Віктор Івченко: тимчасова адміністрація - не окупація
Центральний депозитарій - це всього лише центральний банк для ринку цінних паперів. Якщо немає нормально працюючої банківської системи, це не змінить нічого. В Україні потрібно створювати фондову, валютну, ф'ючерсну біржі. Наші товарні біржі мають працювали не заради штампика на контракті (Рос.).
В 2010 году тяжеловес финансового рынка Виктор Ивченко, экс-член ГКЦБФР и экс-глава Государственного агентства по инвестициям и инновациям, был трижды замечен прессой.
Во-первых, в правительстве Николая Азарова он получил пост замминистра образования.
Во-вторых, 17 июня он возглавил наблюдательный совет Укргазбанка.
В-третьих, 15 сентября ГКЦБФР 86-ю процентами акций поддержала увольнение Ивченко с поста главы набсовета Национального депозитария, собственника 13% акций данной структуры. Эту позицию он занимал с декабря 2005 года.
В блиц-интервью "Экономической правде" он рассказал о состоянии дел в Укргазбанке и Национальном депозитарии.
- Виктор Анатольевич, недавно Укргазбанк попросил государство об очередном вливании денег. Откуда взялись убытки? В свое время на рекапитализацию правительство выделило достаточную сумму.
- Я не хочу вдаваться в историю возникновения "большой дыры", потому что есть разные оценки, тем более политические.
Что установила суперкомпетентная проверка Нацбанка? Для решения текущих проблем учреждения, без которых невозможна его стабилизация и уверенная работа, необходимо увеличить резервы на 3,7 миллиарда гривен. Об этих деньгах сейчас идет разговор, идут переговоры с правительством как с основным донором.
Конечно, это все деньги в долг. Хоть и акционерный капитал, рано или поздно его придется возвращать. Это не очень хорошо для банка, который в будущем будет приватизирован. Однако другого варианта нет, если только не системно-структурный выход, над которым, насколько я знаю, в правительстве тоже работают.
Речь идет об идее сконцентрировать все сомнительные кредиты в одном банке. Скорее всего, это будет не Укргазбанк. В результате, те 5 миллиардов гривен, которые вложены в резервы и находятся в Национальном банке, будут освобождены. Тем самым, оздоровление Укргазбанка произойдет само по себе.
Таким образом, есть два варианта выхода, но окончательный выбор еще не сделан. Однако я боюсь, как бы этот выбор не возник сам по себе. Очень тревожным симптомом является перспектива недоформирования бюджета. Соответственно, не будет денег в бюджете - не будет их и на увеличение уставного фонда.
Предварительные разговоры на уровне премьера были. Банку поручено готовить обоснование, как будет решена не сегодняшняя проблема, а как будет решаться проблема банка в целом. Собственно, этим мы сейчас и занимаемся.
- Что думает по этому поводу Нацбанк? Судя по всему, ему придется монетизировать очередную порцию ОВГЗ.
- Нет, проблема монетизации не стоит. Поскольку это все идет в резервы банка, все тут же будет передано Национальному банку. Проблема монетизации ценных бумаг, которыми обычно обеспечивается докапитализация... Деньги - это уже их вопрос.
Вообще Нацбанк относится к проблемам Укргазбанка, как к своим проблемам. Это государственный банк, и существует корпоративное единство между чиновниками если не всех стран, то нашей страны. Я считаю, что это нормально.
Мы говорим не о регулировании, которое осуществляется в строгом соответствии с правилами в отношении всех банков. В целом, действия Нацбанка конструктивные, они нам помогают, подсказывают правильные решения.
- Если правительство и Нацбанк откажут в финансировании, как могут развиваться события? Идет ли речь о введении временной администрации?
- Да. Укргазбанк - это обычный банк. Если нормативы не будут находиться в нужных пределах, не будет сформировано резервирование, то НБУ введет временную администрацию, чтобы быть уверенным в правильном использовании средств.
