Українська правда

У який банк покласти депозит?

Велика частина людей віднесе свої гроші туди ж, куди і всі. Деякі спокусяться на вищу ставку або випадкову рекламу. Представляємо рейтинг переваг вкладників банків. (Рос.)

Какой банк выберет обычный житель Украины, если решит положить депозит?

Оказывается, ответить на этот вопрос можно чисто математически. Мы составили рейтинг, в котором все банки рассмотрели с одной единственной точки зрения: по каким критериям выберет свой банк простой потребитель. Тот, которого банки называют безликим термином "физлицо".

У нас получился рейтинг, который отражает модель мышления простого украинца. Этот выбор часто не совпадает с мнением самих банкиров и экспертов рынка, но цифры упорно гнут свое.

Этот рейтинг – сугубо потребительский, поэтому составляя формулу интегральной оценки, мы отказались от показателей, которые непонятны не искушенному в банковской тематике клиенту. Мы взяли на себя смелость не брать в учет никакие финансовые показатели (кроме прироста ресурсного портфеля), которые традиционно учитываются при рейтинговании банков (подробней о бесполезности финансовых показателей для потребителей и понимания надежности банка читайте далее).

Здесь нет нормативов, лимитов и хитрых расчетных коэффициентов. Мы просто влезли в шкуру "пересічного" гражданина, и выразили в цифрах ход его мышления.

В рейтинге Spring Marketing Group рассматриваются 50 банков из 176-ти. Мы отобрали те, которые собрали больше всего депозитов населения по состоянию на начало 2012 года.

Таблица 1. РЕЙТИНГ БАНКОВ за 1 полугодие 2012 года

рангбанкОЦЕНКАЗнание банкаДистрибуцияПродажиПроцентная ставкаРекламная активность
ВЕС каждого показателя54433
1Приватбанк16,641,002,000,150,950,13
2Ощадбанк15,230,972,000,040,750,01
3Райффайзен Банк Аваль11,210,891,000,050,780,07
4Укрсиббанк9,040,550,910,000,750,14
5Дельта Банк8,920,530,161,000,960,03
6Альфа-Банк8,800,590,110,670,930,28
7ПУМБ8,740,330,220,290,871,00
8Укрсоцбанк8,590,570,520,050,690,47
9ВТБ Банк8,350,420,210,060,980,77
10ОТП Банк7,670,270,200,340,960,43
11Надра Банк7,000,660,650,000,830,53
12Финансы и Кредит6,910,360,390,120,950,09
13Национальные инвестиции6,880,050,001,000,870,01
14VAB Банк6,720,170,170,610,900,02
15Креди Агриколь6,330,170,280,160,900,35
16Сбербанк России6,250,200,170,760,810,04
17Финансовая инициатива6,110,050,080,550,970,16
18Правэкс-Банк6,020,380,400,000,830,01
19Платинум Банк5,910,280,090,000,950,44
20Златобанк5,910,050,040,720,870,01
21Универсал Банк5,900,150,070,230,840,47
22Укрэксимбанк5,890,260,160,290,840,23
23Брокбизнесбанк5,850,160,490,110,860,01
24Укргазбанк5,840,260,320,100,880,13
25Эрсте Банк5,730,240,140,100,740,44
26Проминвестбанк5,520,430,190,000,870,01
27Таврика4,940,050,060,380,980,02
28Актабанк4,870,050,040,450,870,03
29Имэксбанк4,840,050,170,220,900,12
30Мегабанк4,800,160,110,180,940,02
31Укринбанк4,650,050,160,190,860,14
32Экспресс-Банк4,610,210,200,040,870,00
33Киевская Русь4,520,050,180,040,900,24
34Кредитпромбанк4,500,120,200,000,990,05
35Крещатик4,480,230,190,000,820,03
36Пивденкомбанк4,450,050,040,360,850,02
37Идея Банк4,410,050,090,240,910,04
38Пивденный4,410,180,230,000,810,06
39Еврогазбанк4,270,050,020,181,000,08
40Банк Форум4,180,170,200,000,820,03
41Кредит Днепр4,130,080,120,190,810,02
42Кредобанк3,890,200,170,000,730,02
43УПБ3,470,050,060,020,870,10
44Прокредит Банк3,440,120,050,010,840,03
45Актив-Банк3,410,050,040,030,980,00
46Диамантбанк3,400,050,060,040,890,03
47Марфин Банк3,340,050,100,020,820,05
48Индустриалбанк3,340,050,070,100,810,01
49Укрбизнесбанк3,130,050,080,040,780,02
50БТА Банк3,110,050,030,060,830,01

