Українська правда

Новий закон №7275: чи захистить він бізнес від свавілля правоохоронців

Які прогалини залишилися в ухваленому Верховною Радою законі і чому тиск на бізнес з боку правоохоронців посилюється.(Рос.)

Давление на бизнес в Украине усиливается с каждым годом. Если в 2014 году количество обысков составляло 40 тысяч, то к концу 2016 эта цифра уже превышала 100 тысяч.

Согласно официальной статистике, в стране проходит от 10 до 15 обысков ежечасно. Неудивительно, что "пристальное внимание" правоохранителей уже распугало большинство иностранных инвесторов.

Для решения этой проблемы 16 ноября был принят Закон №7275 "О защите прав участников уголовного производства".

Подразумевается, что новый Закон урегулирует порядок проведения обысков и разрешит все наболевшие вопросы, возникшие во взаимоотношениях между правоохранителями и бизнесом.

Что нового

Список изменений, предлагаемых законом, действительно впечатляет. В частности, он предусматривает:

  • Обязательную видеозапись всех действий при обыске

Видеозапись проводится самим следователем и прилагается к протоколу обыска как его неотъемлемая часть. Адвокат тоже имеет право самостоятельно осуществлять фиксацию следственных действий, и никто не может ему в этом препятствовать.

  • Право на проведение следственных действий в разумные (сокращенные) сроки

Ранее такое право предоставлялось только подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему. Теперь же обратиться с соответствующим ходатайством могут лица, не являющиеся участниками процесса.

  • Запрет на изъятие компьютерной техники и средств связи

В случае необходимости следователь или прокурор копируют данные, которые содержатся в информационно-телекоммуникационных системах. При этом копирование осуществляется с привлечением специалиста.

  • Право привлекать адвоката на любой стадии обыска

Если во время обыска без присутствия адвоката изымаются документы или техника, то такие материалы теряют значение и не могут в дальнейшем использоваться стороной обвинения. Также нельзя использовать данные, если их изъятие не зафиксировано на видео.

  • Запрет на безосновательное открытие уголовных дел по одному и тому же поводу

Дополнен перечень оснований для закрытия уголовных производств. Отныне уголовное дело закрывается автоматически, если существует неотмененное решение следователя о закрытии дела по тому же вопросу. Другими словами, прекратится каскадное открытие уголовных дел разными правоохранительными органами по одному и тому-же факту.

  • Правительственный контроль

Закон предлагает расширить полномочия Кабинета Министров в сфере контроля за нарушениями правоохранительных органов. Предполагается, что Кабмин будет обобщать информацию о нарушениях и поднимать вопрос об ответственности нарушителей.

Что осталось "за кадром"

Несмотря на всю прогрессивность закона, некоторые пробелы в нем все-таки есть. Нерешенным, например, остался вопрос ответственности правоохранителей за материальный и моральный ущерб, причиненный при обыске.

Согласно закону, полномочия Кабинета министров, ограничены мониторингом. То есть Кабмин может только выявлять правонарушения и готовить свои рекомендации по их устранению. О применении конкретных санкций к нарушителям в новом законе речи не идет.

Сейчас сотрудники правоохранительных органов не несут персональной материальной ответственности. Любой ущерб, причиненный ими в процессе обыска, компенсирует государство по решению суда. А, как известно, получить какие-либо средства из государственного бюджета сейчас весьма проблематично.

Показательным примером может послужить одно из судебных дел по иску предпринимателя к СБУ о возврате денег, незаконно изъятых при обыске.

Так, еще в 2013 году во время обыска на предприятии истца сотрудники СБУ в Луганской области изъяли денежные средства в сумме около 265 тыс. евро. В банк деньги решили не отдавать и оставили на сохранение в личных кабинетах.

После захвата здания СБУ в апреле 2015 года все деньги таинственным образом исчезли. Таким образом, в результате халатности сотрудников СБУ предприниматель потерял все свои сбережения и уже три года безуспешно пытается их вернуть через суд.

Подобных ситуаций можно было бы избежать, если бы каждый сотрудник правоохранительных органов нес персональную материальную ответственность за свои действия.

Также не урегулирована процедура привлечения эксперта при копировании информации с сервера.

Согласно новому закону, следователь может временно реквизировать технику, если в процессе обыска будет установлено, что доступ к ней защищен паролем, а также при необходимости проведения экспертизы.

Поскольку правоохранители не владеют специальными знаниями в сфере технологий, то необходимость проведения экспертного исследования возникает неизбежно. Это дает правоохранителям неограниченные возможности для изъятия техники по формальным обстоятельствам.

Например, если в ходе обыска будет установлено, что сервер запаролен, следователь может принять решение о передаче его на экспертизу. Соответственно, для этого его нужно будет изъять для передачи в экспертное учреждение. При этом какого-либо ограничения по времени проведения экспертизы нет, в связи с чем предприятие может лишиться своего оборудования на долгие годы.

Аналогичные законы

Закон №7275 — это не первая попытка урегулировать процедуру обысков. Так, например, весной 2015 года вступил в силу закон "О дерегуляции бизнеса" №1580, запрещающий изымать серверы без постановления суда.

Авторы закона надеялись, что благодаря этому сократится количество нарушений при обысках, и работа проверяемых компаний не будет блокироваться. Но чуда не случилось, и правоохранители нашли выход из ситуации: постановления судов стали дополнять перечнем оборудования для изъятия, хотя по факту забирали все, что попадалось под руку, не стараясь соответствовать списку.

Также на сторону бизнеса неоднократно становилась прокуратура.

Например, в феврале 2016 года генеральный прокурор подписал официальное письмо, в котором поручил руководителям региональных прокуратур принять меры для борьбы с не допуском адвокатов к проведению следственных действий.

Были ли приняты какие-то меры по исполнению этого предписания — неизвестно. Остается надеяться, что Закон № 7275 не постигнет та же участь.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
законодавство бізнес Верховна рада