96 тисяч за працівника-"нелегала". Які штрафи і перевірки чекають на бізнес
Багато малих підприємств після сплати штрафів закриються. Санкція може бути істотною, але вона не повинна стимулювати корупцію. (Рос.)
Когда говорят о повышении минимальной зарплаты и росте на 1,2 млрд грн показателей сбора ЕСВ за январь 2017 года, к сожалению, упускают из вида другую составляющую реформы оплаты труда в Украине.
Поднять зарплату — не самое главное с точки зрения правительства и государственной сметы. Важнее обеспечить соблюдение данной нормы, иначе достичь того, что министр социальной политики Андрей Рева называет "расширением базы начислений" для нужд Пенсионного фонда, будет непросто.
С этой целью в том числе ужесточили ответственность, предусмотренную статьей 265 КЗоТ, за нарушение законодательства о труде. Речь идет о том, что допуск неоформленного работника, оформление не на полный рабочий день того, кто трудится полный день, выплата зарплат без уплаты ЕСВ будет стоить физлицу-предпринимателю либо предприятию 30 минимальных зарплат — 96 тыс грн.
После введения таких санкций закономерно должен был возникнуть вопрос, как и кто будет осуществлять контроль, а также наделен ли этот субъект необходимым объемом полномочий для выполнения таких заданий.
Этим вопросом задались в Минсоцполитики. Параллельно начались преобразования в работе Госинспекции труда. В декабре 2016 года на общественное обсуждение был вынесен новый порядок проведения проверок этим органом и его структурными подразделениями.
Данный порядок пока не утвержден: бизнесу дают возможность адаптироваться. На протяжении первого квартала 2017 года предприниматели смогут привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями.
Статья 265 КЗоТ предусматривает, что нарушение может быть выявлено как непосредственно на предприятии, так и постфактум. Что имеется в виду?
К примеру, при наличии судебного решения, в тексте которого установлены нарушения порядка трудоустройства либо условий труда работодателем, Госинспекция труда имеет право составлять свой документ — акт проверки с соответствующим реагированием и наложением своих санкций.
Второй вариант — выявление нарушений во время проверки. Для ее проведения могут быть такие основания: обращения сотрудника либо физлица, работающего без оформления, решения главы Гоструда, суда, сообщения правоохранителей, информация Госстата в случае наличия долга по зарплате, ГФС и ПФ.
Инициировать проверку также сможет инспектор труда в случае проведения им инспекционного посещения для информирования предпринимателя.
Последний пункт весьма интересен. Выглядит он примерно так. Приходит инспектор, чтобы провести информирование либо профилактическую лекцию, и тут у него появляются подозрения, что нужно провести проверку.
Чтобы ее начать, инспектору нужно сообщить об этом в Гоструда либо в территориальное подразделение. Скорее всего, хватит телефонного звонка.
Удостоверения сотрудника Гоструда достаточно для того, чтобы пройти на территорию предприятия и провести проверку. Инспектор не обязан показывать направление либо сообщать, по чьему обращению или заявлению он прибыл, тем самым сохраняя конфиденциальность сведений об источнике.
Участие в проверках могут принимать представители профсоюза — с согласия проверяемого и если сотрудники являются членами профсоюза.
Также инспектор имеет право прибегнуть к помощи правоохранителей. Генпрокурор Юрий Луценко, вероятно, не упустит возможности сделать пару постов для Facebook и выступить мерилом правосудия.
К слову, камеральная проверка либо инспекционное посещение не должны длиться дольше десяти дней, а проверка субъектов малого и микропредпринимательства — не более двух дней.
Вернемся к тому, почему речь идет об усилении полномочий инспекторов.
Так, на основании удостоверения предприниматель должен допустить инспектора в любое время в любые помещения, в которых используется наемный труд, и предоставить любые документы. Инспектор имеет право задавать вопросы руководителю и сотрудникам устно и письменно, при свидетелях и без них.
Кроме того, инспектор имеет право фотографировать, снимать видео и записывать аудио, и эти материалы приобщаются к акту проверки.
Уже не пройдет вариант: "А мы не откроем дверь".
Исходя из норм статьи 265 КЗоТ в их обновленном виде, создание инспектору преград обойдется в три минимальные зарплаты — 9 600 грн. Если же проверка связана с выявлением неофициальных трудовых отношений и выплат зарплат без уплаты ЕСВ, штраф возрастет до ста минимальных зарплат — 320 тыс грн.
Коммерция в силе. Если пустить — инспектор выявит неоформленных работников, и тогда предстоит заплатить 96 тыс грн, если не пустить, — 320 тыс грн. И, конечно, уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений.
В то же время, на определенные моменты Минсоцтруда повлиять не в силах. Речь идет о судах и свойстве отечественных предпринимателей находить с ними консенсус. Если этот консенсус не будет найден на стадии проверки с инспектором, есть еще как минимум две инстанции "урегулирования".
Так, порядок привлечения к ответственности определяется постановлением правительства №509 от 17 июля 2013 года. В перечне таких, что потеряют юридическую силу вследствие принятия нового положения о порядке проведения проверок, этот документ не значится, следовательно, он пока актуален.
Алгоритм простой. Инспектор составляет акт и в течение десяти дней принимает решение о наложении штрафа. Затем в течение 15 дней оно рассматривается при участии представителя проверяемого субъекта. Дело рассматривает уполномоченное руководящее лицо Госинспекции труда.
Постановление о привлечение к ответственности, вынесенное по результатам рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Таким образом, объясниться можно будет и в суде, и в самой комиссии — где будут выгодней условия. Как сейчас популярно говорить, конкуренция приводит к снижению цены.
В то же время, для добросовестных работодателей порядок предусматривает дополнительную опцию: аудит соблюдения норм трудового законодательства.
Руководитель предприятия может сам инициировать проверку. Если нарушений не установят, ему выдадут справку, если установят — акт и предписание на устранение нарушений со сроком исполнения три и более месяцев.
Разница в том, что проверка может быть неожиданной для предприятия и повлечь неприятные финансовые последствия. Заказ же услуги позволит предпринимателю на протяжении срока выполнения предписаний спокойно говорить: "Мы работаем над устранением своих ошибок".
В объяснительной записке к документу его инициаторы указывают, что он будет стимулировать работодателя соблюдать законодательство о труде и занятости.
Однако многие малые предприятия после уплаты таких штрафов могут прекратить хозяйственную деятельность. Санкция может быть существенной, но она не должна уничтожать нарушителя и не должна способствовать коррупции.