 копейки, а проданы "Укрречфлоту" уже по 8,5 грн. При этом равноценность обмена акциями сразу вызвала вопросы: насколько целесообразным был обмен акций неизвестного завода на долю в успешном прибыльном предприятии.
Что самое интересное: буквально через год против предприятия из Житомира начали дело о банкротстве, и общее собрание акционеров 31 августа 2004 года решило прекратить деятельность предприятия путем его ликвидации.
Фактически "Укрречфлот" и его акционеры в обмен на свои акции получили акции-"пустышки", которые уже год спустя ничего не стоили.
Три керівники Фонду держмайна: колишні - Олександр Бондар (ліворуч) і Михайло Чечетов (праворуч) та нинішній - Олександр Рябченко |
Аналогичную операцию АСК "Укрречфлот" провела тогда еще с одной компанией - ООО "Речфлотсервис". Цена обмена не отличалась от предыдущей цены.
Дальнейшую судьбу "житомирских" акций можно было проследить уже в 2005 году. 30 мая ЗАО "ТК АСК "Укрречфлот" заключила договор обмена 340 296 находящихся у нее акций "Укрречфлота" на ценные бумаги Каховского завода электросварочного оборудования.
Другой стороной по этой сделке выступила компания "Инвест-транс", которая принадлежала ООО "Броктрансинвест". Именно "Броктрансинвест" в результате этих схем и стало конечным собственником акций крупнейшего пароходства страны. Руководство "Укрречфлота" при этом осталось за кулисами сделок.
Правда, журналисты быстро выяснили, что среди основателей компаний цепочки ЗАО "ТК АСК "Укрречфлот" - ООО "Инвесттранс" - ООО "Речфлотсервис" - ООО "Броктрансинвест" присутствовали сами руководители АСК "Укрречфлот".
Так, нынешний глава компании Павел Пидлисный являлся учредителем общества с ограниченной ответственностью "Речфлотсервис", которому судоходная компания фактически отдала свои акции. Здесь Пидлисному принадлежало 4,5%.
Он фигурировал и среди руководства ЗАО "ТК АСК "Укрречфлот" - был избран вице-президентом компании 6 декабря 2000 года.
ООО "Броктрансинвест", которое, в конце концов, и стало контролировать акции "Укрречфлота", было создано 20 декабря 2004 года физическими лицами, среди которых фигурировал тот же Пидлисный.
Таким образом, президент "Укрречфлота" продал акции компании своим фирмам. В обмен "Укрречфлот" получил акции предприятия-банкрота, а убытки только по минимальным расчетам составили более 4 млн грн. В результате собственники акций АСК "Укрречфлот" лишились значительной части своих активов.
Рейдерский захват "Укрречфлота"
Впервые о серьезности своих намерений в отношении "Укрречфлота" рейдеры заявили в конце 2005 года. Именно тогда объявилась некая Оксана Бибик, обратившаяся в Днепропетровскую областную прокуратуру по поводу якобы имевших место противозаконных действий служебных лиц "Укрречфлота".
Фото Google Earth |
Позже выяснилось, что акционером предприятия Бибик стала за месяц до своего обращения в прокуратуру, причем десять акций она лично даже не покупала. СБУ доказала, что подпись в договоре купли-продажи Оксане Бибик не принадлежит.
Тем не менее, уголовное дело Днепропетровской прокуратурой было возбуждено 7 декабря, хотя само заявление датировано 8 декабря. Дальше - еще интереснее.
Расследуя дело о "растратах чужого имущества путем злоупотребления служебными лицами АСК "Укрречфлот", следователь почему-то принимает постановление о проведении обыска в помещениях регистратора акций "Укрречфлота" - ООО "Акционер - Речфлот - регистратор".
А 26 декабря Торезский горсуд Донецкой области принимает решение передать реестр владельцев акций АСК "Укрречфлот" некоему ООО "Мирта лтд".
Это притом, что закон "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине" однозначно говорит: решения о передаче ведения реестра собственников именных ценных бумаг принимаются исключительно на общем собрании акционеров.
Как нетрудно догадаться, заявителем по этому делу выступила все та же Бибик.
Довольно оперативно - 28 декабря - следователь проводит обыск в помещении регистратора, в ходе которого изымаются реестры акционеров всех 13 эмитентов, которые ведет регистратор. Все они аккуратно пакуются в мешки и вывозятся.