Таблица 2. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ к Рейтингу банков

рангбанкНегативная информацияАдминистративный ресурс
ВЕС каждого показателякорректировкакорректировка
1Приватбанк1,001,50
2Ощадбанк1,002,00
3Райффайзен Банк Аваль1,001,00
4Укрсиббанк1,001,00
5Дельта Банк1,001,50
6Альфа-Банк1,001,50
7ПУМБ1,002,00
8Укрсоцбанк1,001,00
9ВТБ Банк1,001,50
10ОТП Банк1,001,00
11Надра Банк0,102,00
12Финансы и Кредит1,001,00
13Национальные инвестиции1,001,00
14VAB Банк1,001,00
15Креди Агриколь1,001,00
16Сбербанк России1,001,50
17Финансовая инициатива1,001,00
18Правэкс-Банк1,001,00
19Платинум Банк1,001,00
20Златобанк1,001,00
21Универсал Банк1,001,00
22Укрэксимбанк1,001,50
23Брокбизнесбанк1,001,00
24Укргазбанк1,001,50
25Эрсте Банк1,001,00
26Проминвестбанк1,001,00
27Таврика1,001,00
28Актабанк1,001,00
29Имэксбанк1,001,00
30Мегабанк1,001,00
31Укринбанк1,001,00
32Экспресс-Банк1,001,00
33Киевская Русь1,001,00
34Кредитпромбанк1,001,00
35Крещатик1,001,00
36Пивденкомбанк1,001,00
37Идея Банк1,001,00
38Пивденный1,001,00
39Еврогазбанк1,001,00
40Банк Форум1,001,00
41Кредит Днепр1,001,00
42Кредобанк1,001,00
43УПБ1,001,00
44Прокредит Банк1,001,00
45Актив-Банк1,001,00
46Диамантбанк1,001,00
47Марфин Банк1,001,00
48Индустриалбанк1,001,00
49Укрбизнесбанк1,001,00
50БТА Банк1,001,00

Как составлялся рейтинг

За основу мы взяли данные НБУ на 1 июля 2012. Выбрали топ-50 банков по величине ресурсного портфеля физлиц – то есть, количеству привлеченных денег от розничных потребителей.

Каждый из этих 50-ти банков мы анализировали по пяти показателям: знание банка, дистрибуция, продажи, процентные ставки, рекламная активность.

Оценив банки по этим факторам и предав факторам разные веса, мы подсчитали интегральную оценку. К двум факторам мы применили корректирующие показатели - административный ресурс и наличие негативной информации.

Объясним логику подсчета.

Мы исходим из того, что типичный человек действует автоматически, но он способен изменять своим привычкам ради большей выгоды. А еще в его жизни происходят случайные события, которые диктуются непонятными импульсами изнутри.

Вот эти три фактора – автоматизм, жадность и эмоциональность – мы логически заложили в основу рейтинга.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Почему мы выбрали именно эти факторы

Выбор именно этих критериев продиктован логикой выбора банка потребителем. Она, в свою очередь, известна из многочисленных фокус-групп, которые мы провели. Кроме того, все это просто соответствует здравому смыслу.

Приняв решение положить куда-то деньги, мы выбираем из известных нам банков (фактор "знание банка" и "реклама"). Мы оцениваем риски ("наличие негативной информации"). Нам важно, чтобы до банка можно было добраться (фактор "дистибуция"). Мы оцениваем качество сервиса и самого банковского продукта ("продажи"). И, наконец, среди всех предложений мы выбираем самое выгодное ( "процентная ставка").

Автоматизм

Это слово означает, что человек не склонен тяжело раздумывать над каждым своим шагом. Вместо напряженного изучения типичное физлицо скорее выберет тот путь, которым идет большинство. Это не значит, что оно глупое. Но автоматизму подвержены даже очень умные люди.