Выход ли это из положения или вход в еще большие неприятности? Я не знаю. Думаю, Нацбанк в данном случае будет прав, но положение Укргазбанка это вряд ли улучшит. Во всяком случае, это оттянет решение проблемы на какое-то время.
Я бы не делал из этого трагедию. Временная администрация - это же не оккупация чужими солдатами. Это всего лишь мера по защите вкладчиков.
Проблемы Укргазбанка все равно нужно будет решать Укргазбанку. Ни Нацбанк, ни временная администрация не решили проблем ни одного учреждения. Собственно, она не для того вводится. Она вводится для предотвращения еще больших проблем.
- Как обстоят дела с Нацдепозитарием?
- Формально было отменено, а фактически сорвано собрание 15 сентября. Президента дезинформировали относительно деятельности НДУ, из-за чего было принято решение сменить его руководство.
Сейчас идет проверка. Ее результаты показали, что в письме председателя НБУ содержалось много неточностей. Как это будет оценено, мне неизвестно.
Я с 1997 года говорю о необходимости создания центрального депозитария. Учитывая произошедшие в последнее пятилетие трансформации этой структуры - отмену ограничений на ее функции, технологическое оснащение, речь идет о необходимости признать де-юре НДУ центральным. Это предусмотрено законом.
Радикальное изменение взаимоотношений многим приносит благо, но кое-кому доставляет неудобства. Конечно, пострадают те, кто живет за счет инсайдерского рынка и отсутствия биржевой системы. Вот они с этим борются. Надеюсь, победит здравый смысл, а будет Ивченко главой набсовета НДУ или нет - не важно.
Равно как меня мало интересует доход на акции Нацдепозитария, которые принадлежат близкой ко мне компании. На эти бумаги за все годы существования НДУ ни одной копейки дивидендов не было выплачено. Думаю, выплат не будет еще много лет. Не ради этого он создавался.
Надеюсь, после принятия решения по этому поводу пройдет собрание, которое перенесено на 17 ноября.
- Какими будут ваши дальнейшие действия, если вы останетесь на посту председателя набсовета НДУ?
- Я всегда пытался создать инфраструктуру в соответствии с разумной концепцией, которую помогли написать американцы еще до моего прихода в этот сектор. Я имею в виду Концепцию развития и функционирования фондового рынка Украины.
В стране, которая претендует на звание рыночной, должна быть экономика, построенная на нормально работающей инфраструктуре.
Особенность ситуации в том, что есть негатив к центральному депозитарию. Причем не только к депозитарию, созданному на базе ВДЦБ, но даже на базе Euroclear.
Deutsche Bank не решит наших проблем, если мы будем опираться на один институт. Центральный депозитарий - это всего лишь центральный банк для рынка ценных бумаг. Если нет нормально работающей банковской системы, это не изменит ничего.
В Украине нужно создавать фондовую биржу, валютную биржу, фьючерсную биржу. Нужно, чтобы наши товарные биржи работали не за штампик на контракте.
- Вам какие-то кадровые предложения в последнее время делали?
- Какие вы хотите еще кадровые предложения? Я председатель набсовета одного из крупнейших банков страны, который находится в очень сложном положении. Я замминистра, отвечаю за развитие науки в вузах и внедрение результатов научных исследований. Очень интересно сотрудничаю в этом плане с Академией наук.
- Продолжаете курировать Государственное агентство по инвестициям и инновациям (Ивченко возглавлял агентство с 2005 года по 2009 год, в 2007 году в ведение этого органа было передано Государственное ипотечное учреждение. - "ЭП")?
- Нет, в силу сложившейся в Украине системы госорганов я к агентству, к сожалению, никакого отношения не имею. Я пока еще председатель наблюдательного совета Национального депозитария.
В конце концов, зампредседателя Национального совета по устойчивому развитию, который недавно реорганизовали. Куда мне еще? Дай бог все это реализовать.