Технологія антикризового управління
Налогоплательщики спасают ситуацию, предоставив ресурсы для выкупа банковской системы с тем, чтобы спасти экономику в целом и, в конце концов, свои рабочие места.
Однако налогоплательщики уже более не приемлют лозунга "бизнес как всегда". Они требуют мер по изменению всей системы.
Жан Лемьер экс-президент ЕБРР
От нахлынувших статей и аналитических материалов, телевизионных шоу, посвященных кризисным страшилкам, становиться хуже с каждым днем.
Можно ли в этих условиях, хотя бы теоретически, выстроить четкие управленческие алгоритмы и процессы антикризисного управления?
Решения, на мой взгляд, не могут быть ни чисто рыночными, ни привычными, с точки зрения устоявшейся политической практики. Беспрецедентный вызов требует новых политических и организационных подходов.
Философией антикризисного управления способен стать солидаризм.
Сегодня всем очевидно, что потери уже велики, а в будущем они будут еще более серьезными, затрагивая доходы семей и бизнеса, экспортные рынки, объемы поступления налогов, ситуацию с занятостью и так далее.
Правда, пока для многих еще не очевидно, что попытки решить свои проблемы за счет жизненных интересов других (групп или бизнесов) приведут к дальнейшему ухудшению, а может, и коллапсу всей системы.
Тем более, если окончательный счет может быть выставлен, как всегда это происходило, рядовому налогоплательщику.
На мой взгляд, единственной верной философией антикризисного управления может быть именно концепция солидаризма. В том смысле, что все (государство, политические элиты, работодатели, предприниматели, работники, домохозяйства, СМИ, простые граждане) должны принести свою "жертву" в антикризисный котел, сделав посильный вклад в общие усилия преодоления кризиса.
Разговор должен быть инициирован правящей элитой, вклад каждой стороны - четко очерчен и заранее согласован со всеми остальными сторонами.
На практике принцип солидаризма может означать следующее: государственный аппарат очищается от коррупции и некомпетентности путем новой кадровой политики, пересматривает свой бюджет, а также государственные расходы, эффективно выполняет фундаментальные функции защиты и снабжения общества жизненно необходимыми услугами.
Основная функция власти состоит в возрождении доверия, как экономической категории. А также в создании антикризисного мастер-плана и основ послекризисной стратегии.
Если в рамках мастер-плана средства налогоплательщиков, прямо или косвенно, идут на поддержку частных предприятий или рекапитализацию банков, это в обязательном порядке должно сопровождаться пропорциональным финансовым участием владельцев-работодателей.
Вклад работников и профсоюзов состоит в поддержке атмосферы общественной толерантности и социальной стабильности. Вклад оппозиции - в том, что она конструктивно критикует и предлагает рациональные альтернативные решения, но не расшатывает лодку во время пятибального шторма по принципу "чем хуже, тем лучше".
Вклад домохозяйств, кроме неизбежного затягивания поясов, состоит в разумных уровнях потребления всего украинского и возврату сбережений из чулков в банковскую систему.
Взнос в общую копилку СМИ должен состоять в более скромном освещении тягостных реалий жизни, предохранении ранимого сознания общества от "суицидальных" кризисных настроений.
Консенсуализация и план. Философию антикризисного управления, а также мастер-план необходимо согласовать на общенациональном уровне с обязательным участием всех выше упомянутых сторон, проведя Всеукраинский антикризисный форум.
О необходимости мастер-плана говорит хотя бы начавшийся бурный поток антикризисных законопроектов, так или иначе касающихся расходования бюджетных средств.
Учитывая чрезвычайную ограниченность ресурсов, важно для начала осознать общую картину "поля боя", просчитать, где будут наибольшие потери, определиться, как эти потери минимизировать либо компенсировать. Памятуя, что потери должны быть распределены пропорционально.
Ошибочным является представление, будто во время кризиса не должно быть никаких стратегических инвестиционных проектов, кроме общественных работ.
Уверен, что энергосбережение, так называемый "клин-тек", транзитная и телекоммуникационная инфраструктура, агробизнес и здравоохранение должны стать ключевыми сферами приложения государственных и частных инвестиций во время и после кризиса.
Организация управленческого процесса. Ни одна ветвь власти не в состоянии сегодня взять на себя полностью организационное обеспечение антикризисного управления. Учитывая непреодолимое искушение каждой из них, равно как и оппозиции, свалить все ошибки (и будущие, и настоящие) на оппонентов, важно посадить их всех в одну управленческую лодку.
Назвать ее, скажем, Комитет экономической стабилизации (КЭС).
В его состав должны войти министры финансов и экономики, глава НБУ и руководители финансовых регуляторов, представители законодательной власти, работодателей, профсоюзов и (обязательно!) оппозиции. При КЭС может быть создан Высший экспертный совет.