Жизнь регулярно доказывает, что логика "как все" дает сбой. И все же, что-то внутри говорит: "Если так делает большинство, значит так безопасно и правильно".

Мы отнесли к этому критерию три фактора нашего рейтинга.

Первый - это "Знание банка".

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Знание банка

Для оценки знания банков потребителями мы использовали данные исследования рынка банковский услуг компании GFK Украина (06`2012): выборка 1 000 респондентов в возрасте 16+, проживающие в городах с населением более 50 тысяч, метод: личные интервью дома у респондента.

Так, согласно этому исследованию, 96,7% респондентов знают бренд "Приватбанка" без подсказки. Мы взяли этот банк за "эталон" и присвоили ему значение "1", и дальше значение показателя "знание" для других банков высчитывали по отношению к "Приватбанку". То есть если 35% респондентов знакомы с названием "Финансы и кредит", то его показатель равен 35% / 97% = 0,36. Таким образом мы и ранжировали 50-ку банков.

Абсолютные значения фактора можно посмотреть здесь.

Если бы на рынке до сих пор собирали деньги Укрпромбанк и "Родовид", мы бы разделили их известность на 10. Потому что их известность – со знаком минус. Банки зарекомендовали себя далеко не с лучшей стороны.

Но поскольку они уже не собирают депозиты, поправку на негатив заработал только "Надра Банк".  Что бы там ни говорили новые хозяева банка, проблемы все же остаются.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Негативная информация

Показатель "знание банка" мы корректировали на показатель "негативную информацию".

Применить корректировку пришлось только в одном случае - "Надра Банка". Если для других банков знание банка способствует притоку депозитов, то в случае с неоднозначной репутацией "Надра Банка" надо учитывать негативную реакцию на бренд.

Корректирующий показатель для "Надра Банка" равен 0,1. То есть каждый десятый человек, который знает о банке, может рассматривать его для размещения депозита. 0,1 - стандартный показатель, который показывает конвертацию знания о бренде в покупку в случае нового продукта. Такая аналогия оправдана в ситуации "посткризисных" продаж "Надра Банка".

Показатели "Проминвестбанка" и "Укргазбанка", в которых также были временные администрации, мы не корректировали на "негатив". Проблемы в этих банках не была столь масштабны и не длилась так долго, как у "Надра Банка". С приходом новых собственников они и вовсе перестали относится к категории банков с плохой репутацией.

Угрожающая репутации информация появлялась и в отношении других банков – например, "Финансы и кредит" и "VAB". Однако она не получила широкой известности среди клиентов и не повлекла масштабных последствий, поэтому показатель "знание банка" в таких случаях мы не корректировали.

Второй фактор, отражающий автоматизм действий клиента, – это количество отделений (показатель "Дистрибуция").

Предполагается, что человек понесет деньги в отделение ближайшего к нему известного банка. Отсюда преимущество получили те банки, у которых много отделений. Естественно, на первых позициях оказались системные банки вроде "Ощадного", "Привата" и "Аваля".

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Дистрибуция

Этот показатель указывает на то, насколько близок банк к народу в буквальном смысле этого слова. Здесь мы анализируем, найдет ли потребитель отделение банка в удобном для него месте.

По каждому из 50-ти банков мы подсчитали количество отделений по всей Украине, которые могут принимать депозиты населения.

Исходя из этого количества двум банкам – "Ощадбанку" и "Приватбанку" - присвоили коэффициент "2". У них много отделений – более 5 и 2 тысяч соответственно, что в сравнении с другими банками можно считать раздутой филиальной сетью. Следующий после них идет "Райффазенбанк Аваль" с 763 отделениями, ему и присвоили коэффициент "1" и сделали эталоном. Коэффициенты следующих банков мы высчитывали исходя из "эталонного" значения "Райффайзенбанка Аваль".

Например, у "УкрСиббанка" 694 отделения, и значение коэффициента дистрибуции для него равно 694/763=0,9

Абсолютные значения фактора можно посмотреть здесь.

