Нацбанк дозволив девальвацію до 8,4?!
Плавна девальвація завжди лише пробуджувала паніку серед населення. Куди грамотніше влаштувати миттєве обвалення курсу, і вже тримати його на новому рівні. Інша справа, навіщо це потрібно Сергію Арбузову особисто, якщо він хоче стати прем'єром? (рос.)
Примерно неделю назад в Нацбанке состоялось совещание банкиров с руководством регулятора. По словам нашего источника, во время заседания руководство НБУ дало понять: до конца года курс доллара опустится до 8,4 грн, и на то есть воля главного банка.
"Планомерно, контролируемо, постепенно – но будет опускаться до 8,4 грн за доллар", - пересказал он слова кого-то из руководителей Нацбанка.
Эту же цифру подтвердил другой наш источник, никаким образом не связанный с первым.
Таким образом, с 90-процентной вероятностью, эта информация истинна. Еще с 10-процентной вероятностью мы допускаем, что это слухи, специально запущенные на рынок, чтобы спровоцировать девальвацию. Но даже если так, то это слухи с самого высокого уровня, может даже из самого НБУ.
Давайте подумаем, зачем Нацбанку собирать банкиров, которые наверняка проговорятся? Зачем регулятору вбрасывать людям в уши цифру 8,4 грн за доллар?
Может, это сделано специально, чтобы устроить мгновенный скачок курса? Едва эти информация просочится в СМИ, как население мгновенно получит новый курсовой ориентир, и захочет продавать доллары именно по столько. А банкиры будут рады продавать доллары по 8,4.
НБУ это на руку. Плавная девальвация никогда ничем хорошим не заканчивалась. Она всегда лишь пробуждала панику среди населения Украины. Куда грамотнее устроить мгновенное обрушение курса, и уже держать его на новом уровне.
Другое дело, зачем это нужно Сергею Арбузову лично? Как глава НБУ он поступает логично, хотя девальвация усугубляет проблемы, а не решает их. Но если Арбузов является претендентом на пост премьера, то падение гривны и доходов населения сейчас ему нужны меньше всего.
Вряд ли кто-то возьмется спорить, что для девальвации нет предпосылок. Она даже неизбежна в состоянии, до которого действия всех предыдущих властей довели экономику.
Фото Микита Арбузов |
Если Нацбанк решился на девальвацию, значит он признал наличие проблем с курсом. Он признал тот факт, что резервы находятся под угрозой, потому что в Украине снова зашкаливает импорт, а население и бизнес не переставая скупают валюту.
Значит, это разумный ход – ослабить гривну. Одномоментно это поможет. Банкам с предприятиями станет дороже покупать доллар.
Авось и население успокоится, потому что ожидания подтвердятся и сработает ассоциативный ряд "значит, в ближайшее время продолжения не будет". Хотя сначала, конечно, люди побегут скупать валюту. Но потом, если НБУ выдержит, давление на курс ослабнет.
Но это не значит, что ослабление курса станет панацеей от всех болезней.
Давайте порассуждаем.
Как когда-то сказал экс-зампред НБУ Сергей Яременко, девальвация не решает ни одной из макроэкономических проблем. Наоборот, только усугубляет.
Кредитование после обвала курса долго не восстанавливается. Процентные ставки долго не падают. Снова снижается благосостояние населения.
С одной стороны, номинальный ВВП вырастает, а вместе с ним увеличивается и наполняемость бюджета. Но с другой, увеличиваются платежи государства и того же НАК "Нафтогаз" по внешним долгам.
8,4 грн за доллар – это еще ничего. Такой курс не вызовет необратимых процессов в экономике. Но вот удастся ли остановить курс на 8,4?
Девальвационные ожидания – это страшная вещь. Ведь люди мыслят крайне логично: если за два месяца опустят до 8,4 грн, то что станет с курсом в 2013?
Фото УНИАН |
Сейчас девальвационные ожидания гасят слова банкиров. Со страниц газет, с мониторов и экранов они гипнотизируют население и бизнес. Рассказывают, что никаких оснований для девальвации нет.
Но к словам банкиров нет доверия еще с 2008 года. Точно такие мантры они проговаривали в канун грандиозного обвала курса доллара с 5,05 до 8 грн/дол. Что стало потом?
До сих пор многие уверены, что о грядущей девальвации 2008 года знали отдельные банки и люди. И они успели заработать миллионы просто на владении информацией. Понятное дело, что официальное следствие это не подтверждает, если оно вообще проводилось.
А вот с этих позиций уже интересно – почему руководство НБУ делилось информацией с банкирами?
Одно дело, если Нацбанк хотел, чтобы те проболтались. А если не хотел?
Если группа людей знает о грядущей девальвации, да еще и управляет миллиардами, сложно даже представить объем рисков и масштаб сговора?
Они могут даже не скупать доллар. Могут просто не продавать его до момента, когда это станет максимально выгодно.
Подытожим.
Если курс удастся удержать на 8,4 грн, то ничего страшного не произойдет.
Рядовые граждане потеряют часть своих денег. Цены тут же подскочат. Проблемных кредитов станет не намного больше.
Предприятия смогут получать за проданную валюту больше гривны – особенно если будет введена обязательная продажа части валютной выручки предприятий. По крайней мере, сейчас к этому идет. На какое-то время это решение поможет удержать резервы. Хотя, конечно, обязательной продажей выручки невозможно вылечить бездарное управление экономикой.
Но не дай бог, если курс пойдет к 9 грн и дальше.