Українська правда

Навіщо Хмельницькому мотоцикли?

"Вони залишать один цех, в якому п'яні слюсарі будуть збирати 20 мотоциклів на рік. А інвестувати в розвиток заводу можна по-різному - хоч ландшафтним дизайном займайся. З ФДМ завжди можна домовитися". (Рос.)

22 августа Фонд госимущества сообщил о продаже очередного государственного предприятия. С молотка ушли более 90% акций Киевского мотоциклетного завода.

В сообщении Фонда отмечается, что цена продажи составила 59,8 миллионов гривен, что почти вдвое превысило начальную стоимость в 32,5 миллиона. Согласно условиям конкурса, покупатель должен внести 2,7 миллионов гривен инвестиций.

На сам конкурс подали заявки две компании ООО "Капитал Индекс Групп" и ООО "Металлконтрактсбыт". Обе они были допущены к конкурсу, и победила первая из названных – "Капитал Индекс Групп".

Это событие вызывает три вопроса: 1) Что продали? 2) Кому продали? 3) Что будет с предприятием? На них мы и попробуем ответить.

Что продали?

Немного истории. Киевский мотоциклетный завод был создан решением Совнаркома СССР после окончания Второй мировой войны – в сентябре 1945 года - на базе бывшего бронетанкового ремонтного завода.

Кстати, первую модель мотоцикла "Киевлянин" на заводе изготовили по документации и на оборудовании, полученном по репарации из бывшего Рейха. Это те самые мотоциклы, на которых немецко-фашистские войска пытались захватить территорию СССР во время Великой Отечественной Войны.

Фото prikolin.ru

В дальнейшем производство расширяли и совершенствовали. В 1978 году на КМЗ даже изготовили партию эскортных мотоциклов для Кремля.

При независимой Украине завод превратили в открытое акционерное общество, 100% акций которого принадлежали государству.

Как отмечается на сайте завода, сейчас КМЗ является единственным в Украине предприятием по производству мотоциклов тяжелого класса.

В отчете ОАО за 2011 год, размещенном в системе раскрытия информации на фондовом рынке SMIDA, отмечается, что организационная структура предприятия включает 20 цехов, 34 отдела, 3 бюро, 2 лаборатории, 6 складов, а также 6 дочерних предприятий.

Предприятие выпускает мотоциклы, запчасти к ним, автофургоны и автоприцепы, прицепы для лодок и мотоциклов, осуществляет художественно-декоративную обработку стекла, изготавливает сувенирную продукцию, спецавтомобили.

В зимний период реализация снижается в среднем на 15-20%. 90% продукции завода реализуется на территории Украины, а 10% - в дальнем зарубежье, в частности, на Кубе, в Панаме и Индонезии.

Особо отмечается, что на текущий момент на территории Украины нет аналогов подобного производства.

Сейчас завод осваивает выпуск 7 новых моделей мотоциклов, а также еврофургонов. "В будущем планируется увеличение роста объема производства в 2-2,5 раза за счет освоения новых рынков сбыта", - говорится в отчете.

Фото oppozit.ru

В частности, планируется развить два новых направления: производство универсальных сандвич-панелей и услуги по обработке и изготовлению металлоконструкций.

У завода неплохие финансовые показатели. В 2011 году КМЗ получил чистой прибыли 13 миллионов 196 тысяч гривен.

Расчетная стоимость чистых активов предприятия составила 36 миллионов 504 тысячи гривен, а уставной капитал – 7 миллионов 450 тысяч.

Однако главным сокровищем мотоциклетного завода, как это часто бывает, является земля. И стоит она в разы дороже, чем значится в бухгалтерских ведомостях.

Земельный участок предприятия составляет почти 30 гектаров в одном из центральных районов столицы – Шевченковском, на улице Семьи Хохловых. Это почти рядом с киевской телевышкой. Совсем недалеко находится очень неплохой район Лукьяновка, а в выходные дни от ворот завода за 5-10 минут машиной легко добраться до Хрещатика.

При этом, как говорится в том же отчете завода, 20% территории уже находится в аренде. Что, очевидно, и обуславливает такие приличные финансовые показатели. Ведь заводская земля действительно золотая.

Кто купил?

Как уже отмечалось выше, на приватизационном конкурсе победило ООО "Капитал Индекс Групп".

По информации "Экономической правды", 100% этой фирмы принадлежит компании из Британских Виргинских островов "Андерстар экспорт корпорейшн".

"Андерстар" связывают с именем одного из богатейших людей страны, депутата от Партии регионов Василия Хмельницкого. В 2011 году журнал "Корреспондент" оценил его состояние в 289 миллионов долларов.

 Василий Хмельницкий с Нестором Шуфричем

Читателям УП Хмельницкий знаком по серии публикаций касательно ситуации вокруг Жукова острова посреди Киева. А в списке Партии регионов на приближающихся выборах он стоит на очень престижном 37-м месте.

При этом Хмельницкий бизнесмен разноплановый – у него есть активы в газодобыче, в сельском хозяйстве, в фармацевтике. Но одним из главных направлений деятельности этого бизнесмена является недвижимость.