Мы решили, что уже привлеченные суммы депозитов – самый лучший признак банка, преуспевшего в привлечении клиентов. Так появился фактор "Продажи", отражающий количество денег, собранных одним отделением банка.

Он также дает прогноз на будущее. Если банк умеет привлечь депозиты, это умение работает на него более-менее стабильно во времени.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Продажи

Мы считали этот показатель как прирост ресурсной базы банка (данные НБУ) на количество отделений банка. По сути "продажи" показывают эффективность работы банка с клиентами и позволяет оценить качество сервиса, профессионализм персонала, технологию продаж, качество и инновационность самого банковского продукта.

Для того, чтобы показатель вышел корректным, мы разделили банки на две группы:

- банки, у которых есть отделения более, чем в половине областей

- банки, у которых есть отделения менее, чем в половине областей

У банков второй группы наблюдается высокая концентрация нерыночных клиентов и малое количество отделений. Это искажает показатель "продажи".

Например, банк "Национальные инвестиции" привлекает 71 миллион гривен на одну площадку продаж, что является абсолютным рекордом Украины. Однако если учесть, что у этого банка всего 2 отделения, становится понятно, что рекорд несколько "искусственный" и он является следствием вложений отдельных VIP-клиентов.

Поэтому для каждой группы мы выделили отдельные "эталоны". В случае "малых" банков - - "Национальные инвестиции", в случае "больших" - "Дельта-банк", который привлекает 18 тысяч гривен на одно отделение и это максимум по группе.

Далее мы применили взвешивание в каждой группе аналогично с предыдущими факторами.

Абсолютные значения фактора можно посмотреть здесь.

Безусловно, статистику немного портят так называемые финансовые схемы. Например, одна из распространенных схем обналички заключается как раз в открытии депозита, а потом в его досрочном изъятии. Поэтому мы допускаем, что у некоторых банков показатель "Продажи" на самом деле отражает некую другую активность.

Таблица 3. ПРОДАЖИ.

ПОКАЗАТЕЛЬ: Эффективность продаж - привличение ресурсов физлиц 1 отделение банка за 1 полугодие 2012 года (прирост остатков по текущим и депозитным счетам). Банкам, у которых в 1 полугодии был зафиксирован отток средств, было присвоено 0 баллов. ИСТОЧНИК данных: НБУ

Банкпривлечение ресурсов
1 отделением, тыс грн
БАЛЛ
Группа 1. Банки, представленные МЕНЕЕ чем в 12 областях и городе Киев
1Национальные инвестиции71 5611,00
2Актабанк31 9130,45
3Еврогазбанк12 6640,18
4БТА Банк4 1030,06
5Укрбизнесбанк3 0760,04
6Актив-Банк1 8370,03
7Марфин Банк1 4100,02
8Прокредит Банк8220,01
Группа 2. Банки, представленные БОЛЕЕ чем в 12 областях и городе Киев
1Дельта Банк18 3631,00
2Сбербанк России13 9800,76
3Златобанк13 2280,72
4Альфа-Банк12 3470,67
5VAB Банк11 2310,61
6Финансовая инициатива10 0320,55
7Таврика6 8880,38
8Пивденкомбанк6 6240,36
9ОТП Банк6 1630,34
10ПУМБ5 3390,29
11Укрэксимбанк5 3200,29
12Идея Банк4 4420,24
13Универсал Банк4 2660,23
14Имэксбанк4 0140,22
15Укринбанк3 5040,19
16Кредит Днепр3 4790,19
17Мегабанк3 3470,18
18Креди Агриколь2 9080,16
19Приватбанк2 8180,15
20Финансы и Кредит2 1650,12
21Брокбизнесбанк2 0830,11
22Эрсте Банк1 9040,10
23Индустриалбанк1 7520,10
24Укргазбанк1 7450,10
25ВТБ Банк1 0340,06
26Райффайзен Банк Аваль9640,05
27Укрсоцбанк8420,05
28Экспресс-Банк7520,04
29Диамантбанк7400,04
30Киевская Русь7360,04
31Ощадбанк7050,04
32УПБ3720,02
33Надра Банк10,00
34Кредитпромбанк-390,00
35Укрсиббанк-490,00
36Правэкс-Банк-2810,00
37Пивденный-4550,00
38Крещатик-5410,00
39Кредобанк-7990,00
40Платинум Банк-2 3270,00
41Проминвестбанк-3 3190,00
42Банк Форум-5 2590,00

Пришлось учесть важный "минус" – административный ресурс. "Экономическая правда" писала, что ряд банков (среди них ПУМБ и "Надра" - ЭП) получили новую клиентуру не вполне честно. Например, по приказу облгосадминистрации все больницы области закрывают зарплатный проект в прежнем банке, и открывают его в "том котором сказали".