Позже, в январе 2006 года, Горловский суд Донецкой области приостановил действие лицензии регистратора "Акционер - Речфлот - регистратор".
Все это говорило только об одном: рейдеров мало волновали "злоупотребления" служебных лиц "Укрречфлота". Единственной их целью был реестр акционеров, получив который, можно было попросту поменять имена акционеров. Это одна из самых распространенных схем рейдерского захвата предприятий.
Конечно, одним только изъятием реестра действия захватчиков не ограничивались. Всего за 2005-2006 годы они добились около 20 судебных решений, в числе которых - наложение ареста на имущество "Укрречфлота", запрещение оборота акций и многие другие "уникальные" решения.
Фото court.gov.ua |
Первую рейдерскую волну удалось удачно отбить. Были отменены все судебные решения, закрыто уголовное дело, возбужденное Днепропетровской прокуратурой. Казалось бы, намерения захватчиков потерпели фиаско. Однако не тут-то было. Рейдеры не отказались от своих намерений.
15 января 2007 года по жалобе той же Бибик тот же следователь вновь возбудил уголовное дело. Основания были прежние, да и методы особо не отличались.
Два постановления следователя разрешали провести следственные мероприятия в ООО "Акционер - Речфлот - регистратор". Рейдеры также получили судебное решение по аресту имущества АСК "Укрречфлот".
В результате под угрозой оказалось сотрудничество предприятия с ЕБРР, длившееся десять лет. Благодаря банку "Укрречфлот" построил 12 морских теплоходов. В том же году планировалось построить еще четыре. Кроме того, шли переговоры о строительстве 30 речных судов для Дуная и Днепра.
Плачевный итог успешного начала
Апофеозом противостояния руководства АСК "Укрречфлот" и рейдеров стало решение Печерского суда - 2007 год - арестовать личное имущество Подлесного. После этого он написал заявление об увольнении по собственному желанию.
Бизнесмен Константин Григоришин закрепил свое присутствие на предприятии проведением в 2007 году двух внеочередных собраний акционеров.
Первое состоялось в октябре и закончилось переизбранием топ-менеджмента компании, а второе, ноябрьское, - изменением устава АСК, сменой наблюдательного совета и утверждением дополнительной эмиссии.
В результате к концу 2007 года Григоришин через аффилированные структуры сконцентрировал 70% "Укрречфлота" и присоединил его к группе компаний "Энергетический стандарт".
Интересный момент: представители структур Григоришина "выходили в народ", то есть к очереди миноритариев, желавших выкупить дополнительные акции, предлагая продать им акции до допэмиссии по 60 грн за штуку. В это же время котировки "Укрречфлота" на ПФТС составляли 100-130 грн за акцию.
Многие, в основном пенсионеры, владевшие 10-50 акциями, соглашались продать бумаги даже с таким дискотном. Правда, для них это все равно было выгодно, так как дивиденды составляли 0,7 грн с одной акции.
Таким образом, после успешной приватизации и десятилетнего динамичного развития мощная судоходная компания, контролирующая Днепр, имеющая развитую инфраструктуру речных портов и судоремонтных предприятий, пройдя через корпоративные скандалы, рейдерские захваты и длительные судебные разбирательства, оказалась в руках одного из российско-украинских олигархов.
В 2007-2008 годах фрахт кораблей "Укрречфлота" рос сумасшедшими темпами, однако после начала кризиса произошло резкое падение. Объемы перевозок упали на 50%. В 2008 году суда "Укрречфлота" перевезли 8 млн тонн грузов, в 2009 году - только 4 млн тонн. Столько же потеряли и смежные предприятия.
В начале 2009 года большинство кораблей "Укрречфлота" стояли, а если какие-то и работали, то себе в убыток. В 2010-2011 годах ситуация немного улучшилась, но и сейчас когда-то высокорентабельное предприятие в тяжелом состоянии.
Произошедшая за последние пять лет концентрация капитала "Укрречфлота" фактически в одних руках не помогла ему выстоять во время кризиса.
К сожалению, подобная грустная судьба постигла все созданные в 1990-е годы и начале 2000-х годов в процессе приватизации крупные и мелкие акционерные общества. Причем это не случайность, а закономерность.
Дело в том, что через лобби в Верховной раде и Кабмине олигархи до 2009 года блокировали внесение в закон об акционерных обществах положений о защите прав миноритарных акционеров. Этому будет посвящена отдельная статья.
Владимир Ларцев, экс-советник председателя Фонда госимущества