Центровое звено бизнеса Хмельницкого и его бизнес-партнера Андрея Иванова - проекты в недвижимости. Казалось, что расцвет влияния двоих бизнесменов пришелся на времена, когда Киевом руководил Леонид Черновецкий. Именно тогда их группа имела массу проектов в недвижимости, преимущественно офисной. А с началом кризиса бизнесменам удалось выгодно избавиться от многих объектов. Говорили, что часть из них выкупил лично богатейший человек страны Ринат Ахметов.

Ходили слухи, что после прихода новой власти Хмельницкому пришлось отдать очень многие объекты в недвижимости – землю, предприятия. Но это лишь одна точка зрения. Другая гласит, что Хмельницкий и Иванов сумели наладить хорошие отношения с новой властью. И даже в тех проектах, которые им пришлось отдать, они остались управляющими.

Например, в июле 2010 года бизнесменам удалось получить в долгосрочную аренду комплекс аэропорта Жуляны. Годом спустя их партнером в ООО "Мастер-Авиа" стал небезызвестный депутат Юрий Иванющенко, известный как "Юра Енакиевский".

После этого кто-то говорил, что "Енакиевский наехал на Хмельницкого". Однако была и другая точка зрения – что Хмельницкий с Ивановым были менеджерами Иванющенко по целому ряду проектов. В частности, в сфере транспорта в масштабе Украины. Со временем звезда "Юры Енакиевского" закатилась, а бизнесмены остались с очень неплохими позициями.

Андрей Иванов. Фото УП

Например летом этого года кипрская фирма, которую связывают с Хмельницким, купила больше 50% "Крымской Девелоперской Компании". Весной этого года последняя открыла крупнейший в Крыму торгово-развлекательный центр "Меганом".

Еще одна девелоперская компания Хмельницкого – UDP – реализовывала ряд масштабных проектов в столице. Например, ТРЦ "Ocean Plaza", который позднее продали русским, жилые комплексы "Парковый город", "Новопечерские Липки", "RiverStone".

Есть еще один занятный факт.

Второй участник конкурса по мотоциклетному заводу – ООО "Металлконтрактсбыт" – основан двумя другими фирмами – ООО "Инвест-фонд-сервис" и ООО "Паритет-Инвест".

По информации "Экономической правды", в составе учредителей двух последних фирм значилась еще одна виргинская компания – "Йорквуд Ресорсес ЛТД". СМИ писали, что этот оффшор также связан с Хмельницким и его партнером Андреем Ивановым.

Более того, фирма "Инвест-фонд-сервис" зарегистрирована по тому же адресу, что и победитель приватизационного конкурса "Капитал Индекс Групп" – Киев, улица Лаврская, 20.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что оба участника конкурса на приватизацию Киевского мотоциклетного завода связаны с Хмельницким. Возникает логичный вопрос: а был ли конкурс?

Напомним, что подобные "конкурсы" уже не раз происходили в Украине. Последний известный случай – это приватизация отеля "Спорт" возле стадиона "Олимпийский". До сих пор "Экономическая правда" не может получить от ФГИ ответ, так кто же составил конкуренцию Вадиму Новинскому.

Что будет с предприятием?

Информация о продаже КМЗ породила массу разговоров о том, что само производство новому собственнику не очень то и нужно. А вот земля и недвижимость – очень даже.

Не взирая на все планы предприятия по освоению новых рынков и началу выпуска новой продукции, огромный кусок бешено дорогой земли почти в самом центре Киева может перевесить все производственные интересы.

Даже если эта земля будет передана новому собственнику КМЗ в долгосрочную аренду – она ведь никуда не денется. А здания цехов относительно легко превращаются из производства в торгово-развлекательные центры.

Фото УП

Один из основателей и активистов движения "Сохрани старый Киев" Игорь Луценко считает, что в данном контексте показательным является пример киевского завода "Большевик".

"Конкурентоспособность мотоциклов КМЗ в Украине невысока. На самом деле, любое производство держать в той зоне, где находится завод, нет смысла. Поэтому в первую очередь там интересует земля", - уверен Луценко. 

"Мы видим пример завода "Большевик". Я думаю, что этим путем оно могло бы и развиваться. Тем более, что там недалеко кладбище и у жилого массива там будут минусы. А коммерческая недвижимость - вполне нормально", - заявил он.

По словам Луценко, приватизационные условия ФГИ, скорее всего, тоже не смогут стать серьезной помехой.

"Инвестобязательства - это вещь более простая. Их можно выполнять ненадлежащим образом, придумать как их обойти. Есть суды, которые незадорого могут в этом деле помочь", - считает он.

Его слова подтвердил один из депутатов Верховной Рады, который пожелал остаться неназванным. "Они оставят один цех, в котором пьяные слесари будут собирать 20 мотоциклов в год. А инвестировать в развитие завода можно по-разному – хоть ландшафтным дизайном занимайся. Так что с ФГИ всегда можно договориться", - считает он.

Остается добавить, что одним из аргументов в пользу возможного "перепрофилирования" КМЗ в ТРЦ является любовь Василия Хмельницкого к масштабным девелоперским проектам.

"Экономическая правда" пыталась получить комментарий у самого Хмельницкого. Однако с его компаниями связь установить не удалось, а помощники бизнесмена сообщили, что он находится не в Украине, и связаться с ним пока невозможно. Редакция готова опубликовать позицию Хмельницкого в любой момент.