Мы решили отсеять из рейтинга тот процент клиентов, которых "загнанали" в отдельные банки.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Административный ресурс

В условиях украинского рынка далеко не всегда выбор банка продиктован рыночными факторами. Например, добрая половина клиентов "Ощадбанка" приходит за счет "административного ресурса". Здесь выплачивают компенсации вкладчикам "Сбербанка СССР", зарплату сотрудникам госпредприятий.

Кроме того, ряд банков имеют большое портфолио клиентов из компаний, связанных с бизнесом собственников.

Все это мешает корректному сравнению качества "продаж" банков, ставя банки в неравные условия. Именно поэтому мы и ввели "административный ресурс" как понижающий коэффициент, который уменьшает показатель привлечения на одну площадку продаж.

Значения показателя "административный ресурс" основываются на данных качественных исследований структуры клиентской базы украинских банков, полученных Spring MG. Кроме того, мы учитывали близость к власти акционеров банка.

Значение "административного ресурса" для "Ощадбанка", "Надра Банка" и "ПУМБ" – 2 (их акционеры соответственно государство, дочерние структуры Group DF и СКМ). Значение показателя "продажи" по данным банкам было уменьшено в 2 раза.

Административный ресурс, однако меньшего "калибра", есть и у "Приватбанка", "Дельта-банка", "Альфа-банка", "ВТБ", "Сбербанка России", "Укрэксимбанка" и "Укргазбанка". Акционеры первых двух банков из этого списка близки к власти, последние два просто являются государственными банками. Админресурс "россиян" объясняется концентрацией в их портфелелях крупных предприятий с большим количеством зарплатных клиентов.

Жадность

Ну ладно, пусть не жадность – это слово имеет ярко выраженный негативный оттенок. Назовем это "желание выгоды". Об этом желании говорится в любом учебнике по экономике, его существование доказано.

Вторым критерием, который был учтен при составлении рейтинга, стало желание наживы. Механично неся свои деньги в Ощадбанк, человек вдруг видит яркую витрину, на которой налеплены огромные цифры: 26% годовых!

Часть людей проходит мимо. А другая часть внезапно думает: ну зачем мне безопасность под 20% годовых, если можно рискнуть, и получить 26%?

Тем более, что банки – все таки не "МММ". Все они относительно безопасны. Этим действительно занимается Нацбанк.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Процентная ставка

Выбирая, куда положить деньги, потребители ищут более высокие процентные ставки. Для ранжирования банков мы использовали данные собственного мониторинга ставок депозитов в гривне на год, взяв показатели за январь и июнь 2012, и выведя из них среднюю ставку за полугодие.

Оказалось, что наиболее выгодные условия своим клиентам предлагает "Еврогазбанк" (средняя ставка за полугодие – 20%). Этот показатель мы взяли как "эталон", присвоив значение "1". Наименьшие ставки – в среднем 13,8% – предлагал Unicreditbank (Укрсоцбанк), и его показатель соответственно "0,69".

Абсолютные значения фактора можно посмотреть здесь.

Так работает фактор "Процентная ставка".

Таблица 4. ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ БАНКОВ по депозитам населения.