КЭС мог бы стать штабом антикризисной координации, имеющим рекомендательный голос и право общественного контроля в вопросах распределения дефицитных ресурсов, определения инвестиционных приоритетов, использования средств Стабилизационного фонда, кредита МВФ, целевых государственных займов.
И, возможно, в рекомендациях относительно ключевых кадровых назначений.
Совместная работа всех сторон в рамках КЭС, регулярные слушания представителей КЭСа в парламенте могли бы постепенно вернуть доверие украинских и иностранных хозяйствующих субъектов.
Единственно адекватным ответом на дефолтные оценки Украины рейтинговыми агентствами в нынешних условиях может быть лишь эффективный антикризисный менеджмент.
Ресурсы. Потребности в финансовых ресурсах для преодоления кризиса огромны. Из опыта стран, испытавших банковские кризисы, цена вопроса составляла в среднем 13-15% ВВП. Для Украины это - порядка 26-30 миллиардов долларов.
Среди потенциальных ресурсных источников наиболее очевидный и весомый - кредиты международных финансовых организаций, в том числе, часть стабилизационного кредита МВФ, а также кредиты Всемирного банка и ЕБРР. Это, в сумме, около 10 миллиардов долларов на 2009 год.
Можно также рассмотреть возможность введения "солидарного" единовременного налога на юридические и физические лица, предложить добровольные взносы в антикризисный солидарный фонд и провести специальный целевой государственный займ.
Главное существенно ужесточить уголовную ответственность за расхищение или нецелевое использование государственных средств.
Кадровая политика солидаризма должна соответствовать ряду принципов:
Во-первых, люди, имеющие корпоративные интересы, как бы профессиональны или опытны они ни были, не имеют права возглавлять органы центральной исполнительной власти или ведомства, имеющие отношение к распределению остро дефицитных ресурсов.
Во-вторых, не может власть нанимать советниками банки, которым должна.
В-третьих, власть не имеет морального права пользоваться услугами и платить иностранным консультантам, в то время как высокопрофессиональные украинские специалисты остаются невостребованными.
Именно из-за крайней ограниченности ресурсов, а также слабости украинской натуры перед искушением решить свои проблемы за счет других, нелогичной выглядит ситуация, когда банкиры пишут от имени государства планы собственного спасения. Это же касается представителей других сфер бизнеса.
Кто же их напишет? Где раздобыть адекватные кадры? Одно из возможных решений - призвать в страну всех тех украинских банкиров и менеджеров-управленцев, которых кризис на западе выбросил на улицу. А также внимательно искать в стране.
Кризис, как правило, выносит на поверхность искателей легкой наживы, авантюристов. Если кадровая политика государства сохранит свои докризисные "традиции", Украину ничто не спасет. Даже солидаризм.
Доверие и банковский сектор. Без возрождения доверия к банковскому сектору и, главное, к деятельности НБУ, говорить о перспективах стабилизации бессмысленно.
Сегодня уже можно сделать вывод о неадекватности действий Нацбанка, проспавшего лавинообразный рост кредитов и кредитных рисков в банковской системе, допустившего рост долларизации экономики, частного внешнего долга.
Второй вывод - давно назревший "плавающий" валютный курс нужно было вводить осторожно и постепенно во время экономического подъема, а не окончательно добивать доверие населения и бизнеса серией непоследовательных шагов и заявлений во время разворачивающегося кризиса.
Третий вывод - в мандате НБУ, контролирующего денежную массу, и одновременно каналы, по которым эта масса поступает в экономику, содержится не только конфликт интересов, но и потенциальная основа для коррупции.
Чтобы изменить ситуацию, нужны серьезные кадровые решения. При этом требования к будущему руководителю Нацбанка должны быть очень жесткими.
Он должен быть высококлассным профессионалом с незапятнанной репутацией, не должен иметь никаких интересов прямого или опосредованного владения корпоративными (производственными или банковскими) активами, ему должны доверять в МВФ, ЕБРР, ВБ, в других международных финансовых институтах.
О роли лидера в антикризисном управлении. Украине необходимы лидеры, понимающие важность доверия, как экономической категории, и необходимость радикальной послекризисной трансформации всей сущности экономической системы страны.
Доверие возродится, если лидер сможет направить дефицитные инвестиционные ресурсы не на финансовые спекуляции и валютный арбитраж, а в те сектора национальной экономики, которые гарантируют трудовую занятость и производят необходимые товары и услуги.
Коллективный лидер национального возрождения должен быть честным перед обществом, оглашая истинное положение дел в стране и призывая всех и каждого сделать свой посильный вклад в общую копилку борьбы с кризисом.
Он должен жестко отстаивать соблюдение приоритетов: безопасность, обеспечение людей продовольствием и медикаментами, теплом и электроэнергией, нормальным функционированием школ и больниц, путей сообщения, неприкосновенность собственности.
Только такой лидер сможет создать у общества столь необходимое сегодня чувство уверенности в том, что Украина способна преодолеть кризис, выстоять и победить.