Таємниці митної реформи від Мінфіну
Що хоче зробити Міністерство фінансів з митницею.(Рос.)
Абсурдность реформ, предлагаемых Министерством финансов под соусом системных изменений, зашкаливает.
Похоже, в ведомстве решили подменить здравый смысл и полноценные преобразования нелепыми наскоро "склеенными" новшествами.
Так случилось с принятием правительством минфиновского проекта постановления о реформировании территориальных органов Государственной фискальной службы. Первый объект изменений в нем — таможня.
До основания. А затем?
Предлагаемая Минфином реформа заключается в ликвидации 27 таможен в регионах и создании одной централизованной таможни на всю страну.
Беспрецедентно!
Во-первых, такой подход перечеркивает совместные с МВФ наработки, зафиксированные еще в 2015 году.
Тогда по инициативе Минфина и Государственной фискальной службы пункт о необходимости создания одного юридического лица появился в проекте плана имплементации рекомендаций миссии МВФ и был поддержан ее экспертами.
Но речь шла об одном юрлице на уровне областей, а никак не на уровне государства. И в этом — существенная разница.
Во-вторых, менять системные правила, установленные законами, начали в обход Верховной Рады — единственного законодательного органа страны.
Одновременно с этим игнорируется действующий Таможенный кодекс, без изменений в который невозможно в правовом поле поменять способ и форму организации деятельности таможен.
Хотя понятно, почему. В повестку дня текущей сессии ВР включен проект закона (№3763), создающий Национальную таможенную службу как самостоятельный орган власти. Разработанный авторским коллективом нардепов из разных фракций, он уже поддержан парламентским Комитетом по налоговой и таможенной политике для принятия за основу.
Видимо с учетом этого, проект пресловутого постановления Кабинета Министров "О реформировании территориальных органов Государственной фискальной службы" был подготовлен Минфином абсолютно непрозрачно. 29 марта, внесенное наскоро на заседание правительства, оно было одобрено.
Тайна первая — социальные проблемы и потери бюджета
В пояснительной записке к постановлению Минфин отмечает, что проект не требует обнародования, поскольку не является регуляторным актом и не затрагивает интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Неужели в главном финансовом ведомстве страны не знают, что система организации работы таможни напрямую влияет на операции по внешнеэкономической деятельности украинских предприятий и обеспечивает ритмичность и системность поступлений в бюджет?
Если верить авторам, проект не касается социально-трудовой сферы и не влияет на рынок труда. А ведь фактическое уничтожение таможен в регионах приведет к существенному изменению условий труда многих действующих сотрудников и потере квалифицированных кадров.
И как будут решаться текущие кадровые вопросы — от приема-увольнения, отпусков, командировок, до конкурсов на должности госслужбы?
Учитывая численность работников и их функционал, единая Межрегиональная таможня должна будет издавать в день 550 приказов, в среднем — 68 приказов в час. О какой же эффективности может идти речь?
С тем, что не потребуются дополнительные затраты госбюджета, тоже откровенная дезинформация. В результате непрогнозируемой "реорганизации" придется заменить тысячи печатей, штампов, пломбираторов, бланковую продукцию, удостоверения, провести выплаты сотрудникам при сокращении или увольнении.
По скромным подсчетам лишь на это потребуется несколько десятков миллионов гривень. И перераспределение средств здесь невозможно. Нужно будет откуда-то забрать, но откуда? Источник — все равно бюджет.
А что будет с делами, находящимися на рассмотрении в судах, где таможня как ответчик представляет интересы государства? Туда должны будут ездить специалисты из Киева. Выездов сотни, и каждый стоит государству денег.
Тайна вторая — разбалансировка таможенной системы
Структура таможни сейчас соответствует административно-территориальному устройству нашего государства и Таможенному кодексу: одна административно-территориальная единица (область, Киев, Севастополь) — одна таможня со статусом юридического лица.
А внутри ее действуют таможенные посты без такого статуса, но с четкой привязкой к пунктам пропуска на границе и к местам оформления во внутренних таможнях.
Конечно, при существующих потоках контрабанды, проблемах с таможенной стоимостью, коррупцией назвать эту структуру безоговорочно эффективной нельзя. Но на территориальном уровне она оптимальна.
Необходимы методы для ее эффективного использования и руководства. И то, и другое было разрушено поглощением фискальной службой под основную цель – сбор налогов. Но для таможни фискальная функция не основная.
Каждая таможня имеет свою, иногда уникальную, специфику деятельности. Потому и управленческие решения должны приниматься исключительно с учетом такой специфики.
Сравните Одесскую таможню с ее портами и молдавской границей с полностью внутренней Черкасской таможней. Или Черновицкую таможню с Запорожской.
Это разная оперативная остановка, разные государства–соседи, разные пункты пропуска по виду транспорта и уровню обустройства, разная степень взаимодействия с таможенными органами соседнего государства, способы, объекты и субъекты контрабанды, принципиально разные товарные потоки, таможенные режимы и так далее.
Потому искусственная концентрация полномочий в одной на всю Украину таможне однозначно приведет к большим осложнениям в таможенном контроле и оформлении.
Одна из функций таможни в регионе — контроль за работой постов и подразделений, расстояние между которыми порой превышает 100 километров.
Даже в нынешней ситуации это проблематично. Мало-мальски отдаленные от столицы посты и пункты пропуска останутся бесконтрольными. О какой борьбе с коррупцией можно говорить в таком случае?
Реформа не сможет обеспечить внедрение единых стандартов определения таможенной стоимости и классификации товаров. Они и так едины, определены Таможенным кодексом. Вопрос — в контроле их реализации. И если он "страдает" сейчас, что будет, когда этим будут заниматься около 200 таможенных постов с единственным контролем из столицы?
Тайна третья — удар по автомобилистам и нереальность сроков
Согласно статье 95 Таможенного кодекса, срок транзита автомобильным транспортном через территорию Украины — 10 суток. Но для перемещения в зоне деятельности одной таможни — 5.
Получается, при реализации "таможенной реформы" Минфина и образовании одной Межрегиональной таможни с зоной деятельности по всей Украине, срок такого транзита сократится в два раза. Это однозначно ударит по украинским и иностранным автомобильным перевозчикам.
Абсолютно утопичными выглядят и сроки реформирования. Уничтожение таможен по идее разработчиков должно пройти до 1 мая. А как же изменения в Таможенном кодексе и нескольких десятках связанных с ним нормативно-правовых актов?
Чтобы сделать это правильно, предусмотрев соответствие одного акта другому, потребуется не один месяц работы. В противном случае мы все будем вовлечены в правовой хаос и неразбериху.
Главная цель реформы определена: централизация функций. Но, если в этом цель, нужна ли такая реформа стране?