ПОКАЗАТЕЛЬ: Процентная ставка по гривневым депозитам, на 12 месяцев, с выплатой процентов в конце срока, для новых клиентов. ИСТОЧНИК данных: Spring MG

БанкСтавка 01.01.2012Ставка 01.07.2012Ставка  средняя БАЛЛ
1Еврогазбанк17,0%23,0%20,0%1,00
2Кредитпромбанк20,5%19,0%19,8%0,99
3ВТБ Банк22,0%17,0%19,5%0,98
4Таврика17,0%22,0%19,5%0,98
5Актив-Банк17,3%21,8%19,5%0,98
6Финансовая инициатива17,0%21,8%19,4%0,97
7ОТП Банк22,0%16,5%19,3%0,96
8Дельта Банк15,8%22,5%19,1%0,96
9Приватбанк20,0%18,0%19,0%0,95
10Платинум Банк18,0%20,0%19,0%0,95
11Финансы и Кредит20,6%17,3%18,9%0,95
12Мегабанк18,5%19,0%18,8%0,94
13Альфа-Банк19,0%18,0%18,5%0,93
14Идея Банк17,0%19,3%18,1%0,91
15VAB Банк17,0%19,0%18,0%0,90
16Креди Агриколь18,5%17,5%18,0%0,90
17Киевская Русь17,0%19,0%18,0%0,90
18Имэксбанк18,0%18,0%18,0%0,90
19Диамантбанк17,0%18,5%17,8%0,89
20Укргазбанк18,0%17,0%17,5%0,88
21Проминвестбанк17,0%17,8%17,4%0,87
22УПБ17,0%17,8%17,4%0,87
23ПУМБ17,2%17,6%17,4%0,87
24Актабанк17,0%17,8%17,4%0,87
25Златобанк16,9%17,8%17,3%0,87
26Экспресс-Банк16,9%17,8%17,3%0,87
27Национальные инвестиции16,9%17,8%17,3%0,87
28Брокбизнесбанк17,5%17,0%17,3%0,86
29Укринбанк16,5%18,0%17,3%0,86
30Пивденкомбанк16,2%17,6%16,9%0,85
31Универсал Банк15,3%18,5%16,9%0,84
32Прокредит Банк16,0%17,5%16,8%0,84
33Укрэксимбанк17,0%16,4%16,7%0,84
34Надра Банк16,3%17,0%16,6%0,83
35Правэкс-Банк18,0%15,3%16,6%0,83
36БТА Банк16,5%16,6%16,6%0,83
37Крещатик16,5%16,5%16,5%0,82
38Марфин Банк16,7%16,1%16,4%0,82
39Банк Форум15,5%17,3%16,4%0,82
40Индустриалбанк15,5%17,0%16,3%0,81
41Кредит Днепр16,2%16,3%16,2%0,81
42Сбербанк России14,4%17,8%16,1%0,81
43Пивденный16,2%16,0%16,1%0,81
44Райффайзен Банк Аваль15,8%15,3%15,5%0,78
45Укрбизнесбанк15,0%16,0%15,5%0,78
46Ощадбанк14,0%16,0%15,0%0,75
47Укрсиббанк14,0%16,0%15,0%0,75
48Эрсте Банк13,5%16,3%14,9%0,74
49Кредобанк12,5%16,5%14,5%0,73
50Укрсоцбанк12,5%15,0%13,8%0,69

Эмоциональность

И наконец, вездесущий Мистер случай.

В мире очень мало людей, жизнь которых обходится без случайностей. В большинстве своем, физлица стараются все просчитать. Но иногда обстоятельства складываются иначе.

Единственный фактор, который мы могли применить для оценки случайности и эмоциональной составляющей, стал "Реклама". Например, нес депозит в Ощадбанк, но случайно увидел рекламу "Быр-Кыр-Банка", и понес депозит в него. Наутро опомнился, но деньги уже лежат на вкладе.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Реклама

Выбирая банк, клиенты ориентируются не только на рациональные факторы, но и на эмоциональные, в том числе рекламу.

Поэтому мы проранжировали банки по величине рекламных бюджетов, направленных на привлечение клиентов, подсчитанных агентство Mindshare. В учет брался общий бюджет рекламы на телевидении, в прессе, на радио и наружной рекламы за первое полугодие 2012 года. Максимальное значение (рекламный бюджет "ПУМБ") стало "эталоном" и ему присвоили "1", оценки остальных банков рассчитывались на его основании, как и для других факторов.

Интерне-рекламой пришлось пренебречь, так как на нее приходится незначительная часть рекламных бюджетов. Кроме того, на сегодня не существует стандартного прозрачного механизма подсчета рекламных бюджетов в Интернете.

Абсолютные значения фактора можно посмотреть здесь.

Естественно, реальная случайность гораздо шире, чем наш критерий. Но данные о рекламных затратах оказались крайне интересными.

Таблица 5. РЕКЛАМНЫЕ БЮДЖЕТЫ БАНКОВ за 1 полугодие 2012.

ПОКАЗАТЕЛЬ: Оценочный бюджет банков на привличение клиентов/продвижение бренда. Расчет проводился по 4 каналам коммуникации: ТВ, наружная реклама, радио и пресса. ИСТОЧНИК данных: Mindshare. Банкам по которым не было данных, присвоена экспертная оценка аналитиков Spring MG.

БанкДанныеРекламный бюджет, грнБАЛЛ
1ПУМБMindshare9 254 4471,00
2ВТБ БанкMindshare7 145 9620,77
3Надра БанкMindshare4 906 1120,53
4Универсал БанкMindshare4 345 4430,47
5УкрсоцбанкMindshare4 329 3990,47
6Эрсте БанкMindshare4 052 4550,44
7Платинум БанкMindshare4 035 2600,44
8ОТП БанкMindshare3 974 4820,43
9Креди АгрикольMindshare3 227 8330,35
10Альфа-БанкMindshare2 603 6530,28
11Киевская РусьMindshare2 222 2290,24
12УкрэксимбанкMindshare2 086 4450,23
13Финансовая инициативаMindshare1 452 9600,16
14УкринбанкMindshare1 341 3280,14
15УкрсиббанкMindshare1 317 8980,14
16УкргазбанкMindshare1 203 0070,13
17ПриватбанкMindshare1 159 5290,13
18ИмэксбанкMindshare1 066 0820,12
19УПБMindshare938 5830,10
20Финансы и КредитMindshare839 1640,09
21ЕврогазбанкMindshare779 4340,08
22Райффайзен Банк АвальMindshare649 9120,07
23ПивденныйMindshare549 6250,06
24Марфин БанкMindshare495 8230,05
25КредитпромбанкMindshare456 2740,05
26Сбербанк РоссииMindshare393 3790,04
27Идея БанкMindshare350 9850,04
28КрещатикMindshare298 0340,03
29АктабанкMindshare293 1740,03
30Банк ФорумMindshare286 1010,03
31Дельта БанкMindshare284 2460,03
32ДиамантбанкMindshare283 1440,03
33Прокредит БанкMindshare275 4330,03
34УкрбизнесбанкMindshare229 2930,02
35ПивденкомбанкMindshare178 8170,02
36ТаврикаMindshare161 2250,02
37VAB БанкMindshare159 1430,02
38Кредит ДнепрMindshare147 0530,02
39МегабанкMindshare145 1180,02
40КредобанкMindshare139 0380,02
41БТА БанкMindshare119 5450,01
42ПроминвестбанкMindshare111 1520,01
43БрокбизнесбанкMindshare109 7150,01
44ОщадбанкMindshare95 3680,01
45ЗлатобанкMindshare82 1790,01
46ИндустриалбанкMindshare64 6080,01
47Правэкс-БанкMindshare47 2500,01
48Национальные инвестицииэкспертная оценка Spring MG50 0000,01
49Экспресс-БанкMindshare17 9760,00
50Актив-БанкMindshare6 7560,00

Почему мы не использовали финансовые показатели банков

Мы слишком хорошо знаем, как банки подгоняют свои балансы под разные цели. До краха Укрпромбанк и "Родовид" имели блестящие отчеты.

Мы всерьез подозреваем, что финансовая отчетность не определяет надежность в глазах потребителя.

Например, краткосрочная ликвидность. Смысл ее вот в чем: если завтра выстроится очередь из вкладчиков, сможет ли банк отдать им деньги? Однако на украинском рынке имеющиеся цифры не отвечают на такой вопрос.

Фото blog.liga.net

Если посмотреть на ликвидность, активы и прочие финпоказатели, выйдет местами бредовая картина. Банки с хорошим ликвидным инвестором – например, "Сбербанк России" - по показателю краткосрочной ликвидности уступают некоторым банкам небольших бизнес-групп. Например, банку "Таврика", основным акционером которого является Киевский ювелирный завод.

Однако реально у Сбербанка намного больший запас финансовой прочности и инструментов привлечения денег в краткосрочный период. Хотя бы потому, что у него есть материнский банк – самый большой в России.

По сути, более иллюстративным показателем ликвидности является величина процентной ставки по депозитам. Если банк предлагает депозиты под 22% и больше (а это случай "Таврики") – ему нужны ресурсы, а значит его ликвидность меньше, чем у Сбербанка, который предлагает вкладчикам скромные 16-17% годовых.

Причина такого несоответствия теории и реалий простая: украинские банки рисуют балансы, под разные цели, и сравнивать их невозможно. До кризиса это делалось для того, чтобы их хотели купить иностранцы.

После кризиса банки продолжили рисовать радужные финпоказатели, чтобы спрятать проблемы (например, безнадежные кредиты, выданные "связанным" бизнесам).

Веса факторов

Не все факторы одинаково определяют поведение человека. Мы исходили из того, что физлицо – существо более механичное, чем подвластное импульсу.

Есть и более техническое объяснение.

Так, "продажи" и "дистрибуция" являются менее весомыми факторами, чем "знание банка". По простой причине - маловероятно, что узнаем, какой замечательный сервис в банке, если нам неизвестно, что такой банк вообще существует.

По той же причине "ценовая политика" и "рекламная активность" весят для потребителя меньше, чем "продажи" и "дистрибуция" - высокую ставку по депозиту и мессидж рекламы мы оценим, только если банк постарается открыть отделение в удобном для нас месте и нанять вменяемый персонал.

Поэтому каждому фактору мы присвоили вес, исходя из его важности для потребителя.

  • Знание банка – 5
  • Негативная информация – корректирующий показатель для "знания банка" (< 1). На его значение умножался фактор "знание".
  • Дистрибуция – 4
  • Продажи – 4
  • Админресурс – корректирующий показатель для "продаж". На его значение делился показатель "продажи".
  • Процентная ставка – 3
  • Рекламная активность -3

На эти веса мы умножили значение каждого из факторов. А потом сложили полученные цифры, и вот что получили.

Результаты

В первой десятке оказались четыре украинских банка, два российских и четыре европейских.

Рейтинг традиционно возглавили "Приватбанк" и "Ощадбанк". В первую десятку ворвались также "Дельта-банк" и ПУМБ.

"Дельта" - за счет имиджа банка с самими высокими ставками по депозитам. ПУМБ - не столько за счет близости к власти, сколько благодаря эффективной западной "машине продаж", которая в этом году показала первые результаты. В дальнейшем у банка есть все шансы еще подняться в потребительском рейтинге.

Среди европейских банков в десятке остались сильнейшие – "Райффайзенанк Аваль", "УкрСиббанк", "Укрсоцбанк" и "OTP банк". Всем им удалось отстроится от проблем материнских структур и наладить эффективные взаимоотношения с клиентами.

Фото budshop.com.ua

Европейские банки все больше уступают позиции российскими банкам. "Альфа-банк" и "ВТБ" подкупают не только выгодными предложениями, но и хорошим сервисом, комфортными отделениями и профессиональным персоналом. Кроме того, они активны в информационном поле.

Во вторую десятку попал банк "Надра Банк". Несмотря на проблемы с репутацией (на которые мы сделали специальную корректировку), по всем остальным параметрам этот банк является рыночным игроком.

Кроме того, в двадцатку попали три малоизвестных банка. "Финансовая инициатива" (The bank) - за счет высокой рекламной активности рекламы бренда (реклама с футболистом Андреем Шевченко) и очень высоких процентных ставок.

"Златобанк" и "Национальные инвестиции" – благодаря ставкам намного выше среднерыночных и маленькой сети отделений (31 и 2 соответственно), которая дает очень эффективный показатель продаж.

Именно в эти банки население Украины понесет депозиты в первую очередь.

Мы с нетерпением ждем результатов 2012 года, который должен подтвердить наши предположения.